Зульмиева Лилия Асхатовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №99 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района
города Казани, Республика Татарстан
Аннотация. В статье раскрывается суть совместной деятельности педагогов при построении коррекционной среды для детей с ОВЗ, формы взаимодействия специалистов, а также влияние совместной коррекционно-образовательной работы на развитие детей.
Ключевые слова: коррекционная работа, дети с особыми образовательными потребностями, ФГОС, сказкотерапия, психогимнастика.
Потребности сегодняшней жизни общества требуют обратить особое внимание взрослых на детей с затруднениями в развитии. Дошкольное детство – пора в наибольшей степени интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает необходимого развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается осуществить его в полной мере.
Задача воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из значимых и актуальных на сегодняшний день проблем коррекционной педагогики. Проработав с детьми данной группы на протяжении нескольких лет, можно прийти к выводу, что чрезвычайно важно помочь ребенку совладать с появившимися трудностями именно в дошкольном возрасте, чтобы складывающаяся у дошкольника картина действительного мира и взаимосвязей людей была правдивой и понятной.
В группе для детей с особыми образовательными потребностями мы разрешаем темы общего развития детей: их физического, интеллектуального, нравственного, трудового и эстетического воспитания в ежедневной жизни, в активной деятельности, в играх, в посильном труде, в ходе знакомства с явлениями общественной жизни, родной природой. Наряду с этим мы разрешаем задачи коррекции специфичных отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления, речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об окружающем мире.
Известно, что только взрослый, располагающий достаточными знаниями и опытом, может оказать грамотную помощь и содействие ребенку дошкольного возраста посредством грамотной организации среды, как в детском саду, так и дома.
Продолжительный опыт работы в группе детей с особыми образовательными потребностями предоставил возможность детерминировать ряд условий построения коррекционной среды для дошкольников. Одно из условий построения коррекционной среды для дошкольников с проблемами в развитии – профессиональная дополнительная готовность преподавателя. Изменяется место педагога, как ведущего субъекта образовательного процесса: с позиции когда в ядро педагогического процесса ставились знания, умения и навыки на позицию педагога- организатора, призванного формировать условия для самореализации личности ребенка.
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нынешнее восприятие педагогической среды заключается в том, что её основой является личность воспитанника. Проанализировав и обобщив материалы научных исследований, мы стремились на основе интеграции комплексного подхода при построении коррекционного процесса, преодолеть сформировавшуюся в практике расколотость, разделенность работы педагогов, специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.
Наш педагогический коллектив совместно с родителями, медицинским персоналом соединил свои знания и опыт в ходе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, функционируют как общая команда. Это дает возможность увидеть ребенка с разных сторон, лучше оценить его способности и выявить затруднения. Совместно обсуждаем, планируем, разрабатываем и внедряем программу помощи детям, исследуем отечественный и зарубежный опыт адаптации, используем существующие методические приемы, игры, проводим занятия, помогающие решать коррекционные задачи. В наибольшей степени приоритетными формами взаимодействия специалистов выступают: педсоветы, консультации, тренинги, анкетирование. В процессе такого взаимодействия получается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в сфере коррекционной педагогики, выработать необходимые умения и навыки, активизировать взаимообмен информацией, практическим опытом, сформировать потребность в постоянном самообразовании.
Осуществление этой работы обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, лого- и коррекционной ритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.
Каждый год свою работу мы начинаем с мониторинга, который дает возможность обнаружить актуальный уровень развития детей и выстроить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Каждый специалист диагностирует свою область. Результаты мониторинга скрупулезно анализируются, обнаруживаются предпосылки нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется план совместной работы специалистов, а также календарно-тематический план, на основе которого создается вся дальнейшая работа.
Лишь комплексный подход всех специалистов детского сада дает возможность предусмотреть коррекционную работу в разных жизненных ситуациях. Логопед исправляет дефекты речи. Воспитатели фиксируют полученные знания, отрабатывают умения, совмещая логопедические и коррекционные цели. Занятия по физическому развитию содействуют оздоровлению детского организма. Особое значение для коррекции речевого и психического развития детей имеет развитие эмоциональной составляющей. Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, обучает детей руководить своим настроением, мимикой, поддерживать положительный заряд, бесконфликтное поведение, находясь в обществе и дома, в кругу близких. Музыкальный руководитель реализует подбор и внедрение в ежедневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На логопедической и коррекционной ритмике улучшается общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания. Таким образом, в процессе специально организованной коррекционной образовательной деятельности с детьми удается не только разрешить имеющийся дефект, но и содействовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливать детей к школе.
Коррекционную работу строим по деятельностному принципу, основывающемуся на основополагающих закономерностях функционального и онтогенического развития и на концепции ведущей деятельности – игре. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности необходимо предусматривать специфику индивидуального темпа и характера освоения детьми программного содержания. При проведении непосредственной образовательной деятельности безусловно необходимо использование различных методов обучения: словесного, наглядного и практического. Применяем индивидуальные педагогические методы, приемы и средства, представляющие собой важнейший принцип коррекционно-педагогической работы с детьми.
Проанализировав работу в целом, можно прийти к выводу, что построенная система коррекционной среды в группе осуществляется системно, на основе тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и общности требований, предъявляемых к детям, благотворно воздействует на психическое и интеллектуальное развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Список рекомендуемой литературы по теме:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2008.
2. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 2005
3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 2006.
4. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с. (Коррекционная педагогика)
5. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 2008.