Гильфанутдинова Эльвира Рустэмовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
г. Казань, Республика Татарстан
31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
Корней Иванович Чуковский (1882 – 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие “неотъемлемым атрибутом детства”. Это уникальный целостный мир, который “является своеобразной моделью Вселенной”, как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей – сказки Чуковского становятся способом познания мира.
Первая сказка К. Чуковского – “Крокодил” – написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета – “страшная история” про “девочку Лялечку”, завершающаяся её чудесным спасением “удалым героем” Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз – например, в сказках “Муха-цокотуха” и “Тараканище”. В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое – прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя – вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.
Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.
Волшебство сказок Корнея Чуковского вновь зажжет огоньки в сердцах маленьких детей.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Корней Чуковский – один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К.И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Вид проекта: творческо-познавательный.
Цель проекта: развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, классика детской литературы, формирование свободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед и родители
По времени проведения – краткосрочный (1 неделя)
Задачи проекта:
Образовательные:
-
Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
-
Углубить знания детей о животном мире через произведения К.И. Чуковского.
- Формировать навыки устной речи.
- Совершенствовать навыки, умения выразительно декламировать стихи, драматизировать, инсценировать.
- Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
- Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
Развивающие:
- Развивать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
- Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.
- Развитие интереса к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги.
Воспитательные:
-
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
посредством произведений К.И. Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду. - Воспитывать любовь к творчеству автора.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
- Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
Практические:
-
Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
- Прививать практические навыки личной гигиены.
- Вовлечение родителей в проектную деятельность.
В рамках проекта проводились тематические занятия, игры, викторины.
Ожидаемые результаты:
- Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детско – взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях К.И. Чуковского.
- У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.
- У детей сформируется чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.
- У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Оборудование и материалы:
Книги К. И. Чуковского, иллюстрации к произведениям, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы, родители, учитель-логопед
Этапы реализации проекта
Этапы Проектной деятельности | Мероприятия | Ответственные |
1 Этап: Основной | Организованная образовательная деятельность; Чтение произведений К.И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций по произведениям К.И. Чуковского; Заучивание стихотворений; Пересказ и обсуждение произведений; Составление картотеки по сказкам К.И.Чуковского; Игровая деятельность: Д/и «Любимые сказки». Сюжетно ролевые игры: “Доктор Айболит”, “В гостях у Мухи Цокотухи” и др. Игры драматизации по сказкам: “Федорино горе”, “Доктор Айболит”, “Краденое солнце”, “Мойдодыр”. | Учитель-логопед Учитель-логопед родители |
2 Этап: Презентационный | КВН «В гостях у Корнея Чуковского» Выставка детско-родительских работ; Презентация для детей: “Дом музей К.И.Чуковского” | Учитель-логопед Родители |
В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, заучивали и декламировали отрывки из сказок.
Родители с энтузиазмом включились в работу над проектом. Совместно с детьми, ими были сделаны иллюстрации к произведениям. Нами была оформлена выставка детских рисунков и детско-родительских работ.
Была подготовлена консультация для родителей по домашнему чтению.
В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы. Были прочитаны сказки: “Мойдодыр”, “Тараканище”, “Краденое солнце”, “Муха Цокотуха”, “Федорино Горе”, “Доктор Айболит”, “Крокодил”. Так же дети познакомились со стихами автора.
Итоговым мероприятием стало открытый КВН «В гостях у Корнея Чуковского».
Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.
Картотека игр по сказкам К. И. Чуковского
- «Путешествие по сказкам»
Цель: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.
Правила игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя.
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…(комара).
«Муха — цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше…(ворону)!
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну, очень маленьких…(детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит).
«Айболит»
Только вдруг из– за кусточка,
Из- за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей).
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
– Я больше…(идти не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…(темно).
«Краденое солнце»
Вдруг откуда- то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький…(фонарик).
«Муха- Цокотуха»
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой…(гребешок)
«Мойдодыр»
2.«Сбежавшие герои сказок»
Цель: узнать героя и его сказку.
Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки.
3.«Сложи сказку»
Цель: собрать целую картинку из частей.
Правила игры: Детям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.
4.«Героический поступок»
Цель: вспомнить, какие героические поступки совершили герои из сказок К. Чуковского и рассказать о них.
Правила игры: Ребята вытаскивают из чудесного мешочка себе эмблемы с персонажами сказок. Воспитатель выбирает карточки с текстами поступков (выложены обратной стороной), зачитывают их, и ребенок, чей герой совершил этот поступок, должен поднять руку, и рассказать, как был совершён этот героический поступок.
5.«Кто есть кто?»
Цель: узнать, каким персонажам принадлежат сказочные имена.
Правила игры: Взрослый называет сказочное имя персонажа сказки, а ребенок называет самого героя и находит его на картинке.
КВН «В гостях у Корнея Чуковского»
Программное содержание:
- Расширять и закреплять знания детей о сказках К. Чуковского, пополнять словарный запас.
- Развивать умение выполнять различные игровые задания, память, мышление, коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками, работать в команде.
- Продолжать развивать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёрами, смелость, находчивость.
Материал:
Иллюстрации по произведениям К. Чуковского, картинки по сказкам «Федорино горе», «Мойдодыр», лабиринты «Помоги Айболиту», карточки на каждого ребёнка с изображением предметов или героев из произведений К Чуковского.
Предварительная работа:
Чтение сказок К. Чуковского; выставка детских рисунков; выставка семейных поделок «В гостях у дедушки Корнея»; игры – драматизации по произведениям К. Чуковского.
Ход игры.
Сказки дедушки Корнея
Очень любим, друзья.
Для участия в КВНе
Приглашаю вас и я.
КВН наш не простой:
Сказочный он и смешной.
Вопросы разные в нём есть,
А конкурсов просто не счесть!
Представление команд.
Команда «Айболит», приветствие:
У команды «Айболит»
Голова с утра болит,
Как соперника сразить –
В КВНе победить!
Команда «Путаница», приветствие:
Дружная команда наша –
Сказка всем нужна!
Не страшны вопросы ваши –
Победить она должна!
Представление жюри.
1 конкурс «Разминка».
Дети называют произведения К. Чуковского.
2 конкурс «Собери сказку».
Каждая команда выкладывает карточки в определённой последовательности, чтобы получилась сказка «Федорино горе» у одной команды; у другой «Мойдодыр».
Предоставляется слово жюри.
3. конкурс «Нарисуй».
Каждая команда рисует двух героев из любого произведения. А команда соперников должна угадать кто это и из какого произведения?
4. Конкурс капитанов «Помогите Айболиту».
У капитанов команд лабиринты, они должны помочь Айболиту найти дорогу.
Кто первый это сделает, тот выигрывает.
5. конкурс «Пантомимы».
Каждая команда показывает пантомиму – отрывок из любого произведения, другая команда отгадывает, какое это произведения?
Весёлая пауза. Психогимнастика «Покажи героя».
Детям предлагается показать мимикой –
– Доброго Айболита,
– больного зайчика,
– весёлую Муху – цокотуху,
– злого Бармалея,
– Бяку – Закаляку,
– расстроенную Федору,
– сердитого Мойдодыра,
– жаба на метле.
Предоставляется слово жюри.
6 конкурс «Что (кто) лишнее?»
Каждый ребёнок должен на своей карточке зачеркнуть тот предмет, который не относится к произведениям К. Чуковского.
7 конкурс «Продолжи…»
Педагог начинает читать произведение, а дети продолжают.
– Вдруг из-под воротни
Страшный великан,… (рыжий и усатый таракан).
– Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как … (поросята, хрюкать).
– Рано утром на рассвете
Умываются мышата, … (и котята, и утята, и жучки, и паучки).
– Я – Великий умывальник… (знаменитый Мойдодыр).
– Приходите, тараканы… (я вас чаем угощу).
– Рано – рано
Два барана … (застучали в ворота).
– И сказала скалка: … («Мне Федору жалко»).
– Как у нашего Мирона … (на носу сидит ворона).
– А потом позвонили цапли: … (пришлите, пожалуйста, капли).
– Маленькие дети… (ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять).
Предоставляется слово жюри.
8 конкурс «Отвечайте быстро».
- Из какой это сказки:» Бабочки – красавица, кушайте варенье, или вам не нравится наше угощенье?» (Муха – цокотуха).
- На чём летают комарики в сказке «Тараканище»? (На воздушном шарике).
- Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей).
- Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (Умывальник).
- Кто перевозил Айболта через море? (Кит).
- Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил).
- Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не мыла посуду).
- Кто проглотил солнце? Как называется эта сказка? (Крокодил, «Краденое солнце»).
- В какой сказке всё наоборот? («Путаница»).
- Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит).
Пока жюри подводит итоги, дети исполняют частушки.
1. Мы Корнея почитали
Умными такими стали.
Но и тут мы не отстали –
Сами книгу написали.
2. Нет на свете ничего
Лучше сказочек его.
А кого – узнаете
Лишь на фото взглянете.
3. Мы старались, мы лепили
И смотри, что сотворили.
Кто Чуковского читал –
Тот фигурки все узнал.
4. Мы ребята золотые
Все талантливы такие.
Вот немного подрастём
Как Корней писать начнём.
Подведение итогов. Награждение команд.