Валиева Резида Ансаровна,
Ганиева Альфия Каусаровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 «Рябинка»
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Цель: обучение участников мастер – созданию настольного театра из дисков для развития речи детей дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках
3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов
4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Ход мастер-класса:
1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию Мастер-класс по созданию настольного театра из дисков для развития речи детей дошкольного возраста «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».
2слайд Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.
3 слайд
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Театрализованная деятельность позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей.
4 слайд В каждом ребенке есть талант, главное суметь его увидеть и помочь раскрыть. Все дети любят сказки. И даже маленький ребенок с удовольствием будет изображать: как прыгает зайка, летает бабочка, переваливается косолапый мишка. А театр –это сказка и это реальность, где каждый ребенок может легко перевоплотиться в тот или иной образ, проявить свое творчество.
5 слайд Театрализованные игры универсальны – их можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.
6 слайд На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить новые знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых сказочный персонаж – помощник в решении многих педагогических задач. С его помощью можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Считаю, что именно театрализованная деятельность, театрализованные игры способны развить речь, коммуникативные навыки, внимание, память, творческое воображение, а также научит детей быть добрыми, отзывчивыми.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
7 слайд В своей работе использую различные виды театров: ложковой, настольный, театр из коробок, пальчиковый и т.д.
Сегодня, хочу вам показать самый простой способ изготовления настольного театра.
Итак, мы с вами открываем «Театральную мастерскую».
Необходимые материалы:
• Диски.
• Картинки героев сказки.
• Бумага для аппликации и картон разного цвета.
• Ножницы, Клей ПВА, клей Момент.
• Карандаш, Линейка.
1. упражнения на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы.
Давайте представим, что мы артисты пантомимы. Вам нужно будет изобразить роль, а выбрать ее нам поможет вот этот кубик- веселый человечек
Покажите, как будто Вы снимали горячую кастрюлю с молоком с огня и обожглись.
Покажите, как дрожит осинка от ветра в осеннем лесу.
Представьте себя могучим дубом.
Представьте, что Вы – печальный снеговик под ярким весенним солнышком.
Покажите, как будто Вы разбили любимую чашку.
Как падает снежинка.
Волк крадётся за зайцем – не поймал.
Кот на солнышке: жмурится, нежится.
Сосулька.
Я мыл посуду и случайно уронил чашку
Как мама наряжается
Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец
Я думаю, что все обдумали свои роли. Давайте встанем в круг, каждый выходит в центр, показывает с помощью пантомимы задание, а все остальные должны отгадать, что показал артист.
- Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела»
(укоризненно, ласково, печально, удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво.)
- Вспомним сказки 1.Героиня какой сказки влезает в коровье ушко — вылезает из другого и становится красавицей, а вся ее работа уже переделана? (“Крошечка-Хаврошечка”.)
2. В какой сказке Иванушка искупавшись в кипящем молоке, делается таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать? (“Конек горбунок”)
3. Какая сказка начинается зимой, а заканчивается летом? ( «Снегурочка»)
4. Кому Винни — Пух подарил на день рождения пустой горшок? (Ослику Иа)
5. В названии, каких сказок есть числа 3 и 7? ( «Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)
- Наши мастера готовят героев сказки, а чтобы узнать сказку отгадайте загадки:
1. На поляне возле ёлок
Дом стоит из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (О муравьях)
2. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
3. Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь)
4. Чик, Чирик! К зёрнышкам прыг.
Клюй, не робей.
Это кто? (Воробей).
5. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, не мышка.
Кто это? (Зайчишка).
6. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
7. Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка,
Кто это? (Лягушка)
8. Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? (Лиса).
Все эти герои пришли из сказки, которая называется Сутеева «Под грибом».
Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Ползё т к грибу мокрая Бабочка:
Бабочка- «Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!»
Муравей-«Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился».
Бабочка – «Ничего! В тесноте, да не в обиде».
Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт…
Бежит мимо Мышка:
Мышка – «Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.»
Бабочка – «Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет».
Мышка – «Потеснитесь немножко!»
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Воробей –«Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!»
Мышка –«Тут места нет».
Воробей – «Подвиньтесь, пожалуйста!»
Муравей – «Ладно».
Подвинулись – нашлось Воробью место.
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц – «Спрячьте – спасите! За мной Лиса гонится.»
Муравей – –«Жалко Зайца»
Мышка – «Давайте ещё потеснимся».
Только спрятали Зайца – Лиса прибежала.
Лиса – «Зайца не видели?»
Муравей – «Не видели.»
Подошла Лиса поближе, понюхала:
Лиса – «Не тут ли он спрятался?»
Муравей – «Где ему тут спрятаться!»
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются.
Муравей задумался и говорит:
– Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
– Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
– Эх, вы! Гриб-то под дождём вырос и стал большой.
Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы можете покажете своё отношение к нашему выступлению. Поднятая вверх одна рука – занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки – ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!