Сударкина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ “Новошешминская начальная школа-детский сад”Новошешминского муниципального района Республики Татарстан
с.Новошешминск
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Все согласятся с тем, что содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствуют поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности.
Гипотеза (выдвинула):
- Если заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а загадками и задачами, то современный урок стал бы более интересным, стал уроком развития творческой личности.
Цели:
- Развивать творческое мышление , речь, кругозор;
- Учить детей решать проблемы, принимать продуктивные решения;
- Воспитывать творческую личность, склонность к фантазии, находчивость, любознательность;
- Сплочение детского коллектива.
Задачи:
- Повысить компетентность в вопросе творческого развития детей начальной школы;
- Способность развитию познавательных интересов учащихся на уроках окружающего мира через развивающие игры и творческие задания;
- Воспитывать стремление изучить новое , умение слушать и понимать.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Тяга к творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания – эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Основная причина нежелания детей ходить в школу – это отсутствие интереса к учению. Необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь.
Я считаю, что огромную роль в формировании познавательного интереса играют уроки окружающего мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, ученик получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности.
На уроки окружающего мира в начальной школе приходится 2 часа в неделю.
Предмет «Окружающий мир»– сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
В проведении нетрадиционных уроков в разнообразной и увлекательной форме с использованием частично-поискового и исследовательского методов обучения помогают: организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования, творческих заданий, проведение уроков с использование ИКТ, использование дидактического материала, карточек с индивидуальными заданиями, схем-опор, карточек с задачами-рассказами, творческих задач, тесты.
Развивающие игры и творческие задания я провожу на различных этапах урока: слайд 6
1.Организационный момент. Определение темы и целей урока( кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.)
2.Проверка домашнего задания( игра, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.)
3.Работа над новой темой( проект, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.)
4.Физкультминутка ( имитация движения того или иного животного и т.д.)
5.Продолжение работы над темой ( работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.)
6.Закрепление изученного( проблемные вопросы ,игры, тестовые задания и т. д.)
7. Дом.задание( экологические сказки, рисунки, составь тест, схемы и т.д.)
Таким образом, можно сделать вывод, что для устойчивого познавательного интереса на уроках окружающего мира учителям необходимо строить процесс познания на уроке окружающего мира так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через творческие задания и игры, которые позволяют расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету, развивать творческие способности и воображение у младших школьников.
Гипотеза подтверждена , задачи выполнены, цели своей достигла .