Ахунова Каусария Шамсуновна,
Деникеева Флиза Гизаровна,
Федотова Нина Сергеевна
воспитатель,
учитель-дефектолог,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81 «Гульчачак»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Занятие по художественно-эстетическому развитию
«Солнышко и дождик»
Цель: формировать представления у детей по теме «Осень».
Задачи:
Развивающие:
– развивать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, моторику рук;
– активизировать память, внимание, мышление, зрительное восприятие;
– развивать умение показывать простейшие плясовые движения.
Воспитательные:
– воспитывать самостоятельность в выполнении задания, начинать движения с начало музыкального произведения;
– воспитывать эмоционально положительное, заботливое отношение к природе;
– воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционным видам рисования.
Обучающие:
– продолжать знакомить детей с доступными явлениями природы;
– закрепить умения и навыки детей в работе с гуашью (закрашивание круга тычком, не выходя за контур, рисование ватными палочками);
– активизировать в речи слова: солнышко, дождь, туча, а так же желание подпевать знакомые песенки.
Предполагаемый результат: проявляет интерес к участию в совместных играх, принимает активное участие в продуктивной деятельности, аккуратно пользуется краской при рисовании пальчиком, выполняет простые поручения взрослого. Выполняет не сложные танцевальные движения (притопы и хлопки).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.
Предварительная работа: наблюдения за солнцем и облаками во время прогулки, за дождем через окно, разучивание музыкальной игры «Солнышко и дождик», дидактическая игра «Какое время года?», рисование солнышка и дождика во время режимных моментов, чтение художественной литературы, пальчиковые игры и упражнения на дыхание во время ОД и в режимных моментах.
Материалы и оборудование: мольберт, солнышко, тучка, желтые круги на каждого ребенка, альбомные листы, стаканчики с водой, кисточки, подставки, краски желтого и синего цвета, кисточки, тычки, зонт, шары синего и желтого цвета, фонограмма «Дождик».
Ход занятия
Дети под музыку «Солнышко» (муз.И.Лученок, сл.М.Ясень) заходят в группу. Педагог обращает внимание на солнышко, прикрепленное на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, что это? Да, это же солнышко. Что – то солнышко загрустило. А мы сейчас с вами развеселим солнышко. Мы тоже с вами превратимся в солнышек и поиграем (детям раздаются желтые круги).
Упражнение «Солнышко» (Музыка и слова Е. Макшанцевой)
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком нам
Весело живется.
Воспитатель: Посмотрите, ребятки как солнышко нам улыбается!
Тучка прячется за лес, смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, доброе лучистое
Если б мы его достали
Мы б его расцеловали. (Г.Бойко)
– А давайте нарисуем друзей для нашего солнышка.
Рисование «Солнышко»
Звучит музыка «Рассвет на Москва-реке» (муз.М.Глинки). Дети рисуют круги кистью и закрашивают середину тычками, а лучики прорисовывают кисточками.
Воспитатель: Вот сколько солнышек у нас появилось. (работы детей крепятся на доску)
В группу входит тучка – воздушный шарик.
Воспитатель: ребята, посмотрите, на небе появилась тучка. Какого цвета тучка? (синего). А давайте для него сделаем что – то хорошее.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем дождик рисовать.
Воспитатель: покажите, как стучит дождик.
Пальчиковая гимнастика «Дождик кап-кап-кап…»
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап! (постукивание указательным пальцем)
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
Рисование «Дождик» (рисование ватными палочками).
включается звук – «Шум дождя»
Воспитатель: Ребята, тучке пора улететь и нам пора с ней прощаться. Давайте подуем на нее. Пусть летит дальше.
Упражнение на дыхание «Дуем на тучку»
(тучка улетает)
Воспитатель: ребята, с нами остались солнышки и дождики, и они хотят с нами поиграть.
Игра «Солнышко и дождик»
Итог: ребята, вы молодцы, все старались, с заданиями справились.
Детям предлагаются шары: желтые – солнышки, синие – капельки дождя.
Познавательно-музыкальное занятие
«Осенние листочки»
Цель: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
– активизировать речевую деятельность детей;
– совершенствовать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
– формировать длительный плавный выдох;
– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
– формировать положительную установку на участие в занятии;
– воспитывать внимательное отношение к природе.
Обучающие:
– уточнение и расширение знания детей об осенней поре;
– расширение словаря по теме «Осень» (осень, лист, дерево, букет, красный, желтый, зеленый, дуть).
Предполагаемые результаты: Ребенок может с интересом рассматривать листочки, проявляет интерес к участию в совместных играх, принимает активное участие в танцах, проявляет желание собрать букет из осенних листьев.
Оборудование: корзина с листьями, бумажные листочки, листочек для гимнастики для глаз, макеты деревьев.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; игры с осенними листиками, составление букетов; дидактические игры «С какого дерева листок», «Найди пару».
Ход занятия
Дефектолог: Осень яркая пришла, красоту нам принесла. Что принесла осень? Она нам принесла разноцветные листочки: красные, желтые, зеленые. Ветерок разбросал листья.
На полу лежат разбросанные листья. Дети рассматривают листья.
Дефектолог: Посмотрите на эти осенние листья, они разные по цвету и размеру. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Дефектолог: Это – кленовый лист (показывает лист клена), такой красивый, а это лист березы (показывает березовый лист) и т.д.
Игра «Составь пару»
Дефектолог: Найди мне такой большой лист, прикрепи к доске, а сейчас такой же маленький. (Дети выполняют задание). Вот мы составили пару «большой – маленький». Два листочка одинаковые по форме и цвету, а по величине – разные.
Упражнение «Мы – деревья»
Мы, листики, осенние,
На веточках сидели
Ветер дунул – полетели
Мы летали, мы летели
И на землю тихо сели.
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)
Дефектолог: А теперь возьмите эти листочки, потанцуйте с ними.
Танец с листочками. муз. С.Майкопара
Упражнение на развитие дыхания «Осенние листочки»
Дуем на листочки, не раздувая щек (дует ветер, листочки летят)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Соберем букет для мамы из листьев.
Один, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Лист березы, лист рябины, Листик клена, лист осины, Листья дуба соберем, Маме красивый букет отнесем. |
Занятие по художественно-эстетическому развитию
«Подарки с грядки»
Цель: Формировать у детей представления об овощах (моркови) и их полезных свойствах для человека.
Задачи:
Развивающие:
– развивать внимание, интерес, мышление, координацию движений, ориентировку в пространстве;
– развивать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, моторику рук;
– активизировать память, внимание, мышление, зрительное восприятие; словарь детей.
Воспитательные:
– воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом;
– воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира;
– воспитывать умение слушать педагога, аккуратность при работе с ножницами, лепке, доброжелательное отношение к игровым персонажам.
Обучающие:
– закреплять умение правильно называть овощи (морковь), описывать их цвет, форму и величину;
– совершенствовать у детей способность группировать предметы по размеру (величине);
– закрепить умения и навыки детей в работе с ножницами, с пластилином (раскатывание прямыми движениями, заострение одного конца и прикладывание с легким надавливанием)
Предполагаемые результаты: проявляет интерес к участию в совместных играх, принимает активное участие в продуктивной деятельности, выполняет простые поручения взрослого.
Предварительная работа: рассматривание картин с овощами, классификация муляжей овощей по размеру и по форме, лепка овощей во время ОД.
Материалы и оборудование: следы, игрушка зайка, две корзинки, муляжи морковок, картинки раскраски, бумага зеленого цвета, две моркови из пластилина, доска для пластилина, пластмассовые ножики, ножницы, картинки с изображением грядки, пластилин, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы и они куда-то ведут. А давайте попробуем пойти по эти следам.
Задание «Пройди по следам»
Звучит муз. «Следы» из мультфильма «Маша и Медведь». Дети идут, наступая на следы. Видят зайца.
Воспитатель: Ребята, да это были следы зайца. Посмотрите это Зайчик, но что-то он не очень радостный. Зайчик, у тебя всё хорошо? Или что-то случилось?
Зайчик: Я рассыпал морковки и не могу их собрать.
Воспитатель: Не расстраивайся зайчик, ребята тебе помогут. Поможем зайчику?
Задание «Помоги зайцу собрать морковки»
Дети собирают морковки в две корзинки (большие в большую корзинку, маленькие – в маленькую).
Воспитатель: Зайчик, а наши ребята тоже умеют лепить морковки. Они сейчас слепят тебе морковки и у тебя будет еще больше морковок.
Задание «Морковки для Зайки»
Дети лепят морковки из пластилина и прикладывают их на картину с изображением грядки с легким надавливанием ладонью.
Воспитатель: Вот, Зайка, ребята слепили тебе морковки. Они еще больше подрастут на этих грядках, и ты их потом соберешь.
Зайчик: Ребята, я устал сидеть и замерз, и хочу с вами поиграть.
Музыкальная пауза. «Зайка» муз. и сл. Е.Железновой
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо Зайке поскакать
Прыг – скок, прыг-скок
Надо Зайке покакать.
Дети выполняют движения по тексту песни. По окончании песенки садятся на стульчики.
Зайчик: Ребята, я люблю морковь и салат из моркови, но я не могу нарезать. Вы поможете мне нарезать салат?
Упражнение «Салат из морковок». Дети нарезают салат из пластилиновых морковок.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, наш салат очень понравится зайчику и его друзьям.
Зайчик: Ребята, я очень рад, что встретился с вами. Вы мне помогли собрать морковки, подарили свои морковки, нарезали вкусный салат, поиграли. Спасибо вам. Я тоже хочу вам подарить подарки. Дает раскраски с изображением морковок.
Воспитатель: Раскраски две, но у нас есть еще другие ребята, которые тоже любят рисовать. Я предлагаю разрезать ножницами картинки по прямой и у нас получится больше раскрасок.
Задание «Подарки для ребят». Работа с ножницами.
Зайчик: Ребята, какие вы все молодцы. Мне пора убегать в лес. До свиданья. (Зайчик уходит)
Музыкальное занятие
«В гости зайчик к нам пришел»
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать чувство ритма;
– развивать внимание детей во время музыкальной игры.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к музыкальным занятиям;
– воспитывать умение слушать музыкального руководителя.
Обучающие:
– формировать ритмические навыки «Быстро» и «Медленно»
– согласовывать движения в соответствии со словами музыкального приветствия «Здравствуйте, ладошки!»;
– тренировать навыки игры на палочках
Оборудование: фортепиано, аудиозаписи, ритмические палочки, листочки, игрушки кукольного театра – петушок, заяц, собака.
Предварительная работа: Разучивание песни «Зайка», игры «Догони нас зайчик», танец «Листочки».
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал под спокойную музыку, садятся на стульчики.
МР: Ребята, покажете мне свои ладошки? Мои ладошки умеют ШУРШАТЬ, а ваши? Шуршим сначала у ушка, затем и у другого (активизация внимания и элемент самомассажа)
МР: Погрелись наши ручки, теперь могут они поздороваться.
Приветствие Здравствуйте, ладошки (муз.и сл. Л. Хисматуллина).
МР: Ручки наши пусть отдыхают, а ушки внимательно послушают. Я спою вам песенку.
– Давайте приготовим с вами ладошки, они нам очень понадобятся для следующего задания.
Пальчиковая гимнастика «Осенняя считалочка»
/Правая рука собрана в кулачок/
Раз, два, три, четыре, пять
/Загибаем пальчики/
Листья будем мы считать
/Двигаем пальчиками/
Первый листик расписной
/Загибаем большой палец/
Он – оранжевый, цветной
/Смотрим на него, любуемся/
Вот листочек красный
/загибаем указательный пальчик/
Он – яркий, очень ясный
Третий лист зелёный
/Загибаем средний палец/
Природой вдохновлённый
/Дуем на пальчик/
А четвёртый – жёлтый лист
/загибаем безымянный палец/
Он как солнышко лучист
/Левой рукой с вытянутыми пальцами делаем плавные движения из стороны в сторону/
Пятый с дерева сорвался
/Собираем руку в кулачок, плавно опуская и покачивая его/
Прямо в луже оказался
/Делаем ладонью плавное движение «волна»/
Музыкальный руководитель: Ребята, а почему же наши листочки в луже оказались? Наверное, это ветер проказник с нами играет. А вы с ним поиграть хотите?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Тогда нам нужно обязательно превратиться в ветерок /Делает поворот вокруг себя, дети повторяют/ Ну вот, теперь мы готовы, поиграем с листиками!
/детям раздаются осенние листочки прикрепленные к палочкам/
– Смотрите, какие листочки у нас тут есть. Давайте попробуем подуть на них совсем тихонько. /Дуют/. А, теперь, подуем сильнее. /Дуют/. Видите, как нравится листочкам наша игра, а теперь попробуем сделать то же самое с музыкой, когда музыка будет спокойной, плавной, мы с вами дуем на листики тихонько, а когда музыка будет быстрой, дуем сильно. Готовы ребята? Начнём!
Под музыкальное сопровождение играем в игру «Ветерок»
По окончании игры дети складывают листочки в корзиночку.
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь пока обратно нам с вами в детишек превратиться! (Делает поворот вокруг себя, дети повторяют)
Ну, вот, другое дело.
Дождь идёт, а мы не тужим,
Мы с дождём осенним дружим.
Ведь когда гулять идёт,
Мы его с собой берём!
Музыкальный руководитель: Это зонтик! Зонт нам помогает укрыться от дождя. /Достаёт зонт, показывает его ребятам/
Зонтик у нас тут оказался совсем неспроста. Просит он нас с вами поиграть с ним в его любимую игру «Солнышко и дождик». А правила этой игры очень просты, когда играет музыка весёлая, задорная, выходит солнышко, мы радуемся и танцуем, а как только услышите шум дождя, мы сразу все забегаем под зонт. Всем понятно, как играть?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Ну, тогда начнём!
Игра «Солнышко и дождик»
Музыкальный руководитель: Вот и закончился дождик, мы все успели от него укрыться под зонтом. Молодцы, ребята. А теперь пора бы нам прогуляться, давайте ручками закроем с вами глазки и представим, что мы с вами очутились на лугу. /Дети, закрывают руками глаза, открывают, музыкальный руководитель обращает внимание детей на осеннее дерево, под которым лежит «спящий» зайчик (мягкая игрушка)
Ой, ребята, посмотрите, кажется, мы тут с вами не одни оказались, кто же тут у нас под деревом притаился, давайте тихонько подойдём и посмотрим на нашего гостя, чтобы не спугнуть его, тссссс….. /Подводит детей к дереву/
Дети: Это зайчик!
Музыкальный руководитель: Правильно ребята, это зайчик, а давайте, чтобы разбудить нашего гостя, мы поиграем на палочках.
Игра на палочках
Музыкальный руководитель раздает палочки, зовёт детей собраться в круг, исполняется оркестр на палочках под р.н.м.
Музыкальный руководитель: Какие же мы с вами молодцы, как же здорово у нас всё получается. Зайку разбудили. Только вот он нас боится, /прижимает зайчика к себе, делает вид, что зайчик что-то на ухо шепчет/ Но ничего, мы споем волшебную песенку, про Зайчика Давайте споём её вместе?!
Песня “Зайка”.
МР: Понравилось ли тебе песенка, Зайка? «Зайчик кивает головой» а теперь ребята хотят с тобой потанцевать. Ребятки, давайте потанцуем вместе с зайчиком.
МР: Я вот так ставлю руки на пояс, и вы так умеете!
Танец “Листочки” муз.А. Филиппенко, сл. А.Макшанцевой
МР: Тебе понравилось, Зайка? А теперь ты, зайка, поиграй с нами!
Музык. игра «Догони зайчика» муз.Е.Тиличеевой, сл.Ю.Островского
(по окончании музыки, все зайцы убегают в свои домики – на стульчики)
МР: Ну что ж, зайка наш убежал и нам с вами пора попрощаться.
Музыкально-познавательное развлечение
«Осень в гости просим»
Цель: Побуждать детей принимать активное участие в музыкальной деятельности.
Задачи:
– учить детей выполнять не сложные танцевальные движения, подпевать знакомые песенки
– развивать умение активно участвовать в игровых действиях;
– приобщать детей к музыкальному искусству.
Оборудование: Листочки, зонтик, корзина, овощи, игрушки Зайчик и Солнышко, угощение для детей.
Дети под музыку входят в зал. Их встречает Осень.
Ведущий: Дунул, дунул ветерок
Сели дети все в кружок
Каждый стульчик занимай
Ничего не пропускай.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года … Осенью зовется.
Осень: Здравствуйте ребята.
Я осень золотая, сегодня к вам пришла.
Осенние листочки вам я принесла. (достает из корзиночки осенние листочки, показывает детям.)
Ведущий: Давайте потанцуем танец с листочками.
Танец с листочками
Осень: Как хорошо мы с вами потанцевали. Разбросаю я листочки по ковру, а вы соберите их.
Игра «Собери листочки»
Осень: Дунул, дунул ветерок, сели детки все кружок.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Осень, наши ребятки выучили стихи об осени. Послушай их.
Дети рассказывают стихи
Звучит шум дождя
Ведущий: Ой, что это?
Осень: Это дождик идет. Осенью часто бывает дождик. Поиграем с дождиком?
Игра «Солнышко и дождик»
После игры дети садятся на стульчики.
Осень: Смотрите, ребятки, кто под кустиком сидит? Всех боится и дрожит. (подходит к кустику).
Ведущий (достает Зайку-игрушку) Это зайчик, не бойся, Зайка, тебя ребятки не обидят. Они тебе песенку споют.
Песня «Зайка»
Зайка: Мне понравилась ваша песенка. А знаете у меня в огороде выросло много разных овощей. (достает корзинку показывает муляжи овощей и фруктов, а дети называют их).
Осень: А давайте поможем зайчику собрать урожай.
Игра «Собери урожай»
Осень: Какие вы молодцы. Весь урожай собрали. А я тоже пришла к вам не пустыми руками. Осень в садик к вам пришла. И подарки принесла. (достает корзиночку и раздает детям угощения)
Осень прощается с детьми. Вместе с Зайчиком выходит из зала.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник осени.
Все ребята молодцы, веселились от души.