Владимирова Надежда Николаевна,
Еремеева Раиса Евгеньевна
воспитатели
МАДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №35 НМР РТ”
г.Нижнекамск
Дидактическое пособие «Развивалочка» разработано для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста. Пособие изготовлено в виде панно, разделенное на 4 игровых поля: сад – огород, квартира (мебель, бытовые приборы), животные (домашние и дикие), транспорт.
Методическая ценность:
Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Область применения:
Развивающее панно можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция различными предметами) и в индивидуальной работе с ребёнком. Пособие находит применение во всех образовательных областях.
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности детей второй группы раннего возраста в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
Сенсорное воспитание:
– Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
– Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
– Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые яблоки; большое красное яблоко — маленькое красное яблоко).
– Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов.
– Учить сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
– Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Формирование элементарных математических представлений.
– Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
– Учить различать количество предметов: много — один (один — много).
– Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой — маленький).
Ознакомление с окружающим миром.
– Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.
– Учить детей называть цвет, величину предметов, подбирать предметы по тождеству (найди такой же носок).
– Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям.
– Поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы (солнце, дождь, тучка, капли, радуга).
– Знакомить детей с доступными явлениями природы (радуга, дождь).
– Знакомить детей с животными и растениями ближайшего окружения. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь, репка, картофель, лук и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
– Учить узнавать в натуре домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и называть их. Отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т.д.).
– Учить детей различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса. Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, и у нее длинный пушистый хвост, медведь косолапый и т.д.).
– Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
Развитие речи. Формирование словаря.
Обогащать словарь детей:
– существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных;
– глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть);
– прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий).
Формирование социальных представлений, умений, навыков.
– Развивать игровую деятельность.
– Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.
– Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
– Развивать навыки самообслуживания – расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, застежки на липучках.
Формирование основ безопасности.
– Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
– Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
– Формировать первичные представления о безопасности собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
Игровое поле «Сад-огород».
1. Игра «Что это?»
Задачи: Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь, репка, картофель, лук и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей и фруктов (тыква, репка, перец, баклажан, чеснок и т.д.). Учить выбирать предметы по заданному признаку (только груши, только яблоки и т.д.). Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Дидактический материал: Макеты фруктов и овощей.
Ход игры:
1 Вариант. Ребенок смотрит на макеты овощей и фруктов, определяет что это – фрукт или овощ и называет его.
2 Вариант. Воспитатель предлагает ребенку собрать урожай в корзину: собрать только груши, собрать только яблоки, собрать только помидоры и т.д.
2. Игра «Где растет?»
Задачи: Учить определять, где растут овощи и фрукты – на грядке или на дереве. Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький).
Ход игры: Перед детьми раскладываются макеты различных фруктов и овощей. Ребёнок берёт макет фрукта или овоща, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) и определяет место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку.
3. Игра «Один – много».
Задачи: Учить различать количество предметов: много — один (один — много). Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Дидактический материал: Макеты фруктов и овощей.
Ход игры:
1 Вариант. Перед детьми раскладываются макеты фруктов. Воспитатель предлагает разместить на одном дереве одну грушу, на втором дереве много яблок, и, наоборот: на одном дереве одно яблоко, на другом дереве много груш.
2. Вариант: Ребенку нужно разместить овощи на грядке по словесной инструкции воспитателя. Например: размести один огурец и много помидор и т.д.
3. Вариант. Воспитатель размещает овощи и фрукты на грядках и деревьях. Ребенку нужно определить и назвать каких фруктов/овощей по одному, а каких много.
4. Игра «Большой – маленький».
Задачи: Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой — маленький). Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими величину предметов. Учить выбирать предметы по заданному признаку (только маленькие, только большие). Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Дидактический материал: Макеты фруктов и овощей.
Ход игры:
1 Вариант. Перед детьми раскладываются макеты различных фруктов и овощей. Ребенок должен разделить данные макеты на две группы (например, большая груша – маленькая груша и т.д.)
2 Вариант. Воспитатель предлагает ребенку разместить на игровом поле только маленькие овощи и фрукты. Ребенок из предложенных макетов овощей и фруктов выбирает маленькие и раскладывает их.
3 Вариант. Воспитатель предлагает ребенку разместить на игровом поле только большие овощи и фрукты. Ребенок из предложенных макетов овощей и фруктов выбирает большие и раскладывает их.
4 Вариант. Воспитатель предлагает ребенку собрать урожай: собрать только маленькие фрукты и овощи, только большие фрукты и овощи.
5. Игра «Огородники – садовники».
Задачи: Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Дидактический материал: Макеты фруктов и овощей, солнца, инструментов садовника и огородника: лейка, лопата, корзина.
Ход игры: Педагог рассказывает и показывает трудовые действия по уходу за растениями. Рассказывает, для чего растениям нужны солнце и вода. За тем ребенок выполняет трудовые поручения педагога (капать грядку, полить растения, собрать урожай).
6. Игра «Чего не стало».
Задачи: Развивать внимание и память.
Ход игры: Воспитатель размещает на игровом поле определенное количество овощей и фруктов. Ребенок смотрит и запоминает, что видел на грядке или дереве, закрывает глаза, воспитатель убирает один предмет и просит ребенка назвать чего не стало.
7. Игра «Какой цвет?».
Задачи: Учить различать основные цвета овощей и фруктов и называть их (красный помидор, желтый перец, зеленый огурец). Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет предмета. Развивать мелкую моторику руки. Учить выбирать предметы по заданному признаку (только красные, только желтые и т.д.).
Ход игры:
1 Вариант. Ребенок показывает и называет цвет овощей и фруктов (красный помидор, желтая репа и т.д.).
2 Вариант. Воспитатель предлагает ребенку собрать урожай в корзину: собрать только желтые овощи и фрукты, собрать только зеленые овощи и фрукты, собрать только красные овощи и фрукты.
Игровое поле «Животные (домашние и дикие)».
1. Игра «Кто, где живет?»
Задачи: Знакомить детей с животными ближайшего окружения. Учить узнавать домашних и диких животных и называть их. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия животных (коза, овечка, олень, ежик и т.д.)
Дидактический материал: макеты домашних и диких животных.
Ход игры: В игре принимают участие 1-2 ребенка. Перед детьми раскладываются макеты животных. Ребёнок берёт макет, называет его и определяет место обитания животного, проговаривая слова, например: медведь живет в лесу и т.д.
2. Игра «Найди ошибку».
Задачи: Развивать внимание, память.
Дидактический материал: макеты домашних и диких животных.
Ход игры: Педагог предварительно меняет местами место обитания животных. Задача ребенка – найти ошибки, исправить и назвать, что было не правильно, и как правильно.
3. Игра «Узнай животное по описанию».
Задачи: Формировать умение выделять характерные особенности животных.
Ход игры: Педагог описывает животных, задача детей – узнать животное по описанию, назвать и показать его на игровом поле.
– Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
– Большой, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
– Серый, злой, голодный. (Волк.)
– Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
4. Игра «Кто, как голос подает?».
Задачи: Развивать слуховое внимание. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний животных, слов и несложных фраз (из 2—4 слов).
Ход игры:
1 Вариант. Педагог изображает голос животного, задача детей – узнать животное по голосу, назвать и показать его на игровом поле.
2 Вариант. Ребенок отвечает на вопросы воспитателя: как говорит корова? Как говорит кошка? и т.д.
5. Игра «Назови детеныша».
Задачи: Учить называть детенышей животных. Развивать речь.
Ход игры: На игровом поле размещены животные. Ребенок показывает и называет животное. Воспитатель задает вопрос: как называют детеныша этого животного? Самостоятельно или с помощью воспитателя называет детенышей.
6. Игра «Что делает животное?».
Задачи: Учить отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает и т. д.). Учить понимать речь взрослых, отвечать на простейший вопрос что делает? И более сложные вопросы где? куда?.
Ход игры: Ребенок отвечает на вопрос воспитателя что делает?: что делает корова? Что делает кошка? Что делает лошадь? Где живет медведь? Где спрятался ежик?.
7. Игра «Найди животное».
Задачи: Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Ход игры: Воспитатель предварительно размещает животных на игровом поле, пряча их за деревья, в сарай, в будку, размещая под деревом, на полянке и т.д. Ребенок ищет животное и отвечает на вопрос, используя предлоги в, на, под, за, у.
Игровое поле «Транспорт».
1. Игра «Назови транспорт».
Задачи: Формировать первичные представления о машинах. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название транспорта (вертолет, грузовик, корабль, парусник, подводная лодка).
Ход игры: Ребенок смотрит на игровое поле, показывает и называет знакомый ему транспорт. Повторяет за воспитателем незнакомые названия транспорта.
2. Игра «Летает, едет, плывет».
Задачи: Знакомить детей с некоторыми видами транспортных средств. Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими виды транспорта (наземный, воздушный, водный). Развивать мелкую моторику руки.
Дидактический материал: Макеты транспорта.
Ход игры: Ребенок размещает на игровом поле транспорт в соответствии с местом их передвижения.
3. Игра «Найди ошибку».
Задача: Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Дидактический материал: макеты транспорта.
Ход игры: Педагог предварительно меняет местами транспорт. Задача ребенка – найти ошибки, исправить и назвать, что было не правильно, и правильно разместить транспорт на игровом поле.
4. Игра «Изучаем ПДД».
Задачи: Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах.
Дидактический материал: макеты транспорта, дорога, светофор.
Ход игры: Педагог рассказывает и показывает детям правила безопасного поведения на дорогах. Рассказ сопровождается игровыми действиями.
Игровое поле «Квартира».
1. Игра «Найди пару».
Задачи: Учить сравнивать предметы, группировать предметы по тождеству, выбирать предметы по заданным признакам. Развивать мелкую моторику руки. Учить называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти пару носков и прицепить прищепками к веревочке.
2. Игра «Какому носку не хватило пары».
Задачи: Развивать внимание, память, мелкую моторику руки. Учить сравнивать предметы, группировать предметы по тождеству, выбирать предметы по заданным признакам. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь.
Ход игры: Предварительно воспитатель развешивает на веревочке носки. Ребенку необходимо найти носок, которому не хватило пары.
3. Игра «Трудовые поручения».
Задачи: Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, развешивать белье, собирать в корзину и т.д.), действия, противоположные по значению (открывать шкаф — закрывать шкаф, снимать — надевать, брать — класть). Воспитывать интерес к труду близких взрослых.
Ход игры:
1 Вариант. Ребенок выполняет действия по словесной инструкции воспитателя: открой шкаф – закрой шкаф, погладь одежду, повесь одежду в шкаф и т.д.
2 Вариант. Самостоятельная игровая деятельность ребенка на игровом поле.
4. Игра «Одень куклу».
Задачи: Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия одежды, обуви. Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки.
Ход игры:
1 Вариант: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу: На улице зима, одень куклу в теплые вещи. Кукла собирается на праздник, одень праздничную одежду.
2 Вариант: Воспитатель показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку, пуговицы).
3 Вариант: Самостоятельная игровая деятельность ребенка.
5. Игра «Радуга»
Задачи: Развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику руки. Учить детей называть основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый). Учить подбирать предметы по тождеству (по одинаковому цвету). Учить выбирать по заданному признаку (красная капелька, синяя капелька, желтая капелька, зеленая капелька). Создавать условия для формирования интереса детей к природе и природным явлениям; поощрять любознательность детей при ознакомлении с объектами природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы (радуга, солнце, тучка, дождик).
Игровой материал: макеты солнца, тучки, радуги, капелек.
Ход игры:
1 Вариант. Ребенку предлагается развесить все капельки на радуге.
2 Вариант: Перед ребенком разложены капельки, воспитатель предлагает найти и повесить сначала красную капельку, затем желтую, затем синюю, затем зеленую.
3 Вариант: Ребенку предлагается развесить капельки в соответствии с цветами радуги, при этом называя знакомые цвета.
4 Вариант: Самостоятельная игровая деятельность ребенка.
6. Игра «Уложи куклу спать».
Задачи: Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия одежды, мебели, постельных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама). Развивать мелкую моторику руки. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2—4 слов).
Ход игры: Ребенку предлагается уложить куклу спать: одеть пижаму, положить ее в кровать, спеть колыбельную (Баю – баюшки – баю).