Касимова Гузель Курбановна,
Шадрина Наталья Евгеньевна,
Афзалова Лейсан Ринатовна
воспитатели
МБДОУ “Центр развития ребенка-детский сад №98 “Калейдоскоп”
г. Нижнекамск
1. Теоретическая часть.
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
В первую очередь, если ребенок сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Самые простые примеры мнемотехники, всем вам хорошо известны и отлично помогают, чтобы запомнить любую информацию, активно используются в работе с детьми по развитию речи в ДОУ.
При работе с мнемотаблицами педагог решает следующие задачи:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Развитие связной речи;
- Обучение детей преобразованию абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- Обучение приёмам работы с мнеморожками мнемотаблицами.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. Этому-то и способствует мнемотехника. Сегодня я хочу подробнее остановиться на мнемотаблицах для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста.
Методика использования мнемотехники:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «водичка», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Этапы работы над стихотворением:
- Взрослый выразительно читает стихотворение;
- сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
- читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано.
Второе задание. Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
3.Подведение итогов.
Как я уже говорила мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы-схемы активно используются педагогами в развитии речи детей дошкольного возраста: при обучении рассказыванию, формировании правильного произношения; обогащении словарного запаса, во время пересказа художественной литературы, загадыванию и разгадыванию загадок, в дидактических играх. Приведу примеры (Слайды)
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом, если составлять мнемотаблицу совместно с детьми, это способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствованию навыков ориентировки на плоскости листа, расширению словарного запаса, развитие связной речи детей.
Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов:
- значительно сокращается время заучивания;
- увеличивается длительность запоминания стихов;
- развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;
- активизируется речь;
- появляется интерес к заучиванию поэтических произведений;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Благодарим вас за активное участие в проведении мастер-класса и желаем успехов в воспитании детей.
Литература:
- Большова Т.М. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.
- Ткаченко Т.А. использование схем в составлении описательных рассказов.
Сельская песенка
Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Зимнее утро (отрывок)
А.С. Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
Весна
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!