Сафина Алсу Шамилевна
преподаватель фортепиано
МБУДО Рыбно-Слободская школа искусств им.Ф.Ахмадиева
п.г.т Рыбная Слобода
Задача художественно-эстетического воспитания учащихся-пианистов в детских школах искусств, связанная с обогащением эмоционального опыта, развитием образного мышления, личностно-оценочного отношения к музыкальным произведениям. Опыт подтверждает, что музицирование в различных ансамблях, аккомпанирование солистам приносит особо ощутимые плоды в музыкально-художественном развитии ученика. Совместное музицирование представляется ученикам, процессом более творческим, чем индивидуальная работа над сольным репертуаром.
Следует отметить, важную музыкально-просветительскую функцию фортепианной ансамблевой музыки. Ведь куда занимательнее и интереснее исполнить симфоническое произведение самостоятельно, чем прослушать её на концерте, в записи или просмотреть в интернете. Никакое, пусть даже очень внимательное и многократное прослушивание произведения не даёт такого глубокого ознакомления с ним, какое можно получить проиграв его.
Целью дисциплины является овладение мастерством ансамблевого исполнительства, творческого взаимодействия, расширение исполнительского репертуара.
В задачи курса входит:
– научить игре в ансамбле, умению трактовать свою партию как составную часть совместно создаваемого целостного музыкального образа;
– развить слуховой самоконтроль, умение слышать одновременно каждую из партий в их единстве;
-познакомить с большим числом произведений ансамблевого репертуара, развить художественный вкус, понимания содержания, формы и стиля исполняемых произведений;
Процесс работы ансамбля над произведением разделяется на три этапа, которые в практике очень тесно взаимосвязаны:
1) Знакомство ансамбля с произведением в целом.
2) Техническое освоение выразительных средств.
3) Работа над воплощением художественного образа произведения.
Первый этап работы подразумевает создание у членов ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями письма и манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Необходимо предупредить участников о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.
Следующий этап в работе над ансамблем – это работа над техническими трудностями в исполнении:
– синхронное звучание всех партий;
– единство темпо – ритма;
– единство динамики;
– согласованность штрихов;
– единство приёмов звукоизвлечения и фразировки;
– согласованность эмоционально – образного содержания.
После того как обе партии выучены каждым исполнителем отдельно, начинается момент «сыгрывания».
– работа над ауфтактом. Немаловажной задачей в ансамблевой игре, является первоначальное взятие и конечное снятие звука, а также момент одновременного начального звучания. Синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха – ауфтактом, и как он может быть применен пианистами.
-особенности педализации. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего звучащей в верхних регистрах. Необходимо следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать товарища. Важно в ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое целое. Советы педагога – нужно слушать не себя, не партнера, а только общее звучание ансамбля (ни “я”, ни “он”, а “мы”). К этому приучать участников ансамбля с первых совместных занятий. Очень полезно предложить ученику, исполняющему партию Secondo, только педализировать во время исполнения другим партии Primo. Можно поменять партнеров местами, дать понять, что для этого нужен определенный навык.
– работа над штрихами. К работе над штрихами, должно уделяться большое внимание в процессе работы происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от ансамблистов штрихов, дающих сходный по характеру звучания результат.
-работа над пассажем Партнёры- пианисты должны уметь передавать друг другу “из рук в руки” пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу, не разрывая музыкальной ткани. Недостаточно сыграть пассаж свободно, ровно, нужно исполнить его вместе с партнером, не опережая его и не опаздывая, соблюдая динамическое соотношение голосов и т. п.
-работа над динамикой. Динамика исполнения имеет большое значение в исполнении ансамбля. Наиболее распространенный недостаток – динамическое однообразие: все играется mf и f , редко P. Поскольку мы еще только учимся слушать друг друга, можно провести следующую работу: учащиеся играют одновременно, но одна партия звучит на pp, а другая на mf. Затем нужно поменяться динамикой. Таким образом, обучающиеся учатся слышать партии друг друга. После этого, ученики должны распределить динамику в итоговом варианте, как задумано в произведении
Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием.
Опыт показывает, что изучение музыкальных произведений в рамках предметов «Фортепианный ансамбль» является одним из эффективных путей художественно – эстетического воспитания. Важно отметить, что ансамблевые дисциплины, развивая навыки совместного исполнительства, обогащая эмоциональную сферу , стимулируя познавательные процессы, уже в первичном звене музыкального образования формируют профессиональные и личностные качества будущих концертмейстеров, ансамблистов, педагогов.