Мансурова Рашида Рашитовна,
Исхакова Фарида Даутовна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад №88 «Лесовичок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Воспитатель. Доброе утро, дети!
Дети. Доброе утро, птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам!
Воспитатель. Действительно, утро сегодня доброе!
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении? Дети: о весне. Воспитатель: Правильно! Весна – удивительное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Весна приносит с собой много сюрпризов, загадок и тайн. С некоторыми из них я могу вас познакомить. Вы хотите их узнать?
Дети: хотим.
Воспитатель: Как определить, что наступила весна?
(Дети называют признаки)
Воспитатель. Наши предки и вовсе считали, что весна вступает в свои права 1 февраля. Дело в том, что на эту дату раньше приходилось отмечание Громовицы – последнего дня зимы. Праздник был распространен на Полоцкой земле, на Руси его название – Сретение. Когда начинается весна, в народе знали – в этот день. Именно 1 февраля случалось решающее сражение: стареющая Зима давала отчаянный бой Красной Весне. Люди призывали Солнце светить ярче и устраивали игры-зимоборы (стенка на стенку). Эта забава символизировала встречу двух сезонов. А Громовицей праздник назывался потому, что его считали единственным зимним днем, когда может грянуть гроза.
Воспитатель: – Если прислушаться весной, то услышишь, как все живое в природе радуется ее приходу. Давайте и мы послушаем и представим, что мы в лесу. Присаживайтесь на ковер, закройте глаза и послушайте.
Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).
-Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
-Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? (Перелетные)
– Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль.).
-Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Вьют гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.)
Что хорошего в том , что птицы улетают от нас? (У нас холодно, а на юге тепло. Голодно, а на юге насекомые круглый год.) Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы погибают в пути на юг.)
Воспитатель. А давайте, мы с вами отдохнем.
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Игра. Найди лишнее слово.
1.март, апрель, май, ноябрь:
2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
5.трактор, лопата, грабли, вилы.
Назови действие:
1. Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит…)
2. Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю…)
3. Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов …)
4. Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие…)
5. Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу …)
Чтение рассказа
– Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало. Проснулся Мишка. Пошел по лесу еду добывать. Ягоды искал, корешки копал и увидел – пчелы из дупла летят. Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Свалился он с дерева и пошел домой.
Педагог: А теперь вы будете отвечать на вопросы по рассказу.
4. Беседа по содержанию
- Что делал Мишка? (Мишка спал, лапу сосал)
- Почему проснулся Мишка? (Солнце снег согнало)
- Что он стал делать? (Пошел еду добывать, ягоды искал, корешки копал)
- Что он увидел? (Мишка увидел пчел)
- Откуда летели пчелы? (Летели пчелы из дупла)
- Что Мишка захотел? (Мишка меду захотел)
- Что сделали пчёлы? (Пчелы прогнали Мишку)
- Куда пошёл Мишка? (Мишка пошел домой)
Все виды медведей невероятно умны. Эти животные очень любознательны, всегда пытаются исследовать новые и необычные объекты, обладают очень хорошей памятью. Так например, многие охотники и наблюдатели утверждают, что медведи подбрасывают камни и палки в капканы, чтобы их обезвредить и получить приманку; часто запутывают следы, ходя задом в перед и кругами. Бурые медведи на память знают все в своей окружении. Весна предлагает поиграть в народную игру
«Идёт матушка Весна».
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят:
Отворяйте ворота идёт матушка Весна!
Первым март пришёл, всех детей повёл!
А за ним апрель отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хочешь гуляй,
Сколько хочешь гуляй, только не зевай!
С последними словами «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами».
Рефлексия.
Воспитатель: – Ребята, что вам больше всего запомнилось ?
-Какие задания для вас показались трудными?
– Какие задания вам понравилось выполнять?