Батырева Наталья Сергеевна,
Гусева Александра Олеговна
воспитатели
МБДОУ детский сад №35 «Лейсан»
комбинированного вида ЕМР
г. Елабуга , Республика Татарстан
Значительная часть коммуникативных процессов в мире приходится на межкультурное общение, основным носителем этнокультурных норм служит язык, функционируя в качестве коммуникации и трансляции. Это требует от человека, с одной стороны, готовности к диалогическому взаимодействию в широком поликультурном пространстве, а с другой, — безбарьерного использования языкового потенциала, удовлетворяющего конкретной ситуации поликультурного взаимодействия.
Дидактическое пособие предназначено для системной и последовательной работы с детьми всех возрастов дошкольного детства и позволяют формировать у детей бытовые представления и навыки, математические представления и навыки, представления об окружающем мире и уважительное отношение к природе; развивать интерес к общению и познанию; формировать эстетический вкус и нравственную основу личности детей; развивать мелкую моторику рук, познавательные способности и речь.
Цель: закреплять умение называть предмет одежды, ее цвет и количество на татарском языке, развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях.
Задачи:
формировать у детей интерес к общению на татарском языке;
развивать устную диалогическую речь;
закреплять умение детей общаться со сверстниками, используя словарный минимум в соответствии с УМК «Говорим по-татарски» и УМК «I love English».
воспитывать интерес к игре, дружелюбие, умение слушать товарища, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Данное пособие можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК по татарскому, английскому с детьми в режимные моменты. Пособие можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (цвет, счет, наименование одежды, мебели большой, маленький и т. д.)
Дидактическое пособие включает следующие игры.
«Магазин» /«Кибет»
Цель: учить детей классифицировать предметы по их назначению, цвету, форме. Развивать умение вести сюжетный диалог между продавцом и покупателем на татарском языке. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.
Ход игры: Давайте посмотрим внимательно, что продают в магазине. Бу нәрсә? (туп, песи, эт, куян, курчак, ипи, алма). «Покупатель» приходит в магазин и выбирает «товар».
Покупатель: Исэнмесез.
Продавец: Исэнмесез.
Покупатель: Хэллэр ничек?
Продавец: Эйбэт, рэхмэт. Нэрсэ кирэк?
Покупатель: Чалбар (кулмэк, сарафан, футболка) кирэк.
Продавец: Нинди чалбар?
Покупатель: Зэнгэр (кызыл, сары, яшел, матур, зур, кечкенэ) чалбар (кулмэк, сарафан, футболка).
Продавец: Ничэ чалбар?
Покупатель: Ике (1-10) чалбар.
Продавец: Мэ, ике чалбар.
Покупатель: Рэхмэт, сау булыгыз.
Чудесная корзина”-“Искиткеч кәрзин”
Цель: закреплять название фруктов, овощей; развивать навыки классификации, внимание, память, речь, мелкую моторику.
Ход игры.
Воспитатель показывает «пустую» корзину и объясняет детям, что бабушка собрала полную корзину фруктов и овощей. Но так торопилась домой, что уронила корзину и все рассыпала. И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты и овощи в корзину. Каждый ребенок выбирает овощ или фрукт, затем кладет в корзину. На вопрос воспитателя: «Какой фрукт(овощ) у тебя?» ребенок отвечает, например, яблоко (алма).
«Подбери по цвету»- «Төсе буенча сайла»
Воспитатель детям раздает фрукты и овощи. Показывая картинку фрукта или овоща, воспитатель говорит: «У кого фрукты(овощи)такого цвета, как у меня, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои фрукты и овощи, называют их («Красное яблоко»- «Кызыл алма», «Зеленая капуста»- «Яшел кәбестә») и кладут в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.
Игра по английскому языку «MARKET (рынок)»
Цель: пополнить и закрепить словарный запас по теме «Цвета», «Фрукты и овощи»; развивать и тренировать память; актуализировать лексические навыки по теме «Цвета», «Фрукты и овощи; совершенствовать навыки устной речи.
Ход игры.
Первый вариант игры.
Дети поочередно подходят к игровому полю, на котором прикреплены фрукты и овощи, раскладывают купленные овощи и фрукты в корзины. Овощи в одну корзину, а фрукты во вторую. Раскладывая, ребенок по-английски называет изображение фрукта или овоща и их цвет:
– Is it fruit?
– Yes, It’s an apple.
– What color is it?
– It’s red.
– Is it vegetable?
– Yes, It’s a carrot.
– what color is it?
– It’s orange.
– Is it fruit?
– No, it’s not fruit
Второй вариант игры.
Дети поочередно подходят к игровому полю, на котором прикреплены карточки с изображением фруктов и овощей. Ребенок по-английски называет изображение выбранного фрукта или овоща.
Ход игры.
– What do you like?
– I like apples.
– Do you like a banana?
– I don’t like a banana.
«Давайте посчитаем»
Дети вспоминают счет до 10 на английском языке. Воспитатель предлагает различные задания: посчитать животных, игрушки, овощи; разложить цифры по порядку, найти нужную цифру и д
«Чего не стало» – «What mussing?»
После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по теме «Овощи и фрукты» воспитатель на доске или столе выставляются картинки (предметы, игрушки). По команде «Sleep!» дети закрывают глаза, убирается одна картинка (предмет, игрушка). Затем по команде «Wake up!» дети открывают глаза и должны назвать на английском языке, какой картинки (предмета, игрушки) не стало.
«At the shop»
Цель: закреплять лексические единицы по темам: «Овощи и фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки» и отработка речевого образца. It is an apple, развивать умение считать на английском языке до 10.
Ход игры.
Педагог предлагает детям посетить торговый центр и назвать те предметы, которые там продаются. Затем дети называют предметы, которые там находятся. (It is dress. It is coat и т.д.).После возращения из магазина педагог задаёт вопрос: What do you see?
I see