Гильмутдинова Гульшат Рифатовна
учитель иностранных языков
МБОУ «Ныртинская средняя школа»
Кукморского муниципального района,
Республика Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕСЕН ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ
2.1. Почему именно ПЕСНЯ?
2.2. Эффективный прием: как учить английский по песням
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любите слушать песни на английском? Считайте, что полдела сделано. Не слушаете английскую музыку? Время начать! На английском языке поют множество различных знаменитых групп и исполнителей самых разнообразных направлений.
В нашем нынешнем сообществе музыка сопутствует нам повсюду благодаря просторному распространению свежих аудио – и видео- технологий. В процессе глобализации английская мелодическая общественная культура огромными темпами вкрадывается в наше общество. В результате, песни на английском языке понемногу приобретают большую известность посреди молодёжи и являются предметом их особого интереса. Они помогают скорее прочуять язык. Они задействуют наши эмоции и органы чувств, благодаря чему слова значительно проще и быстрее запоминаются, что содействует повышению нашего словарного запаса.
Перед каждым человеком, неплохо понимающим английский язык, появляется возможность устроиться на хорошую работу и даже вероятность работать заграницей. Выучив язык можно отправиться путешествовать в любую и даже не в англоязычную страну, ведь английский понимают повсюду. Можно общаться через интернет и завести друзей в любой стране земного шара.
Ход изучения иностранного языка в школе достаточно сложный, поэтому английские песни помогают нам совершить данный процесс не только полезным, но и увлекательным. Учить английский язык по песням не только эффективно, но и интересно. Пение на английском усиливает запас слов, улучшает понимание иностранной речи на слух, подсобляет запоминанию новых фраз и слов, понять грамматику, убрать акцент и преодолеть языковой барьер. Учеба через музыку – мечта любого меломана. Мало того, что можно слушать излюбленные композиции, да еще и возможно чему-нибудь научиться!
Язык и музыка представляют собой два пути человеческого общения и самовыражения. По этой причине способы изучения музыки и языка сильно похожи. Кроме того, по мнению ученых, люди с хорошими музыкальными способностями могут добиться крупного успеха и при изучении языка. Обучение, подкрепленное эмоциями, становится более результативным.
Цель работы:
Изучить и отметить значимость, роль песенного материала при обучении английскому языку.
Задачи:
-Изучить и выделить роль песенного материала при изучении языка.
-Выделить роль песни при изучении английскому произношению, грамматики и лексики.
Объект исследования: процесс улучшения знаний у учащихся по английскому языку с помощью песен.
Предмет исследования: варианты применения песенного материала на уроках английского языка.
Актуальность
Мы уверены, что большинство людей любят слушать музыку, особенно в школьном и студенческом возрасте. Ведь хорошая песня улучшает настроение и помогает успокоиться или, наоборот, зарядиться энергией! Да и давным-давно уже известно, что прослушивание хорошей музыки — весьма полезно для души! Она делает нас немного счастливее в этой жизни! Если вам нравится слушать песни на английском языке, то почему бы не использовать их для развития своего английского? Песенная лирика включает сюжет, речевые обороты, лексику, грамматические структуры, которые мы можем использовать в разговоре.
Гипотеза:
применение песен на уроках английского языка увеличивает мотивацию к изучению языка, гарантирует понимание лексико-грамматического материала и поддерживает интерес обучающихся к образовательному процессу.
Методы исследования:
рассмотрение темы; знакомство с культурой исследуемого языка; разбор литературы по вопросу, отбор информации в журналах и сети интернет, разбор и комплектование материала, составление материала, выводы.
ГЛАВА 1. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕСЕН ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В современном обществе необходимо знать английский язык. На нем говорят во многих странах. Благодаря знанию английского языка можно общаться без проблем в любой точке мира, завести новых друзей, можно познать множество увлекательной и нужной информации. Около 410 миллионов человек являются носителями английского языка. Около 1,5 миллиарда человек говорят на нем. Следовательно, английский язык достойно считается международным языком общения.
Почему изучать английский язык через песни – это один из более простых, эффективных, а самое главное приятных методов овладения языком? Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые просто запоминаются за счет неоднократного прослушивания и повторения. Обращаясь к жанру мюзиклов, мы не только слышим английские песни, но и «переживаем» историю героев композиции. Кроме того, песни представляются отличным источником пополнения словарного запаса через непринужденные фразы, зачастую изобилующие идиоматическими выражениями и сленгом. В песнях звучит «живой» английский язык.
Подтверждено, что музыка проявляет влияние на правое полушарие головного мозга, а текст – на левое. Вот почему рифмы текста и приятная музыка долго остаются в памяти любого человека.
Использовать музыку для изучения английского языка конечно полезно, но песни не могут сменить учебники и основной курс обучения. Музыку вернее использовать в качестве дополнительных уроков в свободное время, как возможность объединить приятное с полезным.
Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и усилий! Слушать английские песни нетрудно, это правда, но изучать английский язык по песням — это то же самое, что и работать с учебником.
Вторым важным моментом, является то, что человеческое ухо настроено распознавать только знакомые звуки. Все остальное объединяется в неясный привычный фон, сопровождающий нас в жизни. Поэтому учить иностранный язык средством песен, кроме прослушивания аудиозаписей, полезно располагать перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно вовеки не принесет.
Как известно, для того, чтобы выучить английский язык, необходимо немало зубрить: слова, фразовые глаголы, идиомы, правила. Еще хорошо бы уметь разговаривать не длинными заученными фразами, а общаться как на родном языке. Но разве хоть один учебник приносит подобную возможность? Конечно, нет! Прогрессивные учебники, какими бы недешевыми и популярными ни были, все равно не сумеет обучить активному общению и действительно используемому лексикону.
1.1. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?
-песни представляются средством более крепкого изучения и расширения лексического запаса, т.е. включают новые слова и выражения;
– песни содействуют совершенствованию навыков произношения;
-песни способствуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива;
– благодаря музыке на уроке создаётся хороший душевный климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, увеличивается эмоциональный тонус, поддерживается энтузиазм к изучению иностранного языка;
– позволяет лучше понять культуру стран изучаемого языка;
– в текстах песен употребляется та самая лексика, которая пригодится в бытовом общении. Это прилагательные и глаголы для описания эмоций и действий, всевозможные «модные» словечки, разговорные выражения. Из песен возможно взять множество нужных слов, если правильно подойти к подбору репертуара.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ
Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма, темпа речи. Песни помогают развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Развитие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия в произнесении иностранных звуков.
Основы грамматических структур изучаемого языка необходимо знать тоже. И здесь не обойтись без учебников. Но прекрасным не скучным практическим упражнением может послужить песня.
Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры.
Как правильно использовать песни, чтобы выучить английскую грамматику? Во-первых, лучше всего подойдет классическая композиция, в которой четко прослеживается сюжет, а не просто набор слов.
2.1. Почему именно ПЕСНЯ?
Давайте побеседуем о силе музыки. У каждого из нас есть особая песня, которая связана с каким-нибудь событием или которая попросту нравится нам. А, может быть, это песня, которую ваша бабушка или мама пели вам перед сном или песня, которая звучала на вашей свадьбе. Как только вы слышите эту песню, все воспоминания воскресают и вас охватывают чувства, которые вы испытывали в тот момент вашей жизни. Вы начинаете подпевать, даже если не слышали эту песню множество лет. В этом содержится сила музыки.
Применение песен на изучаемом языке очень важно по линии причин. Во-первых, обучающиеся мгновенно приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети данного возраста, по мнению психолога, очень внимательны и восприимчивы к посторонней культуре. Во-вторых, при работе с этим необыкновенным материалом создаётся неплохая предпосылка для многостороннего формирования личности учащегося, ибо специально выбранные песни активизируют образное мышление и вырабатывают хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества из-за наличия словесного текста способен точно и выразительно отобразить всевозможные стороны общественной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому творению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала влияет на эмоции человека и его общехудожественную память.
- установление фонетических навыков – воспроизводится песня носителями языка с безупречным произношением. При выборе песни учитывать ясность произношения и используемую лексику!
- пополнение лексического запаса. Например, песня позволяет проделывать следующие упражнения: – подобрать синонимы к жаргонам, сленгу; – отметить всевозможные лексические словосочетания в тексте; – передать текст песни своими словами, сжатый пересказ и т.д.
- проработка грамматических конструкций, распорядок слов в предложении, изменение существительных и прилагательных и многое другое – вместе со строками песни запоминается не автоматическое построение правил, а их наглядное применение, образец упражнений: – поменять время глаголов; – заполнить пробелы местоимениями, артиклями и т.д.
- знакомство с иноязычной культурой. Мелодия песни должна соответствовать интересам учащихся, т.е. подбирать нужно современную песню иностранного исполнителя, зачастую звучащую по радио или телевидению, а ее текст должен нести смысловую нагрузку. Содержание песни может соответствовать теме занятия или грамматическому содержанию.
- создание коммуникативных навыков – на основе фраз из текста песни возможно выдумать свой диалог, разыграть сценку, придумать клип, написать свой отзыв на песню и т.д.
2.2. Эффективный прием: как учить английский по песням
- Подбираем песню.
Для начала выберите композицию, с которой желаете поработать. Тут может быть исключительно один критерий подбора: песня должна вам нравиться, ведь ее понадобится переслушивать 3-5 раз подряд. Но если вы испытываете проблемы с восприятием английского на слух, мы можем порекомендовать вам остановиться на композиции, которую исполняют в неторопливом или среднем темпе, чтобы вам было проще проанализировать слова. Для наглядного примера мы возьмем песню «Dancin» исполнителя Aaron Smith.
- Пытаемся разобрать текст.
Прослушайте композицию, пытаясь осмыслить максимум слов. При этом необходимо прислушиваться не только в текст, но и в интонации исполнителя — это тоже поможет вам ухватить смысл песни. Если вы предпочли новую для себя композицию, прослушайте ее два раза, чтобы уловить суть.
- Слушаем и читаем текст.
Прослушивайте песню и одновременно читайте ее текст (можно попросту включить субтитры), при этом постарайтесь различить в речи исполнителя каждое слово, можно даже несколько раз прослушивать неразборчивые отрывки.
Get up on the floor
Dancin’ all night long
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’
All the time, my baby, you on my mind
And I don’t know why, yeah but the feeling is fine
Can’t you see, honey you are for me
Though it weren’t meant to be
Dancin’ in the moonlight
Gazing at the stars so bright
Holding you until the sunrise
Sleeping until the midnight
Get up on the floor
Dancin’ all night long
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’
Dancin’ is what to do
Dancin’s when I think of you
Dancin’s what clears my soul
Dancin’s what makes me whole
Dancin’ is what to do
Dancin’s when I think of you
Dancin’s what clears my soul
Dancin’s what makes me whole
Every time when I look in your eyes
That smile was crying that you were mine
Joy in love, your love is true I know
You are the best thing that has happened to me
Get up on the floor
Dancin’ all night long
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’ till the break of dawn
Get up on the floor
Dancin’
Dancin’ is what to do
Dancin’s when I think of you
Dancin’s what clears my soul
Dancin’s what makes me whole
Dancin’ is what to do
Dancin’s when I think of you
Dancin’s what clears my soul
Dancin’s what makes me whole
- Выписываем незнакомые слова.
В тексте есть незнакомые для вас слова или выражения? Выпишите их.
- Слушаем песню без опорного текста.
Прослушиваем песню еще раз и, не подглядывая в текст, стараемся разобрать на слух каждое слово исполнителя и вспомнить, что значат новые слова. На этом этапе вы должны уже всецело понимать текст. Надеемся, песня все еще вам нравится, так как сейчас вам необходимо периодично слушать ее, анализируя все слова на слух и вспоминая, что они значат. Если вы еще и выписывали неизвестные слова, то вам не составит труда выучить их.
Рекомендуемые песни для изучения английского:
– «I’ve Been Everywhere», Johnny Cash
– «We’re Going to Be Friends», The White Stripe
– «Dust in the Wind», Kansas
– «Since You’ve Been Gone», The Outfield
– «All my loving», The Beatles.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Песни играют значительную роль в изучении английского языка. Сейчас песни на английском языке весьма широко распространены и актуальны посреди молодежи. Мы любим их слушать. Они нам нравятся, следовательно мы любим их сами петь, тем самым обучаемся неплохо произносить иностранные слова, начинаем постигать смысл песен, если что-то непонятно, смотрим в словари, тем самым обогащая свой лексический запас. Прослушивание песен на иностранном языке – это не попросту развлечение. Музыка вырабатывает все виды памяти: слуховую, моторную, образную, зрительную. Следовательно, этот процесс очень полезен при изучении языка.
Песни на уроке английского языка и во внеурочной деятельности оживляют преподавание, вызывают позитивные эмоции, служат наилучшему изучению лексико-грамматического материала. Применение песен содействует формированию у детей заинтересованности к изучению иностранного языка.
Музыка и ритм безусловно доставляют нам пользу, улучшают нашу память и заучивание слов, которое представляется основным компонентом в изучении английского языка.
Таким образом, если вы хотите улучшить ваши знания по английскому языку, уверенно можете использовать английские песни для изучения грамматики и лексики во время урока, во внеурочной и кружковой деятельности.
Выдвинутая гипотеза о роли песенного материала в изучении английского языка подтвердилась. Песни, как один из вариантов речевого общения, представлены средством более прочного усвоения расширения лексического запаса, и содействует совершенствованию навыков иноязычного произношения. Кроме этого, песни на английском языке отображают особенности жизни, культуры и быта народа страны изучаемого языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Леви В. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. – 1966. – № 8, с. 13–19
- Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991. – с. 370
- Верникова Ж.Б. Роль песен при обучении английскому произношению.-с. 171-174
- Graham C. Jass Chants: Phythms of American English as a Second Language. – N.Y.: Oxford University Press, 1978. – с. 46-48
- Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30
- The sound of music – Do-Re-Mi -http://soundtrack.lyrsense.com/the_sound_of_music/doremi