Валиева Илюся Филатовна
Воспитатель
МБДОУ “Детский сад №28” г.Лениногорска
Цель: Обогащение представлений детей о родном городе, республике, стране.
Задачи:
Образовательные:
– Расширить представленияо родномгороде, республике, стране.
– Продолжать формировать представление о русской народной игрушке – матрешке.
– Поддерживать стремление составлять узор из готовых форм.
Развивающие:
– Развивать связную речь, логическое мышление, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.
– Развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме.
Воспитательные:
– Воспитыватьи прививать любовь к родному краю.
– Формировать у детей чувство патриотизма.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, куклы в татарских национальных костюмах, татарские национальные костюмы, тюбетей, матрешки, пазлы, шаблоны матрешек, готовые формы для составления узоров, клей, кисточки, клеенки, салфетки.
Словарная работа: калфак, түбәтәй, ротонда, фонтан нефти, нефть, тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики.
Предварительная работа:
– беседы
– просмотр презентаций
– экскурсии по городу
– рассматривание иллюстраций с предметов народных промыслов
Ход ОД
Орг. момент
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется мне на ватсап пришло аудиосообщение, давайте его прослушаем.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарина. Живу я в Америке. Я люблю путешествовать и побывала во многих городах и странах. Но у вас я еще не была. Помогите мне, расскажите, пожалуйста, в какую страну я попала, в каком городе я сейчас оказалась?»
Воспитатель: Поможем Дарине, расскажем о нашем городе?Как наш город называется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что мы можем рассказать о нашем городе? Какой он?
(На экране фотографии с достопримечательностями города Лениногорска)
Воспитатель: Лениногорск – один из красивейших и обустроенных городов республики. Здесь прекрасные улицы, огромный лесопарк, каскады прудов, фонтаны. У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это огромный Дом Культуры, библиотеки, парки отдыха, скверы, краеведческий музей и музей нефти.
Яркая достопримечательность Лениногорска – Аллея героев. Она была торжественно открыта в знак искренней благодарности и вечной памяти о героизме тех, кто воевали погиб в Великой Отечественной войне.
Город Лениногорск прославился именно благодаря нефтяной отрасли, поэтому неудивительно, что он имеет довольно много достопримечательностей, так или иначе связанных с нефтяной промышленностью. Одной из таких является аллея заслуженных нефтяников Татарстана. Здесь можно узнать фамилии тех, кто стоял у его истоков, внес в ее развитие неоценимый вклад.
Лениногорск – город чистой родниковой воды. В нашем городемного красиво обустроенных родников.
Лениногорск также спортивныйгород. Круглый год работают лыжные трамплины, спорткомплекс, бассейны, Ледовый дворец, Теннис-холл. Не раз наши спортсмены становились победителями различных соревнований и олимпийскими призерами.
Чёрная ротонда местная достопримечательность. Её открытие было приурочено к празднованию 50-летия Лениногорска.
Сегодня Лениногорск – благоустроенный современный город, город – сад.Недаром наш город неоднократно получал премии как самый благоустроенный и красивый город не только Татарстана, но и всей России.
Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки самых узнаваемых достопримечательностей нашего города, но они все рассыпались. Поможете мне их собрать?(Монумент нефти, Вечный огонь, Фонтан «Балерины», Белая ротонда)
(Собирают пазлы)
Воспитатель: Вы узнали эти места нашего города?
- Вечный Огонь – там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Родины и наших земляках.
- Монумент нефти – это памятник первооткрывателям нефти, символизирует начало добычи нефти в нашем регионе.
- Фонтан «Балерины» – любимое место отдыха наших горожан.
- Белая ротонда. Раньше наш город был поселком Новая Писмянка. Затем его переименовали в город и в честь этого события была построена Белая ротонда. Многие люди, поднимаясь на ротонду, считают ступеньки. Всего ротонда имеет 211 ступенек.
Воспитатель – А вы знаете, какое главное богатство нашего города?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это нефть. Нефть и газ так же главное богатство нашей Республики?
Воспитатель: А как называется республика, в которой мы живем?
Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.
Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Здесь живут и татары, и русские, и мордва, и чуваши, и марийцы, и много других национальностей. Все мы живем в мире и согласии.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
Физминутка:
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (покачивая головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повертели головой (повороты головы)
Влево – вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко. (прыжок на месте)
И побегаем легко. (бег на месте)
Воспитатель подводит детей к куклам в татарском национальном костюме.
Воспитатель: Как вы думаете, кто по национальности наши куклы? Почему так думаете?
Ответы детей.
– Давайте поздороваемся с куклами на татарском языке.
Ответы детей.
Воспитатель:Посмотрите какие красивые костюмы у Алсу и Ильнура. Из каких элементов состоит их одежда?
(У Алсу костюм состоит из платья, фартука, калфака, сапожек. У Ильнура из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки).
Воспитатель: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?
(Узором, орнаментом.)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.(тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики и т.д.)
Воспитатель: Наши куклы приглашают вас поиграть в татарскую национальную игру.
Татарская национальная игра «Түбәтәй»
Воспитатель: Ребята, наш иностранный друг просил нас рассказать ему не только о нашем городе и республике, но и о стране, в которой мы живем.
– Как называется наша страна?(Россия.)
Воспитатель: – Правильно, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное имя – Россия.Давайте все вместе повторим это красивое имя – Россия.
Россия издревле славилась своими умельцами. Раньше игрушки мастерили сами, своими руками из глины и дерева. Сначала выпиливали игрушку, а затем ее расписывали, украшали различными узорами.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать ее.
Ростом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Правильно, матрешки (показ матрешки). Давайте внимательно рассмотрим нашу матрешку. Какая она? Вы знаете, что в ней прячутся много других матрешек поменьше.
Воспитатель:Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Я предлагаю вам на память о нашей стране и в знак нашей дружбы изготовить и подарить нашему иностранному другу матрешек.
Аппликация «Укрась матрешку».
Дети украшают фартук матрешек готовыми формами.
Итог занятия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые и нарядные получились у нас матрешки. Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?Чем мы занимались сегодня? Кому вы расскажете об этом?
Рефлексия «Украсим елочку».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, возьмите желтый елочный шар и украсьте им елочку, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вам было трудно, боялись ошибиться, то возьмите фиолетовый елочный шар и украсьте им елочку, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом России. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.