Слободина Людмила Георгиевна
преподаватель
МБОУ ДО «Детская школа искусств №2»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
«Обучение игре на фортепиано. Донотный период»
Основная цель моей методики — воспитание всесторонне развитого музыканта (как профессионала, так и любителя). Работа эта многогранна и требует от педагога не только внимания к каждому ученику, но и организации работы с классом в целом, продумывания системы и методики своей педагогической деятельности.
Одна из главных задач этой работы состоит в том, чтобы показать, какое огромное значение имеет в воспитании музыканта начальный период обучения — как раскрыть и развить музыкальные способности ребенка 5-6 летнего возраста, и заинтересовать его к занятиям музыкой и исполнительской деятельностью.
Развитие способностей учащихся.
Обучение игре на фортепиано – сложный, объемный и многосоставный процесс. Но основной его целью, наряду с формированием пианистических умений и навыков, является развитие музыкальных и общих способностей учащихся. Ставя перед собой эту цель, педагог должен иметь в виду тот факт, что специальные способности не существуют изолированно, а органически связаны с общими, и их развитие подчиняется единым закономерностям, которые учитель должен хорошо понимать и учитывать в своей работе.
Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получал знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу. Одновременно необходимо накапливать репертуар из легких произведений в младших классах и более сложных в старших.
Урок в фортепианном классе.
Специфика обучения игре на фортепиано заключается в необходимости давать знания, прививать навыки пианистической игры и готовить репертуар с учениками для выступлений. Для этого большого и сложного объема работы крайне важна хорошая организация процесса обучения.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
От педагога требуется тщательная подготовка к уроку, его планирование. С каждым учеником должен быть составлен индивидуальный план работы, который включает в себя все виды музыкальной деятельности, репертуар.
1. Педагогу необходимо подготавливать задания на все виды работ для каждого ученика. Это поможет четкой организации уроков.
Многоплановость задач урока может быть решена, если тщательно продумана структура урока, степень трудности материала, проанализирован характер нового материала и способы его подачи.
2. Систематическая воспитательная работа позволяет повысить ответственность и самостоятельность ученика, в результате чего уроки проходят наиболее продуктивно.
3. Урок должен быть воспитывающим. Это достигается за счет отбора репертуара и продуманности в организации учебного процесса. Обучение должно приносить радость. На уроке необходимо создать приятную, творческую атмосферу, обеспечивающую ученику психологическую комфортность, уверенность в своих силах и возможностях.
Примерный план 1-го урока (возраст ученика 5-6 лет).
На первых уроках обучение обязательно должно строиться на игровой основе. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям наиболее полно раскрывает свои возможности в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности.
Первые уроки строятся на разнообразии материала и форм занятий и должны быть направлены на выяснение уровня музыкального развития учащегося.
1. Знакомство с инструментом, его возможностями, внутренним строением. Обязательно поиграть ребенку яркие произведения. Рассказ об инструменте должен быть выстроен в виде увлекательной сказки, на понятном для ребенка языке.
2. Упражнения для выработки правильной посадки за инструментом.
- «танцевальные минутки» проводятся для укрепления мышц, освобождения от зажатости, развития ритмического чувства и пластики движений.
- «Новая кукла»
Сидеть как кукла 20-30 секунд, затем расслабиться.
3) «Сломанная кукла»
«Кукла» стоит, подняв руки (все тело напряжено), завод кончился, постепенно «отключается весь механизм», начиная с пальцев.
3. Знакомство с клавиатурой, игра на отдельных клавишах.
Изучение клавиатуры лучше начинать, ориентируясь на черные клавиши. Две – окошечко, три – балкон. Это квартира, в которой живут семь нот. Ребенок играет все ноты 3-м пальцем, перенося руки по всей клавиатуре как по радуге.
4. Упражнения для постановки рук. Упражнения направлены на развитие цепкости пальцев, свободы рук, координации движений.
- «Острова» – ребенок «проговаривает», т.е. простукивает на столе ритм стихотворения-считалки (лев. р. – счет, пр. р. – слова).
Таким образом, можно простукивать любой детский стишок.
- «Солдатики» – пальцы «маршируют» как солдаты на параде, кисть при этом остается в спокойном состоянии, двигаются только свободные пальцы.
3) «Вешалка» – «повесить пальто на вешалку» – Сравнение: вешалка – рука, а пальцы – крючок пальто.
5. Пение знакомых песенок из детского репертуара. Например: «Елочка», «Улыбка», «Веселый музыкант».
Контроль и учет успеваемости.
К концу первого года обучения ученик должен уметь подобрать по слуху и петь от разных звуков несложные песенки-попевки, освоить нотную грамоту и чтение нот с листа, определять на слух жанры, формы, знать наиболее употребляемые термины, уметь характеризовать услышанную музыку, понимать ритмическую структуру мелодии.
Ученик должен ознакомиться и исполнить 15-20 разнохарактерных пьес, в том числе народные песни в обработке для фортепиано, ансамбли.
В конце года ученик должен исполнить на сцене 2-3 разнохарактерные пьесы.
При выведении годовой оценки учитываются результаты выступлений ученика на экзамене, контрольных уроках, концертах, а также оценка работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.