Бабаджанова Гулнора Ахметбаевна
преподаватель
по специальности фортепиано
МБОУДО «Актюбинская ДШИ»
пгт Актюбинский, Республика Татарстан
Тема: «Актюбинский сувенир» – средство знакомства с татарской музыкой.
Цель экскурсии: Углубленное изучение школьной программы, эстетическое развитие, воспитание патриотизма, расширение кругозора учащихся.
Задачи экскурсии:
Образовательные: расширение представлений о татарском традиционном искусстве; обогащение зрительного, музыкально-слухового опыта учащихся.
Развивающие: развитие умения работать с различными источниками и умение сделать анализ полученной информации.
Воспитательные: формирование интереса и любви к истории родного края.
Место проведения: школьный музей МБОУДО «Актюбинская ДШИ» народный промысел «Актюбинский сувенир»
Участники: Экскурсовод (преподаватель), учащиеся 3,4,5 классов и их родители.
Оборудование: ноутбук, аудиоплеер
Значимость методической работы: Тема экскурсии актуальна и соответствует учебной программе. Знакомит учащихся с жанрами татарской традиционной музыки. Прививает любовь к родному краю. Экскурсия предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.
I.Введение.
Школьный музей «Народные промыслы России» был основан в пгт Актюбинский в 1993году. В его экспозицию входят изделия из Гжели, Хохломы, Жостово, Мстера и др. Целый зал музея посвящен народному промыслу «Актюбинский сувенир» – это музей, где представлено более 500 оригинальных сюжетных композиций. Основоположником этой глиняной игрушки стала директор Актюбинской школы искусств Заслуженный работник культуры Республики Татарстан Ильсияр Фаиловна Салахова.
II. Основная часть.
Актюбинская игрушка – это «живые картинки» традиций татарского народа, сохранившиеся легенды, сказки, песни и танцы, декоративные украшения и костюмы, предметы домашнего быта.
Экскурсавод(преподаватель): Уважаемые родители и ребята, всем вам известен праздник «Сабан туй» («Праздник плуга»), с его веселыми, задорными, шумными, увлекательными играми. Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент.
(Звучит фрагмент симфонии Н.Жиганова «Сабан туй» «Праздник плуга»)
Экспонат 1.
Экскурсовод:
Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.
Күңелле Сабан туйлары,
Матур җырлар җырлый-җырлый
Уйныйбыз әйлән-бәйлән.
Сегодня праздник, большой праздник.
Веселый праздник плуга, с красивыми песнями и танцами водим хоровод.
Экспонат 2.
«Джин, разбойник или призрак этот скрюченный герой?
До чего он безобразен, поневоле страх берет!»
(Звучит фрагмент из балета «Шурале» («Леший») Ф. Яруллина)
Экскурсовод: Ребята, узнаете героя этой народной сказки? Правильно – это Шурале (Леший). Какими способностями обладал этот коварный, но глупый герой?
Учащиеся (предполагаемый ответ): Шурале – лесное чудище с длинными пальцами, способный защекотать человека до смерти.
Экскурсовод: А игрушка соответствует образу?
А вы его как хотели бы изобразить, будь у вас возможность слепить ее из глины?
Экскурсовод: Рассмотрим следующий экспонат
.
Экспонат 3.
С детства всем известна и эта сказка – «Су анасы» («Водяная»). Расскажите, о чем эта сказка. Какова ее мораль?
Учащиеся (предполагаемые ответы):
Героиня сказки мифологический персонаж – Водяная. Мальчик ворует у нее расческу, за это, она его пугает. В этой сказке раскрывается человеческий порок – воровство. Мораль – нельзя никогда брать чужую вещь.
Экскурсовод: Стоит отметить, что эти сказки любили и татарские композиторы. Фаридом Яруллиным написан балет «Шурале» («Леший»), Энвером Бакировым – «Су анасы» («Водяная»). А симфонию «Сабан туй» («Праздник плуга») создал выдающийся композитор Назиб Жиганов.
В музее, можно увидеть какими были старинные костюмы, предметы домашнего быта, но труднее представить, какой была древне-татарская музыка.
Экспонат 4.
Экскурсовод: Здесь изображены две птицы – два брата-близнеца, которые за непослушание были прокляты своей матерью и превратились в птиц. Звучит фрагмент баита «Сак – Сок».
Дети, не озоруйте, маме не перечьте,
Будьте людьми и оставайтесь людьми.
Тому, с чьими детьми случилось несчастье,
И кто долго бродил неприкаянным.
Пусть прочитает тот, у кого видят глаза в качестве поучения.
Эту легенду в народе сказывают, используя разные варианты стихов и разные напевы. Жанр называется – баит. Традиция чтения стихов нараспев живет в татарской культуре с давних времен. С помощью мелодии сказывались баиты, читаются мунаджаты, напеваются такмаки.
Экспонат 5.
Экскурсовод: Уважаемые родители и ребята, традиция чтения Корана занимает важное место в жизни татар-мусульман. Для них существуют особые напевы.
Экспонат 6.
Экскурсовод: А как называется русская народная шуточная песня? Учащиеся (предполагаемый ответ): Частушка – Такмак.
Экскурсовод: Такмак – это та же частушка. Это жанр напевного исполнения стихов, связанных с движением. С помощью одного и того же напева можно исполнять разные тексты. У них несложные мелодии, четкий ритм, двухдольный размер такта. «Апипа» и «Аниса» (имя девушки) – самые популярные такмаки (частушки). Многие татарские композиторы обращались к ним. (Л.Батыркаева, Р.Ахметшин, Ю.Виноградов, А.Ключарев).
III. Заключение.
Экскурсовод: В завершении ответьте на небольшие вопросы
Небольшая викторина – вопросы на повторение.
1.Музыкально – поэтический жанр мунаджат означает:
а) рассказ повествование о каких-либо событиях;
б) монолог размышление;
в) напев, сопровождающий игры и пляски.
2.К какому жанру относятся песни «Апипа» и «Аниса»?
а) мунаджаты; б) баиты; в) такмаки; г) короткие песни.
3.Кем написан балет «Шурале» («Леший»)?
а) Ф.Яруллин; б) Н.Жиганов; в) А.Ключарев
4.К какому жанру относится произведение Э.Бакирова «Су анасы» («Водяная»)?
а) опера; б) балет; в) симфония
Традиции своего родного края необходимо знать, ведь в них отражается душа народа, жизненная мудрость, его история и современная жизнь.
Экскурсовод (преподаватель): Экскурсия завершена. Всем спасибо за внимание!
Использованная литература:
1.Дулат – Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература: учеб. для муз.училищ и дет.муз. школ. – Казань 2007. – 492 с.
2.Фонохрестоматия по татарской музыкальной литературе для детских музыкальных школ.