Натальина Анастасия Трофимовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 18 «Колокольчик»
Бугульминского муниципального района
г. Бугульма, Республика Татарстан
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры и как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность совершать добрые дела?
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств».
Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, – истинными ценностями.
Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, и быт.
В данной программе предлагаю вам авторскую технологию, находящуюся на стыке музейной педагогики и сказкотерапии и названную в связи с этим «музейной сказкотерапией». Музейная сказкотерапия – это технология, знакомящая детей в приемлемой для них игровой, сказочной форме с миром музеев и проводимая в музее (реальном и виртуальном).
Цель программы: Формирование ценностных ориентаций личности ребенка, приобщение детей к истокам национальной культуры.
Задачи:
- создание условий для гармонизации внутреннего мира ребенка, раскрытия и формирования в нем нравственных качеств личности;
- воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности с окружающим миром через игротехнологию «музейная сказкотерапия»;
- развитие у детей понимания культурного наследия, воспитание любви к родному краю посредством сказок;
- развитие у детей познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование и развитие навыков поведения в группе.
Целевая группа программы: Воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет.
Ожидаемые результаты программы:
- сформировано чувство уважения к истории и культуре родного края;
- сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения в социуме;
- усвоение детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и так далее;
- сформированы навыки эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека и ситуации);
- развиты коммуникативные и познавательные навыки.
Сказкотерапия: основные понятия
Определения сказкотерапии
–это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
–это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
–это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Условия работы со сказками:
- При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо специалиста и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами.
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа.
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
- Сказки должны подходить ребенку по возрасту.
Формы работы со сказками:
1. Рассказывание сказки.
2. Анализ сказки.
3. Театрализация. Проигрывание эпизодов сказки.
4. Рисование сказочных героев.
5. Сочинение сказки.
6. Творческая работа.
Музейная сказкотерапия: описание программы
Все сказкотерапевтические программы для детей дошкольного возраста либо строятся на основе одной сказки, либо являют собой сказочное путешествие во главе с героем. В данной программе таким героем стал хранитель музея «Истоки» герой татарских сказок «Ак Бабай», который через сказку, через путешествие знакомит детей с миром музеев.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей (5 – 7 лет) и ориентирована на включение компонента, предполагающего изучение культуры, быта, национальных традиций народов Республики Татарстан[1].
Программа состоит из 13 занятий, которые проводятся в групповой форме. Количество детей в группе –6 – 8 человек. Продолжительность одного занятия – 30 – 40 минут.
Основные виды деятельности на занятиях – упражнения с элементами арт – терапии (сказкотерапия, изотерапия, драмотерапия, игротерапия, музыкальная терапия). Занятия проводятся в игровой форме.
Примечание: возможно проведение дополнительных занятий в формате экскурсий в различные музеи Татарстана при наличии такой возможности у организации и желания у участников программы (их родителей/лиц, их замещающих).
Структура занятий включает в себя особый ритуал вхождения – приветствие главного хранителя музейных ценностей Ак Бабая на языках народов Татарстана. Это позволяет включить каждого дошкольника в занятие, привлечь его внимание и создать положительный настрой.
Следующий структурный элемент занятия –«Вхождение в сказку». Это момент волшебства, таинства, часто сопровождаемый музыкальными элементами: пением птиц, шумом ветра или народными татарскими напевами.
Затем следует проведение основной части занятия в увлекательной форме с использованием упражнений и объяснительно-иллюстрационного материала.
Заключительная часть занятия сопровождается релаксацией и ритуалом выхода, где непременным условием является обращение главного героя Ак Бабая к каждому ребенку с добрыми словами одобрения и напутствия.
Все слова, движения и импровизация, являются успешными, удачными, и наилучшими. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей постоянно подбадривают, словесно поощряют и за особо трудные упражнения непременно хвалят. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы!
-
Каждое занятие выдержано в структуре, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко. ↑