Багавиева Гульгенэ Мунировна,
Ухванова Галина Валериевна
заместители директора по учебной работе
МБОУ «Гимназия №175»
Советского района г. Казани,
Республика Татарстан
Мы хотим видеть наших детей образованными, здоровыми, счастливыми, социально активными, преуспевающими и уверенными в завтрашнем дне
Перед современной школой стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях. Это включает в себя не только степень обученности ученика, но и степень достигнутой социальной развитости, готовности творчески реализоваться, личностной причастности к происходящему в стране. Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой образовательной и культурной среды, которая могла бы способствовать решению этой задачи. Школьное здание перестает быть только инженерным сооружением, оно становится важной составляющей образовательного процесса. Сегодня учитель, готовясь к новому уроку, думает еще и том, как лучше расставить парты и где проводить занятие: в кабинете, рекреации или даже на улице, так как федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагают переход от традиционной системы обучения, транслирующей знания, к новой системе — системе «развития», «открытия».
В 2021 году перед капитальным ремонтом здания гимназии вместе с проектировщиками «АКВК и партнеры» г. Москва администрация гимназии решала очень важную задачу: как трансформировать задание образовательной организации так, чтобы комфортная стимулирующая школьная среда способствовала становлению личности обучающихся, чтобы школьники с удовольствием приходили в гимназию, учились и развивались. Следует отметить, что при трансформации гимназии были учтены такие требования, как концептуальная целостность (пространство и оснащение отвечает концепции преподаваемого предмета), функциональность и мобильность.
Функциональность позволяет решать определенные образовательные задачи. Например, в нашей гимназии кабинеты географии, биологии, химии размещены на одном этаже и для них сделана единая рекреация, таким образом получилось создать естественно-научный кластер с единым общественным пространством. Стало возможно легко организовать экспериментариум, лектории, встречи, различные формы групповой работы. Таким же образом были созданы блоки начальной школы на 1, 2 этажах, физико-технический кластер, арт-кластер, языковой кластер, коворкинг-центр.
Мобильность позволяет быстро передвигать мебель и оборудование, устанавливать ширмы и перегородки. Такое пространство обладает важным качеством – способностью к трансформации. В зависимости от образовательных задач оно становится больше, шире или уже. Сделать пространство кабинета мобильнее помогают, например, одноместные парты: они легче, из них можно быстро создать любые конфигурации.
В гимназии имеются так называемые «тихие» зоны – места для самостоятельной или парной работы, спокойного отдыха, чтения. Наличие таких зон необходимо для предоставления возможности обучающимся побыть наедине с собой, отдохнуть от общения, сосредоточиться на работе. В этом плане актуальной для учеников является зона открытой рекреации, зона для индивидуальной и групповой работы возле музея краеведения на 3 этаже.
Также созданы «шумные» зоны – места для общения, коллективной работы, подвижных и спортивных игр. Такие зоны необходимы для полноценного социального взаимодействия, смены видов деятельности, отдыха от сосредоточенной работы. Любимыми зонами обучающихся младших классов стали рекреации в блоке начальных классов, для старшеклассников – зоны на 2 и 3 этажах, где размещены столы для игры в теннис. Обучающиеся с большим удовольствием играют в подвижные и спортивные игры.
На наш взгляд, интересной является идея организации коворкинг-центра в библиотеке-медиатеке гимназии. На сегодня это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Коворкинг-центр стал любимым местом наших гимназистов и учителей. В течение учебного года в библиотеке-медиатеке проходят уроки информатики, иностранного языка, родного языка, занятия школьного кукольного театра «Тылсым», медиа-кружка, кружка «Музейная практика», ИЗО-студии, шахматного кружка. В коворкинг-центре проводятся лекции, встречи с успешными людьми, семинары и тренинги личностного роста, ежегодный гимназический балл, литературно-музыкальные вечера, посвященные жизни и творчеству поэтов и писателей.
В коворкинг-зоне после учебных занятий многие обучающиеся старших классов самостоятельно работают над проектами, готовятся к конкурсам и конференциям вместе с педагогами.
По прошествии 2021-2022 учебного года после трансформации гимназии было очень важно понять, как обновление повлияло на развитие школьного сообщества, как используются пространства и что еще нужно гимназии для ее развития. Поэтому было принято решение провести постпроектный анализ. Анкеты составлялись для двух фокусных групп: школьников и учителей. Вопросы разрабатывались совместно с командой Архитектурной компании «АКВК и партнеры». Каждая анкета содержала около 30 вопросов, касающихся сценариев использования территории, внутренних пространств, удобства новой навигации, степени удовлетворенности пространствами, ощущения спокойствия и безопасности. В опросе приняло участие 584 человека. По итогам мониторинга было выявлено, что у обучающихся повысилась мотивация к обучению: однозначно да ответили 35% учеников, скорее да, чем нет – 54% ученика. Школьники также отметили, что обновление внутреннего пространства гимназии им позволило развить навыки коммуникации, проще стало взаимодействовать со сверстниками: однозначно да ответили 30% учащихся, скорее да, чем нет – 58% учащихся. Многие гимназисты признались, что им нравятся новые образовательные пространства гимназии, многофункциональность, открытость, трансформируемость, комфортность учебных кабинетов. Отметили и общую творческую атмосферу в гимназии, что позволяет им раскрывать свои таланты и возможности.