Ахметзянова Алия Азатовна,
Гришина Ольга Николаевна,
Собина Марина Александровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Республика Татарстан город Буинск
Название | «Веселая карусель» (“Күңелле карусель”) |
Направленность | – дидактическая (обучающая, игровая), – развивающая, – воспитательная |
Возрастная группа | Рекомендуется для детей 4-7 лет |
Цель | Закрепить материал по УМК «Говорим по-татарски» в игровой форме в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. |
Задачи | 1. дидактическая (обучающая, игровая)- повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам. 2. развивающая – развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. 3. воспитательная – воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость, исправлять ошибки. |
Краткое описание | Разработана многофункциональная учебно – дидактическая игра виде лэпбука «Веселый карусель» по обучению детей татарскому языку , в нее входят игры : “Домино”, “Лото” “Скажи, он какой?” – “Әйт , ул нинди?”,“Кто, что делает?”- “Кем, нәрсә нишли?”,“Что лишний? «Нәрсә артык?,“Сколько?” – “Ничә”,“Найди пару” – “Парын тап”,“Собери портфель “ – “Портфельне тутыр”,“Угощаем” – “Сыйлыйбыз”,“Что делает? Что делаю?” -“Ул нишли? “Мин нишлим?”. Игру можно дополнять, по мере освоения нового материала новыми фишками с новыми заданиями. Игра дает возможность закреплять пройденный материал в подготовительной группе |
Ход игры | К примеру дидактическая игра “Домино” Ход игры: Участвуют 4-5 игрока. Детям раздается домино- карточки. Ведущий первым одно домино кладет на стол и спрашивает: Бу кем? (Это кто?) Бу нәрсә? (Это что?) Дети называют , что там изображено и каждый ребенок из между имеющего у себя домино ищет такой рисунок. Если совпадает, ставит рядом с той который последний лежит на столе. Дидактическая игра “Сколько?”- “Ничә?” Участвуют 5-6 игрока. Детям раздаются картыс числами. На разрезных карточках изображены предметы в определенном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки. Спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны посчитав, взять ту карточку, кокое число написано на его карте. Кто первым заполнит свою карту, тот- победитель. Дидактическая игра “Найди пару” – “Парын тап” Ход игры: Участвуют 4 – 5 игрока. Детям раздать болшие карты, разрезные на столе. Дети должны найти пары своим рисункам и заполнить пустые места на карте. 1 вариант. Дети сначало называют что изображено на рисунке, потом выбирают пару. 2 вариант. Дети о каждом предмете составляют предложения, используютопределения и глаголы. Дидактическая игра “Собери портфель “ – “Портфельне тутыр” Ход игры. Участвуют 3 игрока. Дети должны сортировать школные принадлежности в портфель, а игрушки в корзину. Ведущий ноказывает разрезную карточку, спрашивает “Это что?(Бу нәрсә? ), Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель. |
ФИО автора, должность, место работы | Ахметзянова Алия Азатовна, воспитатель МБДОУ «Солнышко» Гришина Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Солнышко» Собина Марина Александровна, воспитатель МБДОУ «Солнышко» |
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Актуальность. Проблема ………………………………………………… 4
2. Порт игры……………………………………………………………………………………. 6
3. Методические рекомендации………………………………………………7
4. Предполагаемый результат…………………………………………………7
5. Содержание дидактических игр……….. …………………………………….. 8
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
– развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
– развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
– социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМА
Духовное богатство народа – это его родной язык. Из поколения в поколение, из века в век передавались традиции, обычаи, моральные устои, литература и произведения искусства. В этом и заключается духовное богатство человека. Но времена меняются, забываются традиции, не чтутся моральные устои, понижается актуальность изучения родного языка. В последние годы повысилось количество смешанных браков. Молодые семьи общаются со своим ребёнком на русском языке и ребёнок, зачастую, растёт, не зная ни языка матери, ни языка отца, и конечно же не знает своих корней.
Меняется и общество. Каждый родитель возлагает на своего малыша огромные надежды. Он хочет, что бы его ребёнок стал успешным, умным и воспитанным.
Татарстан отличается от других регионов нашей страны, тем, что с древних времён являлся полиэтнической территорией. Статус татарского языка, как государственного, предусматривает овладение языком, как средство общения, формирования коммуникативной культуры дошкольников. Такое обучение ведёт к взаимопониманию и взаимодействию в полиэтническом обществе. Пластичность детской психики, позволяет ребёнку выучить неродной язык как бы между прочим.
Первым делом ребёнка необходимо поместит в языковую среду, которая должна иметь, прежде всего, развивающий характер. В нашей группе всё оборудование, средства обучения, наглядные и раздаточные материалы, все методические приёмы создают и поддерживают обучающий и развивающий характер иноязычной среды.
Ребёнок находится в постоянном контакте с предметной средой, которая его привлекает и вызывает интерес. В связи с этим происходит реальное общение на татарском языке. Роль воспитателя по обучению детей татарскому языку выступает в качестве основного средства создания языковой среды, ведь не секрет, что воспитатель является образцом для подражания и моделью речевого поведения у дошкольников.
Проблема. Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
2. ПАСПОРТ УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ФИО авторов |
Гришина Ольга Николаевна Ахметзянова Алия Азатовна |
Должность |
Воспитатель |
Наименование ДОУ |
МБДОУ «Солнышко» г. Буинска |
Название учебно-дидактического пособия |
«Веселая карусель» (“Күңелле карусель”) |
Возраст детей, для которых предназначена игра |
Рекомендуется для детей 4-7 лет |
Цель |
Закрепить материал по УМК «Говорим по-татарски» в игровой форме в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. |
Задачи: – дидактическая (обучающая, игровая), – развивающая, – воспитательная |
1. Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам. 2. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. 3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость, исправлять ошибки. |
Перечень атрибутов к игре |
1.Макет лэпбука 2. Макет игрового поля 3. Числа от 1 до 10 4. Дидактические материал в конвертах |
Варианты дидактических игр |
“Домино”, “Лото” “Скажи, он какой?” – “Әйт , ул нинди?” “Кто, что делает?”- “Кем, нәрсә нишли?” “Что лишний? «Нәрсә артык? “Сколько?” – “Ничә” “Найди пару” – “Парын тап” “Собери портфель “ – “Портфельне тутыр” “Угощаем” – “Сыйлыйбыз” “Что делает? Что делаю?” -“Ул нишли? “Мин нишлим?” |
Результат игры |
Игра способствует развитию у детей речи, памяти, воображения, обогащению словарного запаса, мелкой моторики, интенсивно развивает мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, развивают внимание, быстроту реакции. |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Учебно-методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 5-7 лет.
2. Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
3.Игра направлена:
- На развитие монологической и диалогической речи на двух государственных языках.
- На развитие когнитивных функций ребенка.
4. Проведение дидактических игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры по УМК, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
• объяснение хода и правил игры;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Совершенствование знания татарского языка у детей через дидактические игры: дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь – речевое общение.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к татарскому языку и его культуре.
• Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дидактическая игра “Домино”
Цель. Закрепить знания о диких и домашних животных, закрепить их названия.Упражнять в подбирании парных рисунков. Развивать логику.
Ход игры. Участвуют 4-5 игрока. Детям раздается домино- карточки. Ведущий первым одно домино кладет на стол и спрашивает: Бу кем? (Это кто?) Бу нәрсә? (Это что?) Дети называют , что там изображено и каждый ребенок из между имеющего у себя домино ищет такой рисунок. Если совпадает, ставит рядом с той который последний лежит на столе.
Дидактическая игра “Скажи, он какой?” – “Әйт , ул нинди?”
Цель. Помочь детям запомнить свойства предметов. Используя определения обогащать словарный запас.развивать память, умение сконцентрировать внимание.
Материал. Карточки с изображением посуды, овощей, одежды, животных.
Ход игры.Играющим раздать разрезанные раздаточные карточки с изображением посуды, овощей, одежды, животных.
1 вариант. Ведущий задает вопросы- Бу кем? (Это кто?) Бу нәрсә? (Это что?) Нинди? ( Какой?).Правильно ответивший ребенок получает карточку.
2 вариант. Используя данные рисунки сотавлять простые предложения.
Собравший больше карточек считается победителем
Дидактическая игра “Кто, что делает?”- “Кем, нәрсә нишли?”
Цель. Закрепиьь умение правильно отвечать на вопрос “Что делает?”(Нишли?)Упражнять в составлении предложений , состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.
Ход игры. Участвуют 4-5 игрока.. Ведущий показывает карточки, с изображением какого – либо движения людей или животных.дети должны называть движение, что они делают.
1 вариант. Карточки у ведушего. Он показывает рисунок, спрашивает “Это кто?” (Бу кем?),”Ул нишли?”(он что делает?). Правильно ответивший ребенок получает карточку. Кто соберет карточек больше всех- будет победителем.
2 вариант. Дети сами выбирают карточки и составляют предложения по рисунку. Ребенок оценивается исходя из количества слов в предложении (чем больше, тем лучше).
Дидактическая игра “Лото”
Цель. Повторить знакомые слова, учить произносить их правильно. Развивать память , внимание.
Ход игры. Участвует 7-8 игроков 5 больших каточек дается игрокам.
1 вариант. Ведущий показывает разрезные карточки, спрашивает: Бу нәрсә? Нинди? Дети называют рисунок. Тот, у кого на карточке есть этот рисунок, берет эту карточку. , кто первый заполнит свою карточку, тот- победитель.
2 вариант. Показать на карточке и называть предметов посуды, игрушек, животных… Рассказать о них.
Дидактическая игра “Что лишний? «Нәрсә артык?
Цель.Закреплять умение обобщать, клафицировать предметы по определенным качествам. Развивать творческое представление, внимание.
Ход игры. Участвуют 2-7 игрока. Игроки выбирают себе карточки. Дети должны назвать, что на корточке лишний.
1 вариант. Ведущий раздает игрокам карточки.Задает вопросы Это кто?(Бу кем? ), Это что?(Бу нәрсә?). Игроки называют все предметы на своей карточке.Потом называют лишний предмет в каждом ряду.
2 вариант. Игроки выбирают себе карточки. Ведущий задает вопросы Это что? Это что?(Бу нәрсә?), Нинди?(какой?)
Дидактическая игра “Сколько?” – “Ничә”
Цель. Закрепить умения считать до 10. Активизировать в речи использование числительных.
Ход игры. Участвуют 5-6 игрока. Детям раздаются картыс числами. На разрезных карточках изображены предметы в определенном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки.
Спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны посчитав, взять ту карточку, кокое число написано на его карте. Кто первым заполнит свою карту, тот- победитель.
Дидактическая игра “Найди пару” – “Парын тап”
Цель. Упражнять в сравнении и умении нахадить схожести предметов Развивать творческое воображение.
Ход игры. Участвуют 4 – 5 игрока. Детям раздать болшие карты, разрезные на столе. Дети должны найти пары своим рисункам и заполнить пустые места на карте.
1 вариант. Дети сначало называют что изображено на рисунке, потом выбирают пару.
2 вариант. Дети о каждом предмете составляют предложения, используютопределения и глаголы.
Дидактическая игра “Собери портфель “ – “Портфельне тутыр”
Цель. Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним.Побудить желание учиться в школе.
Ход игры. Участвуют 3 игрока. Дети должны сортировать школные принадлежности в портфель, а игрушки в корзину. Ведущий ноказывает разрезную карточку, спрашивает “Это что?(Бу нәрсә? ), Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель.
Дидактическая игра “Угощаем” – “Сыйлыйбыз”
Цель. Закрепить слова, определяющие членов семьи, продукты,. Развивать диалогическую речь, внимание, память.
Ход игры.
1 вариант. Дети выбирают карты с изображением членов семьи и животных. У ведушего разрезные карточки с изображением продуктов. Дети должны попросить карточки у ведущего и “Угощать”( собирают под изображения людей и животных).
2 вариант. Дети отвечают на вопрос “Какой” (Нинди?).
Дидактическая игра “Что делает? Что делаю?”
-“Ул Нишли? “Мин нишлим?”
Цель. Закреплять знакомые глаголы, упражнять в склонении их с именами существительными. Развивать самостоятельную мыслительную деятельность.
Ход игры: Участвуют 3 -4 игрока.На сериедине карточка с обозначением имен существительных. Ведущий стрелку поворачивает на какой – нибудь глагол. Дети составлают предложение с использованием существительного и глагола (или местоимения “Я”-”Мин”и глагола).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была разработана многофункциональная учебно – дидактическая игра виде лэпбука «Веселый карусель» по обучению детей татарскому языку . В ходе игры дети проявляли интерес, стремились ответить на все вопросы правильно, дети не только закрепляли пройденный материал, но и так же учились взаимодействовать друг с другом, поддерживать друг- друга и добиваться поставленной цели.
Игру можно дополнять, по мере освоения нового материала новыми фишками с новыми заданиями. Игра дает возможность закреплять пройденный материал в подготовительной группе.
Языковое погружение – это один из наиболее действенных методов двуязычного обучения. Его преимуществом и сильной стороной являются системность, методическое единство и научная основа. Язык при этом становится не самоцелью, но средством получения информации и общения.
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 2003.
3. В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 2009
4. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 2009.
5. Исаева Р.С. Методическое пособие «200 игр»
6. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
7. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре − М.: Просвещение, 2009
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва, 2007 г.
9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2006 г.
10. Зарипова З. М., Исаева Р. С., Кидрячева Р. Г. и др. УМК для детей 4-7 лет
«Татарча сөйләшәбез».
11. Хазратова Ф. В. УМК для детей 2-7 лет «Туган телдә» обучение родному (татарскому) языку.
12. Шаехова Р. К. УМК для детей 6-7 лет «Мәктәпчә яшьтәгеләр әлифбасы»