Захурдаева Оксана Валерьевна,
Каримова Юлия Валерьевна
музыкальные руководители
МБДОУ №57 «Веснянка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель:
формирование у детей интереса к народной музыке через изучение народного духового инструмента (дудочки) в процессе изготовления инструмента своими руками, а так же игре на нем.
Задачи:
• расширять кругозор детей путем знакомства с русским народным духовым инструментом, его строением и звучанием;
• развивать у детей творческие способности при изготовлении самодельного духового музыкального инструмента- дудочки.
• способствовать формированию навыков приема игры на самодельном музыкальном инструменте;
Ход мастер – класса:
Музыкальный руководитель: Сегодня наш рассказ пойдет о народном музыкальном инструменте. Он возник очень давно. Известные ученые установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. Музыка сопровождала людей в повседневной жизни. Женщина напевала, когда укладывала спать своего малыша, пастухи созывали стадо играя на деревянном рожке. Главным элементом был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы.
Я предлагаю вам изготовить музыкальный инструмент своими руками, а какой, вы сейчас сами отгадаете:
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент – музыкальный инструмент……..Дети: (дудочка)
Это правильный ответ.
Воспитатель: Дудочка – русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания-мундштучок
Музыкальные инструменты, представляющие этот класс, выглядят как полые трубочки, изготовленные из дерева, лыка или стеблей пустотелых растений (например, из пустырника или дудника). Считается, что дудка и её разновидности использовались преимущественно в русском фольклоре, однако существует огромное количество распространённых в других странах духовых инструментов, по строению и звучанию сходных с ними.
Пошаговое изготовление дудочки:
- Для изготовления дудочки нам понадобится: трубочки от сока, (можно использованные) ножницы и красивая клейкая лента для декора.
- В начале самой трубочки мы немного приминаем пальчиками, делая что-то вроде мундштука. По бокам мы отрезаем продолговатые отверстия.
- Проделываем отверстия и на самой трубочке, сложив ее пополам прорезая уголочек получившегося сгиба.
- Декорируем верхнюю часть дудочки красивыми цветными наклейками, или просто разрисовываем дудочку фломастерами.
Наша дудочка готова!
Предлагаю протестировать наш получившийся духовой инструмент. Уверена, вам очень понравится играть на дудочке.
Музицирование под русскую народную музыку, по выбору музыкального руководителя.
Воспитатель: Игра на духовых инструментах развивает легкие и наше дыхание становится ровнее. Но играть на ней можно не более трех минут. М. Пляцковский написал очень интересное стихотворение «Дудочка»:
Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.
Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.
Если хочешь, просвищу
Я трели соловья —
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!
Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю — и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю — и заскачут
Бабушкины козы.
И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!
Пляцковский М.
Ожидаемые результаты:
- Мастер– класс позволит выявить творческую инициативу детей, способствуя детской сообразительности, пытливости и самостоятельности.
- В ходе мастер– класса дети научатся самостоятельно делать музыкальный инструмент, и извлекать звук из него.
- Мастер класс способствовал расширению знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов Дал возможность применения самодельных музыкальных инструментов на занятиях
- Повысить интерес к использованию различных материалов в детском творчестве;
Анализ выполненной работы
В ходе реализации мастер – класса «Дудочка, играй сильней! Созовем мы всех друзей!» произошли следующие позитивные изменения: повысился уровень активности воспитанников; дети приобщились к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой у них расширился кругозор ; духовые музыкальные инструменты внедрены в образовательную деятельность, что неоспоримо будет содействовать развитию не только музыкальных способностей дошкольников, но и их эмоциональной сферы, проявлению творческой фантазии.
Планирование.
В последующие годы продолжить традицию по совместному изготовлению музыкальных инструментов совместно с родителями и детьми. Использовать в оркестре, на музыкальных занятиях, на различных праздниках, в постановках сказок, сформировать традицию русских народных посиделок с использованием музыкальных номеров, провести открытое занятие.