Л.Г. Щурикова, О.Н. Гарипова
доцент каф. инновационного предпринимательства, права и финансового менеджмента,
ст. преподаватель каф. инновационного предпринимательства, права и финансового менеджмента
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет
г. Казань, Республика Татарстан
В работе представлен анализ конвергентного правового образования студентов технического вуза, основанного на разработке междисциплинарных учебных проектов.
Ключевые слова: инженерное образование, конвергентное правовое образование, междисциплинарные проекты.
CONVERGENCE OF HUMANITIES AND TECHNICAL EDUCATION AS A DRIVE FOR IMPROVING THE QUALITY OF ENGINEER TRAINING
L.G.Schurikova, O.N.Garipova (KNRTU)
The paper presents an analysis of the convergent legal education of students of a technical university, based on the development of interdisciplinary training projects.
Keywords: engineering education, convergent legal education, interdisciplinary projects.
На протяжении многих веков развитие научно-технического прогресса имело ресурсозатратный и природноразрушающий характер, что привело к истощению ресурсов, изменениям природных явлений и процессов, стремительному ухудшению экологии. «Влияние человека на эволюцию биосферы значительно возросло с возникновением и развитием индустриального общества» [3]
Глобальные трансформации современного мира приводят к возникновению разного рода проблем, имеющих как политический, экономический так и социальный характер. К сожалению, те меры управленческого воздействия и огромные финансовые средства, выделяемые для решения данных проблем, желаемого результата не дают. Этому свидетельство наличие происходящих с определенной периодичностью экономических кризисов, экологические катастрофы, приводящие к различного рода социальным потрясениям.
Одной из основных причин данных явлений является отсутствие понимания единства мира, характеризующегося глубоким взаимодействием и взаимопроникновением всех сфер человеческого бытия. В настоящее время уже имеются десятки исследований в сфере решения данной проблемы. Анализ данных исследований позволяет нам сделать вывод, что главными звеньями в ее решении являются наука и образование.(1,22)
Современной тенденцией развития инженерного образования в РФ, обеспечивающей формирование понимания целостности окружающей нас действительности, является междисциплинарность профессионального знания, основанного на конвергенции гуманитарных и инженерных наук.
В настоящее время имеет место социальный заказ на подготовку инженеров, обладающих не только необходимым объемом специальных технических знаний, но и обладающих глубокими знаниями в сфере организации и управления производством, трудовым коллективом и обеспечивающих социальную значимость и безопасность инженерных изысканий.
Основной задачей междисциплинарности в профессиональной правовой подготовке будущих инженеров является развитие их мотивационной готовности к восприятию правового материала, как необходимого условия качества обучения. Именно право в совокупности с иными гуманитарными и профессиональными дисциплинами способствует формированию у студентов инженерных направлений социальных ориентиров, обеспечивающих в дальнейшем преобразование различных сфер общественной жизни, основанное на социальных, технических и технологических инновациях.
В настоящее время образовательные учреждения уделяют недостаточно внимания разработке междисциплинарных учебных проектов, обеспечивающих понимание обучающимися универсальной сущности своей будущей деятельности, обладающей не только экономической, но и социальной ценностью. По-прежнему, профессиональная подготовка выпускника инженерного вуза носит узкопредметный характер, не позволяющий им получить целостные системные знания, обеспечивающие решение сложных многопрофильных задач не только в узкопрофессиональной, но и иных экономических и социально-значимых сферах. Не способствует развитию мотивации обучающихся технического вуза к изучению гуманитарных дисциплин и отношение администрации учебных заведений к гуманитарному образованию своих студентов. Это проявляется в постоянном уменьшении академических часов, выделяемых учебными планами образовательных программ инженерных направлений на изучение гуманитарных дисциплин. Вместе с тем, современная экономика предъявляет все более жесткие требования к компетентности выпускников, предполагающей наличие у специалиста знаний, умений и навыков, имеющих многопрофильный характер.
К сожалению, современное профессиональное образование не соответствует в полной мере данным требования, Это объясняется, прежде всего, его инертностью. В большинстве случаев те реформы, которые проводятся в системе профессионального образования, носят бумажный характер и не меняют в целом его сущности.
Это привело к тому, что, несмотря на высокую востребованность инженерного образования как со стороны выпускников школ, так и со стороны работодателей, экономика по-прежнему испытывает недостаток в квалифицированных специалистах, качество профессиональной подготовки которых соответствовало бы требованиям работодателей.
Конвергентное правовое образование основано на контекстном подходе и предполагает создание такой образовательной среды, которая обеспечивает восприятие обучающимися своей будущей профессиональной деятельности как единое целое и формирует у них «ценностно-нормативный базис» будущей деятельности, (1,24) обеспечивающий решение задачи гуманизации инженерного образования и формирующий у обучающихся ответственное отношение к результатам своей деятельности.
Конвергентность правового и непосредственно профессионального образования студентов технического вуза призвано обеспечить не только усвоение обучающимися предметных знаний, но и развитие универсальных учебных действий, способствующих усвоению фундаментальных межпредметных понятий.
Конвергентность в правовом образовании обучающихся должна обеспечиваться не только развитием междисциплинарного взаимодействия в процессе реализации образовательных программ по инженерным направлениям в вузе, но и расширением партнерских взаимосвязей с промышленными предприятиями – потребителями образовательного продукта, т.е. нуждающихся в выпускниках профессиональной школы, соответствующих потребностям конкретного работодателя. В настоящее время налицо наличие серьезных проблем в развитии такого взаимодействия между предприятием и кафедрами гуманитарной направленности, по сути не имеющими практически никакого представления о специфике гуманитарной подготовки обучающихся технического вуза. Правовое образование студентов инженерных направлений, по-прежнему, носит общеобразовательный характер, не обеспечивающий решение задачи реализации контекстного подхода.
Повышение уровня профессионального правового образования студентов технического вуза может быть обеспечено, прежде всего, через реализацию междисциплинарных проектов, предусматривающих взаимодействие преподавателей гуманитарных и технических кафедр, а также представителей работодателей, формирующих заказ на реализацию данных проектов.
Одним из способов усиления взаимодействия преподавателей правовых дисциплин и дисциплин профессионального блока может стать включение преподавателей правовых дисциплин в подготовку выпускного проекта студентами инженерных направлений, в котором должна быть предусмотрена часть, содержащая анализ нормативной базы профессиональной деятельности. Необходимо также пересмотреть учебные планы образовательных программ по инженерным направлениям в части включение в их содержание дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». К сожалению, в настоящее время далеко не для всех студентов инженерных направлений учебными планами предусмотрено изучение данной дисциплины. Чаще всего, их правовое образование обеспечивается исключительно изучением правоведения, не имеющего профессиональной направленности.
В рамках социально-партнерского взаимодействия на базе предприятия-заказчика совместно преподавателями правовых и профессиональных дисциплин может быть разработан проект деловой игры, обеспечивающий имитацию реальных производственных процессов.
Эффективность реализации деловой игры значительно возрастет в условиях организации соревнования обучающихся с представителями работодателя в решении конкретных производственных задач. При этом задачи должны иметь многопрофильный характер, предполагающий наличие у обучающихся умений и навыков по решению как технических, так и организационно-управленческих задач, предполагающих наличие у обучающихся в том числе и знание основ права.
В частности, предметом деловой игры могут быть следующие ситуации:
1) составление организационно-распорядительной документации работы трудового коллектива (графики сменности, инструкции, отчеты);
2) разработка мероприятий по осуществлению контроля за трудовой и технологической дисциплиной;
3) подготовка документов по обеспечению функционирования в организации системы управления охраной труда и профессиональными рисками;
4) оформление документов, сопутствующих расследованию несчастных случаев на производстве.
Развитие взаимодействия профессиональной школы с потенциальными работодателями своих выпускников обеспечивает решение сразу нескольких задач:
1) реализация компетентностного подхода в инженерном образовании;
2) обеспечение предварительной ориентации выпускников на решение конкретных задач в процессе профессиональной деятельности у конкретного работодателя, посредством вовлечения их в производственную деятельность уже на стадии профессиональной подготовки;
3) повышение привлекательности выпускников профессиональной школы за счет обеспечения предварительного приемочного контроля их компетентности организацией-работодателем.[2]
Участие преподавателей правовых дисциплин в данных проектах позволит им переориентировать цели правового образования обучающихся с общеобразовательных на профессиональные. В свою очередь, осознание обучающимися связи правового материала с будущей профессиональной деятельностью обеспечит повышение их мотивации к усвоению правового материала. Участие же преподавателей в реализации данных проектов будет способствовать развитию их собственной профессиональной компетентности.
Создание подобных междисциплинарных проектов должно стать ядром конвергентного образования обучающихся технического вуза, обеспечивающим развитие целостного системного мышления выпускников и формирование интегрированного профессионального знания. Включение же преподавателей правовых дисциплин в реализацию данных проектов должно способствовать также усилению их ответственности за качество профессиональной подготовки студентов техническогго вуза.
Литература.
1. Багдасарьян, Н.Г. Культурная миссия инженера. / Н.Г. Багдасарьян / Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли, Синергия 2017. Сборник докладов и научных статей международной сетевой конференции, Казань: Изд-во «Бронто» – 2017.- С.21-25
2. Исмагилов Р. М. О конвергентном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85071.htm.
3. Ковальчук М.В., Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития. / М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина// Вопросы философии – 2013. – №3. – C.3 – 12