Николаева Гульнара Ильдаровна,
Гонченко Инна Геннадьевна
воспитатели
МБДОУ № 30 «Белочка»
г. Набережные Челны
Характерной особенностью современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают не только профессиональные мультипликаторы, но и дети. Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи, т.к. предполагает интеграцию образовательных областей.
Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Это инновационный метод, который основан на совместной деятельности детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм.
Сегодня я хочу поговорить с вами о мультфильмах. Но не просто о мультфильмах, которые вы можете посмотреть с детьми по телевизору, а о тех, что вы можете создать сами. Каждый из вас может снять мультфильм и занятие это, должна вам сказать, очень увлекательное.
Все взрослые и дети любят смотреть мультфильмы, но не каждый знает и задумывается, как создается мультфильм. Для того чтобы создать мультфильм, необходимо собрать и изучить очень много информации, что побуждает ребёнка к поиску и чтению литературы, общению с людьми, к умению анализировать и обобщать полученную информацию.
Во время этого проекта дети познакомились с профессиями мультипликации: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор.
Дети ознакомились с разными видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный. Мы просмотрели мультфильмы, созданные в разной технике. Больше всего им понравились пластилиновые мультики «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Мы с детьми решили сделать свой пластилиновый мультик. Пластилин – это удивительный материал, который легко поддается изменению. Из пластилина можно вылепить героя, а затем, изменяя положение частей тела приводить героя в движение.
Этапы работы:
- Поиск материала по мультипликации.
- Изучение процесса создания мультфильма.
- Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
- Создание персонажей и декораций.
- Обыгрывание сюжета.
- Съемка мультфильма.
- Монтаж отснятого материала на компьютере.
- Озвучивание
- Премьера мультфильма.
Мы с детьми решили выбрать сказку с большим количеством героев, чтобы как можно больше детей было задействовано. И выбрали русскую народную сказку «Теремок». Мы прочитали эту сказку, дали характеристику каждому герою, рассказали сказку по ролям, по сериям картин, инсценировали ее. Все это помогло детям в раскрытии характера героев сказки.
Следующий этап – изготовление персонажей сказки и декораций. Все дети принимали участие в лепке героев мультфильма. Из всех вылепленных зверей мы выбрали самых лучших, которых в дальнейшем будем снимать в мультфильме. Декорации мы склеили из картона, облепили пластилином. Для теремочка взяли коробку из-под сока и облепили ее пластилином
Съемка и обработка мультика.
Прикрепила фотоаппарат к штативу и установила напротив стола с подготовленными декорациями. Мы вместе с детьми передвигали фигурки примерно на полсантиметра, немного меняли позы и фотографировали. Чем меньше передвинешь фигурку, тем более естественными будут ее движения в готовом мультфильме. Когда сняли все кадры, скопировала фотографии на компьютер.
Монтировала мультфильм в программе VideoPad. На видео дорожку нужно последовательно выложить загруженные фотографии. Установила нужную скорость. Каждый кадр регулируем вручную, устанавливаем ту скорость, которая нам нужна. Например, когда говорит медведь, кадры сменяются реже, потому что речь медведя медленная, движения затрудненные; а когда появляется зайчик или лягушка, то кадры можно менять быстрее. Лучше всего, если часть кадров будут сменяться быстро, а некоторые будут оставаться на экране чуть подольше. Тогда герои выглядят, как живые. На аудио дорожку наложила музыку. Там есть две дорожки – одна для фото, другая для звука. Сначала я скачало музыку, которая бы отображала характер героев, загрузила его в аудиофайл, затем началась самая кропотливая работа. Мы с детьми начали озвучивать мультик по ролям. Дети смотрели это было очень интересно. Дети с удовольствием потом прослушивали мультфильм, узнавали свой голос и радовались этому.
Когда все было готово, мы с удовольствием посмотрели мультфильм, созданный своими руками. Мультик длился всего 5 минут, но эти пять минут были минутами восторга и гордости, за сделанное дело!
В заключении хочу сказать, что домашние мультики — это чудо для детей любого возраста. Даже много-много фотографий, даже если их не обрабатывать в программе, а просто прощёлкивать клавишами влево-вправо, приносят детям столько радости! Ну а если они участвовали в процессе, знают, как это сделать, видят результат —это большой шаг человека, умеющего воплощать свои мечты и задумки.
Список литературы
- Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным. – Ж. Искусство в школе №1, 2006.
- Корнева О. Пришло время систематизировать знания. – Ж. Искусство в школе №4, 2007.
- Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки. – Ж. Искусство в школе №3, 2006.
- Мелкоозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников, 2006