Ямалиева Милеуша Ревалевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Учителя русского языка и литературы не один год говорят о снижении интереса обучающихся к чтению и книге как духовной ценности. В условиях перехода на электронные носители этот процесс стал очевиден не только учителям, но и общественности. Ребята отдают предпочтение играм в компьютере, планшете, телефоне. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской грамотности школьников.
Изменились и цели образования: формирование способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий.
Мы все понимаем, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А неумение хорошо читать приводит к возникновению трудностей при выполнении различных заданий. Такому ребёнку неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это мучение для ребёнка. Итак, все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Уроки русского языка напрямую влияют на читательскую грамотность. Учащиеся читают на уроках русского языка, работают с текстами, ведут диалог с автором, высказывают свою точку зрения, обсуждают текст с другими читателями, записывают ответы на вопросы. Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала, целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст.
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни общества. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке.
Остановимся на нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
Итак:
1. Верите ли вы, что можно учиться, не зная правил?
2. Верите ли вы, что урок длится 30 минут?
3. Верите ли вы, что школа может существовать без учителя?
4. Верите ли вы, что ученики любят предмет, потому что любят учителя?
5. Верите ли вы, что чтение влияет на развитие речи ребёнка?
6. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?
Я тоже в это не верю. Какой приём сейчас использован?
1.Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока и связывать разрозненные факты в единую картину. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Они настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.
2.Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)
Применение данных приемов критического мышления на уроках гуманитарного цикла в школе позволяет получить хороший результат. Используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Например:
Причастие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного. Связанные с глаголом признаки причастия — категории (вида, времени).Связанные с именем прилагательным признаками причастия являются категории (рода, числа и падежа,).
3.Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока». Например:
Образуйте от данных глаголов причастия, опираясь на предложенные вопросы. Образуйте от глаголов причастия, мысленно задавая вопрос. Поставьте причастие в начале фразы (работа в командах).
Образец: Мама танцует – мама (какая?) танцующая;
облако остановилось на горизонте – остановившееся на горизонте облако.
1) Мальчик решает – мальчик (какой?)
2) Самолет летит – самолет (какой?)
3) Девочка поёт – девочка (какая?)
4) Ромашки цветут – ромашки (какие?)
4.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении причастий дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали, что узнали нового, что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
Причастие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного. |
Что такое причастный оборот и как его найти? Причастный оборот — это причастие с зависимыми от него словами. Определяемое слово — это слово (сущ. или мест. -сущ.), от которого зависит причастный оборот. |
Как легко определить причастный оборот? Как выделить причастный оборот в предложении? |
5.Приём «Написание творческих работ» .
Этот приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку (стихотворение) . Эта работа позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Тематика может быть разной. Например: «Подслушанный разговор в библиотеке» или «Если бы у меня была волшебная палочка».
6.Приём «Лингвистическая сказка». Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся.
Например: Сказка о разрядах прилагательных.
Жили-были прилагательные. Жили они дружно и весело. Как-то на прогулке им встретились существительные. И те им говорят: « А вы какие?» Прилагательные им отвечают: « Как какие? Мы полезные, красивые и нужные». « Да мы не про это. Вы на какие группы делитесь?» – говорят им существительные. « Да мы не делимся на группы, мы вместе живём», -отвечают прилагательные. А существительные опять за своё: «Ну как так? Все делятся на группы. Мы, например, делимся на одушевлённые и неодушевлённые, нарицательные и собственные. А вы?». « А мы не делимся!»- отвечают прилагательные. «И вы должны создать группы, тогда людям будет легче правильно строить предложения с прилагательными», – говорят существительные.
Долго думали прилагательные, какими они бывают, как правильно разделиться на группы. Некоторые прилагательные очень любят находиться с кем-то и отвечать на вопрос « Чей?», и стали они притяжательными. Но всё- равно много прилагательных остались без группы. Стали дальше думать-гадать, как быть. Думали они и решили, что некоторые прилагательные любят сравнения, что дружат они со словом « очень», могут быть краткими и могут быть сложными прилагательными. Решили, что эти будут качественные прилагательными. А остальные прилагательные стали называться относительными. Они стали показывать, из какого вещества сделаны, к какому пространству относятся, в какой местности живут. Так и такие прилагательные как « деревянный», «городской» и « завтрашний» тоже получили свою группу.
Как только рассказали это существительным, так они прилагательные сразу уважать стали. С тех пор и живут прилагательные тремя группами: качественные, относительные и притяжательные. А люди эти группы разрядами называют!
Проскурина Катя,6 класс.
7.Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Текст.
Зима для меня – настоящая пора волшебства. Морозец разрисовал окна многоэтажек причудливыми узорами. С неба легко и невесомо падают белые снежинки, а деревья подхватывают их своими ветками. Вся улица в эту пору необычайно торжественна.
Особенно в нашем любимом парке. Как же тут хорошо! Ёлочки нарядились в пышные снежные шубы. Березовая аллея по-особому красива. Она припорошена белоснежным пушистым снегом, который искрится в лучах сияющего солнца. От стройных, освещенных солнечными отблесками стволов берез, просто рябит в глазах. На снегу лежит несколько тоненьких веточек.
8.Кластер («гроздь»)
Суть этого приёма критического мышления — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определённом порядке. Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или урока в целом.
«Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Например: (6 класс) Разряды прилагательных.(ГРОЗДЬЯ: качественные, относительные, притяжательные).Далее ГРОЗДЬЯ: характеристика особенностей каждого разряда.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.
Представленные приемы работы с текстом позволяют видеть, слышать и чувствовать текст, пополнять речевую память учащегося, обогащать словарный запас, продуктивно усваивать учебный материал, формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”,- сказал Э.Тоффлер. Трудно не согласиться с данными словами. Главная задача учителя – научить ученика учиться. Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, ничему нельзя научить, можно только научиться.
Список литературы
- Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2019. -160 с.
- Габелая М.А.Открытый урок. Первое сентября. Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
- Камзеева Е. «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» https://mcko.ru/articles/2264