Галеева Нурзиля Махмутовна
Воспитатель татарского языка
МБДОУ Сокуровский детский сад «Ромашка»
с. Сокуры, Республика Татарстан
Республика Татарстан имеет свою уникальную особенность: государственными признаны два языка: русский и татарский. Личность ребенка развивается в двух языковых национальных культурах, традициях.
Обучение татарскому языку в детском саду одна из непростых, но очень необходимых задач, учитывая, что двуязычие оказывает положительное влияние на воспитание любви и гордости за свой народ. Психологи уверены, что чем младше возраст детей, тем больше шансов у педагога достичь положительного результата, так как дети младшего возраста легко воспринимают язык. Есть ряд условий для успешного освоения языка: общность взглядов всего педагогического коллектива, взаимодействие с родителями и социальными институтами и создание языковой среды.
В своей работе с детьми я применяю разные формы и методы в зависимости от намеченных целей и поставленных задач. Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно-коммуникативные технологии. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую активность как ребенка, так и воспитателя. На занятиях для полноценного игрового общения я использую игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу). Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления изученной темы – это дидактические игры. В детском саду имеется достаточно таких игр: «Моя семья», «Кто в доме живет», «Сосчитай фрукты» «Магазин игрушек», «Да,нет», «Кого нет», «Назови, кто это», «Подарки для Алсу», «Чего нет», «Найди пары». Есть и дидактический материал, изготовленный своими руками ( «Нэрсэ артык», «Кем юк», «Уенчык сорап ал», «Найди пару», «Кунак сыйлау», «Бер-куп», «Какого цвета нет», «Подарки медведя», «Найди пару», «Волшебный мешочек»и другие. Он привлекателен для детей и важен взрослым для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке. С целью укрепления памяти использую словесные игры, такие как «Кто есть, кого нет», «Возьми овощ», «Глухой телефон» и другие. По развитию мелкой моторики провожу пальчиковые игры . Для закрепления пройденного материала, дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК.
В режимных моментах использую наглядные методы: рассматривание картин, показ мультфильмов. А также уделяю особое внимание артикуляционной гимнастике. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Например: Мак-мак-мак Бик матур шакмак,Нэ-нэ-нэ Бу курчак кечкенэ,Мэк-мэк-мэк Бик матур кулмэк.
Активно использую народный фольклор. Через татарские народные потешки, песенки, сказки, мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.
Считаю важным и необходимым в своей работе приучать детей к прекрасному. Одним из ярких событий в нашем детском саду являются тематические недели, посвященные великим поэтам: М. Джалилю и Г.Тукаю.
В рамках тематических недель проходит ряд мероприятий. Конкурс чтецов, в котором принимают участие и воспитанники и взрослые. Инсценировка стихотворений и сказок («Бала белэн Кубэлэк», «Забавный ученик», «Гали и Коза»), пение песен. Дети дома с родителями рисуют иллюстрации по сказкам поэтов. Из рисунков детей создаем авторские книжки.
Нашим социальным партнером является Сокуровская сельская библиотека. Выставки книг, экскурсии в библиотеку, тематические занятия библиотекаря с детьми, участие в конкурсах – наши основные совместные мероприятия.
Сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – еще одна из задач педагогов и родителей. В нашем детском саду стало традицией ежегодно проводить национальные праздники «Науруз», «Карга боткасы», «Сабантуй». На праздниках воспитанники принимают активное участие, рассказывают стихи на родном языке, исполняют песни, играют в разные народные игры, танцуют. Детям такие праздники очень нравится.
Выстроенная работа по приобщению детей к родному татарскому языку в нашем детском саду имеет свои положительные результаты: дети понимают татарский язык, имеют достаточный словарный запас, чтобы вести диалог и общаться на родном татарском языке. Часть детей старшего дошкольного возраста свободно декламируют стихи, поют песни и участвуют в постановках-драматизациях на родном татарском языке. Одаренные дети становятся победителями в конкурсах различного уровня.