Серебрякова Светлана Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38 «Золотой улей»
Бугульминского муниципального района
г. Бугульма, Республика Татарстан
Мы рады представить вам работу чеканной мастерской «Алтын кул». Наша мастерская появилась относительно недавно. Мы работаем два года, но довольно продуктивно и с удовольствием. Как возникла инициатива заниматься именно чеканкой, ведь это искусство практически забыто? Программа воспитания, по которой мы работаем, опирается на ряд принципов, один из которых Принцип общего культурного образования, где воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
На одном из занятий, где речь шла о промыслах нашего региона, была дана информация о национальном женском платье, украшением которого служили изделия, выполненные мастерами-чеканщиками. Дети заинтересовались, ведь термин «чеканщик» им не знаком. Возник вопрос: «Как и при помощи чего эти мастера выполняли украшения?» В свое время, учась в школе, мы чеканили, используя тюбики после зубной пасты и исписанные шариковые ручки. Мы с удовольствием рассказали ребятам о технике чеканки, как это искусство было популярно у наших предков.
Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства. Это древнейший вид художественной обработки металла, который, заключается в выбивании на пластине определённого рисунка.
Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Древнем Риме, применялась в искусстве Востока. Высокого совершенства она достигла в Древней Руси.
Этим искусством сейчас занимаются немногие, но дети знают, что в столице нашей республики, в городе Казани живет и трудится художник-чеканщик Александр Андреевич Иванов. Он более 45 лет создает работы в технике чеканки.
У него очень много работ, посвященных теме истории Татарстана, творчеству Габдуллы Тукая.
Техника чеканки применяется при изготовлении посуды, книжных переплетов, икон, ювелирных украшений.
В татарском искусстве чеканка широкое распространение получила в изготовлении ювелирных украшений (воротниковых подвесок, нагрудников, браслетов) и для традиционного женского костюма. Мастера чеканили способом насечки. Историки утверждают, что расцвет ювелирного искусства казанских татар пришелся на 18 – начало 20в.
В нашей мастерской есть мини-музей, где выставлена посуда, украшенная чеканкой, и картины, выполненные мастерами-чеканщиками.
Настоящие мастера, выполняя чеканку, пользуются специальными стальными стержнями – чекАнами, которые при работе ставятся в вертикальное положение и по их верхнему концу наносят удары молотком. В результате этих ударов чеканы оставляют отпечаток на металле. Мастерство чеканки не сложное, но кропотливое.
Для работы с детьми нам потребовались материалы: алюминиевая фольга, мягкая подложка, рисунок на бумаге и чекАн.
Вместо чекАна дети работали вот такими стеками с круглым концом для безопасности. Хочется сразу отметить, что затраты на чеканку были минимальные.
Мы использовали в работе алюминиевые банки после напитков. Материал готовили добросовестно: банки хорошо мыли, вырезали заготовки, горячим воздухом выпрямляли фольгу и оклеивали края, чтобы дети не поранились.
Как мы учились чеканить. В начале обучения фольгу взяли мягкую. Переводим рисунок ручкой на фольгу. Он должен чётко отпечататься на ней. Можно еще раз по фольге обвести рисунок для четкости.
Далее дети занимались отделкой фона, покрывая его множеством углублений в виде точек. Можно делать черточки или волны.
Когда фон был покрыт точками, то рисунок становился более объемным и четко выделенным.
Работаем обязательно на мягкой подложке. Мы пользуемся вот таким мягким пластиком. Может, работы детей выглядят несколько примитивно, но детям чеканить очень нравится. Им стал понятен принцип работы мастеров-чеканщиков.
Заинтересованы были как мальчики, так и девочки.
После того как освоили технику нанесения точек и черточек, мы решили взять фольгу средней жесткости. Занятие чеканкой приносит не только эстетическое удовлетворение, но и готовит руку будущих первоклассников к письму.
Какие рисунки мы переводим на фольгу? Дети сами захотели чеканить изображения животных, техники.
Мы предложили чеканить татарский орнамент (заодно и закрепляли названия: лалэ – тюльпан, яфрак – лист, кынгырау – колокольчик, канэфер чэчэге – гвоздика, оч яфрак – трилистник). Героев сказок Г. Тукая: «Водяная» («Су анасы»), «Шурале», «Сказка о козе и баране».