Пальцева Людмила Анатольевна
учитель музыки
МБОУ “Кубасская основная общеобразовательная школа” Чистопольский район
с. Кубассы
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу.
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Проблема сохранения здоровья населения всё более отчётливо осознаётся и представителями системы образования как профессионально-значимая. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него всё чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями его жизни в школе. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
Совершенно выпускается из вида тот факт, что в общеобразовательной школе имеется совершенно уникальный здоровьесберегающий предмет «Музыка», которому, к сожалению, в учебных планах отводится минимальное количество часов. В основе государственной политики в области культуры продолжает оставаться примитивное представление о том, что культура – необязательная часть сферы услуг, которая служит для развлечения людей, а между тем, сам по себе урок музыки в общеобразовательной школе обладает огромным терапевтическим эффектом. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.
Не один год работая по программе Д.Б. Кабалевского, могу с уверенностью утверждать, что с её помощью у учащихся формируется понимание того, что музыка – важная часть человека, в том числе и каждого школьника. Изучив литературу и связав эту программу с инновационными методами формирования и укрепления здоровья, я выработала систему упражнений, применяемых на уроках музыки и способствующих укреплению здоровья учащихся. Цель этих упражнений: формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья через применение здоровьсберегающих технологий на уроках музыки.
Освоение детьми элементарных приемов снятия психического и физического напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений поможет нам снизить риск развития как психических, так и физических отклонений у школьников.
При этом я использую не только музыкально-педагогические методы обучения, но и арт – терапевтические (музыкальную терапию, улыбкотерапию, фольклорную терапию, танцевально – двигательную терапию).
Упражнения является не только эффективным методом сохранения эмоционального и физического здоровья школьников, но и помогает корректировать эмоциональное состояние детей, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку, снижает уровень тревожности.
На данный момент существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках.
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но мало кто отдает себе отчет, что она предназначена не только для развлечения и воспитания, а также обладает способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека. То, что музыка способна изменить физическое и душевное состояние человека, открытие не нашего времени. Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. Это явление является актуальным и по сей день.
Сам по себе урок музыки должен быть соткан из эмоций, настроений и чувств. На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно воздействие музыки позволит регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысит их социальную активность, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения. Примерная программа по музыке предполагает освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства (классическая, народная, обрядовая, джазовая, современная). Наибольший процент приходится на зарубежное и отечественное классическое наследие. Таким образом, слушание и исполнение на уроке музыки композиторов-классиков, является элементом музыкотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определенными знаниями, умениями и навыками в области музыки, а не характером их эмоционального состояния. Представляется правомерным внесение в деятельность учителя музыки необходимого синтеза двух подходов.
Кроме того, многообразие видов музыкальной деятельности на уроке (пение, восприятие музыки, игра на музыкальных инструментах и ритмическая декламация, музыкально-двигательные игры и упражнения) имеет свое терапевтическое значение.
При рациональной организации, уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально – энергетического тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке применяю и чередую различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
1. Обстановка для уроков музыки.
Необходимые условия, для того, чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и то же время полезно для здоровья:
– Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено.
– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.
Во время пения ребёнок глубоко дышит, так пусть же он полной грудью вдыхает чистый, незапылённый воздух, тогда он в это время действительно будет развивать лёгкие, а не отравлять их плохим воздухом, то есть в помещении не должно быть пыли.
– Классная комната, в которой проходят уроки музыки, должна быть помещена так, чтобы соседний шум не проникал в неё, это создаёт интерес и настроение для занятий.
– Все дети должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, постановкой рта, правильностью позы во время пения, не мешали друг другу.
– Во время пения лучше чтобы дети стояли.
2. Психологический климат на уроке.
– Взаимоотношения между учителем и учениками положительные (построены на сотрудничестве, дружелюбии, взаимоуважении, взаимной заинтересованности, комфорте, положительных эмоциях).
– Взаимоотношения между учениками положительные.
– Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.
– Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
3. Развитие слуха и памяти.
Внешний слух и память.
Память укрепляется тогда, когда человек сосредоточивает своё внимание на том предмете, который изучает. Таким образом, сами по себе интересные занятия музыкой уже являются упражнениями для укрепления памяти:
– Проигрывать мелодию, сначала очень короткую, потом всё длиннее, и предлагать детям тотчас, после того как они её прослушали, повторить мелодию голосом.
– Проигрывать песни или пьесы, слышанные раньше, и предлагать угадывать их.
– Предложить детям самим напевать мелодию, чтобы остальные её угадали.
Такие упражнения варьируются как угодно, и чем разнообразнее и живее они проводятся, тем быстрее приводят к намеченной цели.
Внутренний слух и память.
Мы часто наблюдаем за собой. Что какая-нибудь мелодия как будто звучит внутри нас, а ни спеть, ни сыграть мы её не можем, так что внутренний слух у нас даже сильнее внешнего. Мы по памяти слышим мелодию внутри себя великолепно, а воспроизвести никак не можем, и даже внутренне пропевать мы можем не только уже слышанное, а мысленно выдумывать совсем новую музыку, как бы слыша её внутренним слухом. Для развития внутреннего слуха и памяти, и ритма, применяются следующие упражнения:
– Дети поют песню, но по внезапно данному сигналу учителя они смолкают, но внутренне продолжают петь, по сигналу же они продолжают петь вслух дальше. Здесь мы проверяем, насколько правильно их внутренний слух воспроизводит по памяти мелодию, и насколько верно они следуют чувству внутреннего ритма.
– На доске пишется мелодия в несколько тактов, а детям предлагается внутренним голосом пропеть её, а затем, отвернувшись, пропеть по памяти.
4. Музыкальный ритм.
Ритм является одним из важных элементов музыкальных произведений, поэтому укрепление чувства ритма является одной из серьёзных задач музыкального воспитания.
Упражнения:
– Прохлопывание и протопывание несложных ритмов.
– Исполнение несложных упражнений на ударных инструментах.
– Исполнение маршевых песен.
5. Физкультминутки.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, так как она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять негативные эмоции. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
6. Танцевальные минутки.
Дети младшего школьного возраста любят танцевать в кругу, выполняя под музыку произвольные движения или легко запоминающиеся танцы типа «Танец маленьких утят», если позволяет место, то это может быть «Полька» и другие танцы. В 7-8 классах ребята выбирают «дежурного» по танцам, который заранее дома подбирает музыку и придумывает несложные движения, которые остальные ребята повторяют сразу без подготовки во время урока.
7. Минутки релаксации.
а) Звучит музыка П. И. Чайковского «Танец снежинок» из цикла «Времена года». Учитель: «Ребята, закройте глаза, нарисуйте мысленно картину, что вы увидели?» или музыка «Шум дождя». Задание то же: закройте глаза, что вам представилось?
Таких упражнений можно придумать множество. Это зависит от нашей фантазии.
8. Движение под музыку. Песни с движениями.
Свободное творчество жеста.
Всякая эмоция, переживаемая человеком, воспринимается нами как мускульное движение (мимика лица, жесты). Только по этим движениям мы можем судить о человеческих переживаниях. Нужно заметить, что каждый человек воспринимает и толкует музыку по-разному; эмоции, возбуждаемые ею, могут быть неодинаковыми, поэтому движения, вытекающие из музыки, могут быть у каждого свои. (Песни «Мишка с куклой», «В светлом зале на рояле плясовую заиграли» и другие)
Хороводно-игровые песни.
Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание песни.
Инсценированные песни.
Позволяют детям творить самим. Всегда можно подобрать песни, в которых чувствуется возможность игры, движения.
9. Пение стоя.
Стоя петь удобнее. Дети это очень быстро понимают и часто сами просят петь стоя. Стоять нужно, чуть расставив ноги для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела. Стоя дети поют не более 5 минут, затем нужно сесть.
10. Дыхательная гимнастика.
Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребёнка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простенький метод снятия напряжения: несколько глубоких вдохов-выдохов (вдох носом, выдох ртом). Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и является хорошим средством борьбы с усталостью. «Успокоительное упражнение» – удары ребром ладони по твёрдой поверхности (дети его очень любят). Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.
Игра.
Можно провести такую игру: представьте, что у вас в руках роза; вдруг на наших глазах роза распускается и становится пышной и большой. Мы удивляемся и вместе со взмахом руки говорим «Ах!», затем на мгновение задерживаем дыхание. Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода, кроме того, поднимается мягкое нёбо, а это – основа пения. Приём этот на практике нужно использовать для организации единовременного, естественного вздоха.
11. Распевка.
Распевки «Ми,мэ, ма, мо, му». Почему? Звук имеет оздоровительный эффект для всего организма. Звук «о» – стимулирует горло, трахею, щитовидную железу, гармонизацию организма. Звук «я» – энергию почкам и мочевому пузырю. Звук «и» – стимулирует глаза, голову, мозг, ощущение радости (петь сильно, пронзительно, рот растянут как в улыбке).
Каждый звук несёт в себе определённую вибрацию, находящую отклик в организме человека.
12. Музыкотерапия.
Музыкотерапия используется как в процессе слушания музыки, так и в процессе непосредственно самих упражнений. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции. Пассивный вариант музыкотерапии – прослушивание музыкальных произведений и обмен мнениями, чувствами, впечатлениями. Для слушания музыкальных произведений использую произведения из Программы по музыке Д.Б. Кабалевского, так как она состоит из лучших образцов классической, эстрадно-симфонической и народной музыки. Абсолютное большинство произведений А. Моцарта оказывают мощное оздоровляющее действие. Спокойная музыка расслабляет, энергичная – дает заряд бодрости, оптимизма и энергии. Активный вариант музыкотерапии – включение ребенка в процесс музыцирования. Прежде всего, это относится к хоровому пению. Если дети поют «своими» голосами, свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется.
13. Решение проблемных ситуаций.
Влияние шумов, а в частности громкой музыки на организм человека. Оздоровительное влияние музыки на человека.
Обсуждаем: Как влияют на наше здоровье сильные шумы: (организм устаёт, наступает раздражительность).Исследуем: Как реагирует наш организм на очень громкую музыку (может заболеть голова, человек может оглохнуть; если организм ослаблен, то может наступить болевой шок и даже смерть). Как реагирует наш организм на очень тихую музыку? (тоже отрицательно, т.к. приходится напрягать слух, чтобы что-то услышать, может тоже заболеть голова от перенапряжения).
14. Дисциплина.
Музыка требует особой тишины, так как посторонние шумы вредят музыкальному слуху, подавая слуховому органу неправильно и хаотично построенные звуки. Музыкальный слух, постоянно поддаваясь неправильным колебаниям, грубеет и делается менее чувствительным к правильным звуковым сочетаниям. Как создать желаемую дисциплину при прослушивании музыкального произведения? Думаю, что главной силой в этом случае будет сама музыка, если учитель сможет правильно преподнести смысл произведения детям и настроить их на прослушивание. Первое занятие с малышами начинаю с незатейливой сказки о фее Музыке и великане Шуме. Импровизируя, рассказываю детям о том, как Музыка нужна людям, как она несёт красоту, добро, счастье, о том, как Музыке мешает великан Шум, поселяя в людях страх и ненависть, лишая их радости, и, люди, побеждают страшного врага. Учимся слушать тишину, применяя момент игры «Кто услышит самый тихий звук?». Предлагаю детям самим придумывать сказки о вреде шума.
Музыка органично вошла в нашу жизнь, и является неотъемлемой частью существования современного человека. Музыка не ведает границ, не знает языковых барьеров,– организм подсознательно откликается на нее, минуя стандартные стереотипы мышления и вызывая целую палитру чувств и эмоций.
Старые методы преподавания уже не подходят для современных учащихся. Учитель должен меняться и учиться. Каждый урок музыки должен носить на себя печать неповторимой личности учителя. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель.
Перечисленные упражнения предполагают использование музыки в качестве действенного средства сохранения здоровья школьников, благодаря чему улучшается здоровье учащихся, а учебно-воспитательный процесс становится продуктивнее.
Методика изучения удовлетворенности обучающихся школой показала:
– посещают школу с радостью – 78,6%;
– удовлетворены щкольной жизнью, уроками – 95%;
– в школе хорошее настроение – 87,4%.
Родители отмечают, что их дети стали более жизнерадостными, спокойными, чаще испытывают положительные эмоции.
И в заключении хочу сказать, что каждый человек имеет свои музыкальные предпочтения. Музыка способна оказывать существенное влияние на нашу личность, да и наш музыкальный вкус говорит о тех или иных особенностях характера.
Многие люди хотят иметь хорошую память, преодолеть банальную лень, повысить внимательность и концентрацию. Так вот один из рецептов – музыка. Не нужно специально усиживаться в кресло и слушать, а просто сделать классику и джаз звуковым фоном вашего бытия. Результат придет! Через месяц, два, три, но обязательно придет.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
Песни – игры
Песни – игры широко известны и довольно популярны среди детей. Суть их в том, что они представляют собой смешение известной мелодии и специально подобранного к ней текста, который очень легко и интересно можно заменить движениями, обозначающими отдельные слова.
Лети, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаем мы, что к небу шар
Никак не улетит.
Эти нехитрые слова нужно петь на мотив песни «В лесу родилась ёлочка». Затем нужно постепенно удалять из текста по одному слову, заменяя его характерным и желательно смешным движением. При замене слова движением, оно ни в коем случае не произносится. Невнимательные «нарушители» выбывают из игры.
По такому же принципу построены и другие песни-игры.
Колпак мой треугольный
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Песни с движениями
Мишка с куклой пляшут полечку.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ёй, ёй.
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку все сплясать.
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать.
Песни – кричалки.
Песни – кричалки представляют собой набор слов, чаще не содержащий в себе никакого смысла, который надо хором, в заданном ритме кричать. Учитель или кто-то из детей должен играть роль запевалы. Он начинает кричать слова «кричалки», а остальные повторяют за ним. Кричалка имеет свой ритм и прокрикивается по частям. При этом её прелесть в том, что её необходимо именно кричать, что вполне соответствует детской природной потребности.
Кричалка может сыграть роль предисловия, припевки к песне, так же как присказка к сказке. Не преувеличивая роли кричалки в воспитательных целях, можно отметить, что её организующая и дисциплинирующая сила очень велика.
О – о – о! (дети повторяют)
Калабамба – ла – о (дети повторяют)
Осики – рисосики, рисосики, рисбамба (дети повторяют)
О, я бананы ем! (дети повторяют)
На берегу (дети повторяют)
Большой реки (дети)
Пчела ужалила (дети)
Медведя прямо в нос (дети)
Многоголосый хор
Класс разбивается на несколько групп. Слова для всех одинаковы, например «Голоса не было, нет и не будет» Эти слова надо пропеть на разные голоса.
Учитель сначала по очереди включает голоса, а затем поёт хор
Можно, чтобы кто-нибудь из ребят послушал со стороны и высказал своё мнение.
Музыкальные шутки
Демонстрация чувства ритма
Учитель предлагает детям сесть полукругом лицом друг к другу со словами: «Сейчас мы с вами будем исполнять ритмическую музыку, и вы убедитесь, что среди нас нет ни одного человека, который не обладал бы развитым чувством ритма».
Учитель показывает ребятам простенькую ритмическую партию, отбивая её ногой и помогая голосом.
Дети повторяют.
Учитель: «У меня есть регулятор громкости, в зависимости от положения которого изменяется громкость звука. Это моя рука. Если она опускается, то звук становится тише, а если поднимается – громче».
Учитель: «Кроме того, нам нужно два человека для исполнения сольной партии». (Лучше, если это будут озорные, лёгкие на подъём ребята).
Вы должны быть очень внимательны, и уловить момент, когда регулятор громкости достигнет своей критической отметки. Тогда я резко опущу руку, и вступаете вы со своей сольной партией. Для этого вы должны отвести руки за голову и растопырить пальцы вот так (показывает «рога» на голове). При этом вы одновременно и громко произносите «Хейя – хейя – хейя – хейя».
Это задание проигрывается несколько раз.
Учитель: «Ребята, вы слушали заключительный концерт северного народно хора. Это была музыкальная шутка».
Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1. Дыхание животом.
Г.С. Шаталова считает, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением.
Упражнение 2. Это часть системы БОДИФЛЕКС, разработанной американкой Грир Чайлдерс.
Дыхание БОДИФЛЕКС выглядит так: нужно выдохнуть весь воздух через рот, быстро вдохнуть через нос, из диафрагмы с силой выдохнуть весь воздух через рот, задержать дыхание, максимально втянуть живот, сосчитать до 8-10, расслабиться и выдохнуть. Итак, выдох (живот втягивается) – вдох (полный живот) – сильный выдох (живот втягивается). Далее на задержке дыхания втягивается живот ещё сильнее, считать до 8-10. Потом выдох.
Пять этапов дыхательной гимнастики БОДИФЛЕКС:
1. Выдохните из лёгких через рот весь застоявшийся в лёгких воздух – соберите губы в трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя воздух без остатка.
2. Быстро и агрессивно вдохните через нос.
3. Резко выдохните весь воздух через рот.
4. Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на 8-10 счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх. Представьте как ваш желудок и другие органы брюшной полости буквально засовываются под рёбра. Это называется «втягиванием живота» и является часть упражнений, делающих живот плоским.
5. Расслабьтесь и вдохните. Опустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши лёгкие.
Упражнение 3. Это одно из упражнений системы оздоровления А.Н.Стрельниковой. Оно носит название «Ладошки».
Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю. Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем руки опустите, и отдохните 3-4 сек. – пауза.
Сделайте ещё 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом – неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение «Ладошки» можно делать стоя и сидя.
Упражнение 4. «ХА – дыхание» (мобилизующее).
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперёд, руки сбрасываются вниз перед собой, происходить резкий выброс воздуха со звуком «ха!»
Упражнение 5. «Отдых» (успокаивающее).
Исходное положение – стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч, сделать вдох, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 – 2 минуты. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение 6. «Передышка» (успокаивающее)
Обычно, когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение 3 минут дышите медленно, глубоко и спокойно. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Дыхательно – координационные упражнения.
1. «Сова».
а) Сжать правой рукой плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка, выдох.
б) Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох.
в) Повторить, держа левой рукой правое плечо.
2. «Шапка для размышлений».
а) Сделать глубокий вдох. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»), задержать дыхание. Выдох через рот с открытым сильным звуком а-а-а… (ы-ы-)
б) Вдох – выдох.
в) Вдох – снова «надеть шапку». Задержать дыхание. Выдох со звуком о-о-о… (у-у-у…)
3. «Певец».
а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.
б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
в) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания. Выдох со звуком у-у-у…, руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.