Ильдебенова Лариса Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29г.» Республика Татарстан, город Лениногорск
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают представления в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка?
- раскрытие творческого потенциала;
- умение работать в группе;
- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
- умение презентовать свою работу.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Я разработала проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Любовь к родине начинается с детства» для детей средней группы (4-5лет).
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»
(средняя группа)
Продолжительность проекта: с октября по май.
Тип проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский, творческий, познавательный.
Участники проекта :
Дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей: 4-5 лет .
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Узнать что такое Родина. Познакомиться с символикой города в котором мы живем ,бытом и традициями.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из главных..
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма. Прививать детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своей улице, к своему городу, республике, стране, людям, проживающим в ней.
Задачи проекта:
Обучающие:
Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
Развивающие:
Развитие интереса к традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
Развитие умений самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (семье, коллективе).
Развитие творческих способностей детей в процессе совместной деятельности, развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь), рассказать о себе, о своей семье (монологическая речь, связная речь).
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважению к своей Родине, семье, проявлять заботу к родным людям, к родному городу.
Укрепление социального статуса ребёнка в ближайшем окружении.
Приобщение к культуре поведения.
– для педагогов;
1.Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
2. Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.
4. Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
– для родителей :
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребёнка.
Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей .
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Формы проведения итоговых мероприятий проекта .
Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо», выставка работ «Семейное увлечение», творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи».
Ожидаемые:
-освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
-умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее;
-сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
-самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
-работу родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
-достопримечательности родного города ;
-государственную символику (знать флаг, герб РФ и РТ);
-природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
-название планеты, на которой мы живем;
-разные виды народно-прикладного искусства;
-приобщены к истокам народной культуры, традициям.
Актуальность разработки и реализации проекта
Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Воспитать любовь к родному краю – это значит показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап – подготовительный, включает в себя:
Подготовительный этап
– Подбор и изучение научной литературы по данному вопросу. Расширение знаний по теме проекта.
– Анкетирование родителей на данную тему.
– Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
– Формулировка проблемы. Определение продукта деятельности. Разработка плана реализации проекта.
– Анализ предметной среды группы.
– Пополнение предметно – пространственной развивающей среды: Подбор дидактических пособий. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Опрос детей «Что я знаю о семье».
• Анкетирование родителей «Ценности и семейные традиции нашей семьи».
• Изготовление дидактических игр и пособий;
• Составление картотек стихов, загадок, подвижных и пальчиков игр по теме.
• Подбор пословиц и поговорок о семье, доме, родине, загадок по темам.
• Организация выставки семейных родословных «Семья вместе- так и душа на месте».
2 этап – основной, включает в себя формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• пополнение развивающей среды,
•совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
•игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
Формы работы с родителями:
– Анкетирование родителей
– Индивидуальные консультации, беседы.
– Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок (создание рисунков, аппликаций, поделок для конкурсов творческих работ Бабушка рядышком с дедушкой, День матери, ко дню родного языка, к 8 марта, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы).
– Папки — передвижки: «День Матери: истории и традиции», «История праздника – День защитника отечества», «8 марта – возникновение праздника» и тд.
-Консультации «Семья и семейные ценности», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,
-Памятки для родителей о трудовом воспитании дошкольников «Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)
-Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте»,
-фотовыставки.
3 этап – итоговый, включает в себя:
Выставка продуктов детской деятельности, творчества детей и родителей.
Тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы.
Тема |
Работа с детьми, с родителями |
месяц |
|
«Моя любимая семья» |
Задачи: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей . -Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей», «Наша дружная семья». -Рассказы детей о членах своей семьи. -Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». 3.Рисование на тему «Моя семья». 4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. 5.Изготовление семейного древа. 6.Беседа «Что значит любить родителей?» 7.Беседа «Каждый при деле» – домашние обязанности членов семьи. 8.Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. 9.Сюжетно-ролевые игры: «Праздник в семье». 10.Д/и « Ты да я – мы семья» Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой «Старый дед и внучек»,Л. Квитко « Бабушкины руки», Д.Габе «Моя семья» и др. Чтение пословиц и поговорок о семье. Пальчиковая игры «Здравствуй», «Дом и ворота», «Дом на горе», «Семья». – Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй» Совместное творчество родителей с детьми «Мое генеалогическое древо» и выставка «Семья вместе- так и душа на месте». |
ооктябрь |
|
«Мой любимый детский сад» |
-Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду. -Беседы «Моя группа», «Мои друзья». – Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» – Чтение и разучивание стихов о дружбе. – Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. -Памятка для родителей: «Как научить детей дружить». -Папка — передвижка: «День Матери: истории и традиции» -Консультация «Семья и семейные ценности». -Памятки для родителей о трудовом воспитании дошкольников «Обязанности каждого в семье» |
ноябрь |
|
«Самый волшебный праздник Новый год» |
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (совместно с родителями). «Новый год у ворот»: сформировать у детей представление о празднике Нового года; назначение елочных игрушек, развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форма, материал из которого сделаны, воспитывать бережное отношение к ёлочным игрушкам и украшениям. Новогодний утренник. -Загадки о зиме. -Чтение худ.литературы. -Художественное конструирование «Новогодний праздник». -Беседа» Как мы встречаем праздник дома,в семье». -Чтение и разучивание стихотворений к новогоднему празднику. |
Декабрь Январь |
|
День Родного языка “Наши защитники” «Народное творчество» |
-Презентация для детей «Язык матери моей»; -Беседы с детьми о папе, с рассматриванием фотографий, -Фотовыставка, -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». -Изготовление подарков для пап -Аппликация «Самолеты». -Игровая ситуация «Мы солдаты». – Празднование праздника «Масленица», Праздник «Масленица». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость. Пути достижения цели: 1.Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица. Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Народное творчество. Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества. -Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек». -Изготовление газеты « Мой папа самый лучший» – Беседа “Народные промыслы” Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». |
февраль |
|
«Страна моя родная!» «Очень я люблю маму милую мою!» |
НОД «Государственные символы России». Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. Тема: «Москва- столица нашей Родины». Задачи: Дать представление о столице нашей Родины – Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, c гербом России; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. 1.Беседа на тему «Малая родина» Задачи: Дать представление о малой родине; познакомить детей с достопримечательностями Лениногорска, c гербом; учить детей высказывать свою точку зрения воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. – Мультимедийная презентация «Лениногорск- город наш родной» «Очень я люблю маму милую мою!» Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. -Составление рассказов: « Как я маме помогаю». Чтение стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»; Разучивание стихотворений и пение песен о маме Изготовление подарков для мамы и бабушки; Оформление фотовыставки «Наши милые и нежные» – Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». Чтение художественной литературы:«Моя улица» (С. Михалков) -Рассматривание фотографий с улицами города, -Д/и «Узнай свой город», – Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую родной город» Дидактические игры «Татарский национальный костюм», «Элементы национального костюма», «Что костюм рассказывает о себе?». Аппликация «Укрась платье». |
март |
|
Мой любимый город! День космонавтики. |
-Фотовыставка «Мой любимый Город» Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае. Беседа «Животный мир Татарстана». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. Тема: «Красна изба углами славится» Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем татар в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Экскурсия в краеведческий музей Рисование на данную тему. «Национальный костюм» Познакомить детей с национальным костюмом, его особенностями; знакомить с народным фольклором: песнями, хороводами, играми. Формировать образную речь; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору. «Наш космонавт» Закрепить знания – 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос – это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром иллюстраций). Беседа о том, как в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. Игра «Космонавты». Пальчиковая игра «Космонавт». Лепка, аппликация по тематике. |
Апрель |
|
Этот День Победы |
Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. Пути достижения цели: 1. Рисование «Праздничный салют»; 2. Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»; 3.Принять участие в акции «Георгиевская ленточка» совместно с родителями. 4.Целевая прогулка: Экскурсия к вечному огню с возложением цветов Задачи: Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. 5. Оформление выставки рисунков о Дне Победе «Цветущий май»:
|
Май |
Обобщающий этап:
В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; значение своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость».
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004. – 128 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.
4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 80 с.
5. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И. Ф. Дукк. – 2-е издание, перерабатывание. – СПб. : ДЕТСВО – ПРЕСС, 2002. – 24 с.
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Сперняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
8. Как наши предки шили одежду. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа/ авт. – сост. З. А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 307 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
15. Русские волшебные сказки. «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006. – 240 с.
19. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 224 с.
20. Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учеб. -метод. пособие для воспитателей ДОУ/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002. – 112 с.
21. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с.
22. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.
«Генеалогическое древо»
Игра «Моя семья»
«Расширяем кругозор»
+
«Мы играем»