Якушкина Анастасия Витальевна
учитель-логопед
МБДОУ№ 19 «Звездочка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Основная задача коррекционной работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
1. Игра «Подарок»
Цель игры направлена на сплочение коллектива, формирование коммуникативных навыков, а также навыков звукового анализа и синтеза и может быть использована на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Дети встают в круг. Каждый ребенок получает по картинке с изображением подарка. Название подарка должно начинаться на тот же звук, что и имя ребенка. Но свой подарок ребенок должен не назвать, а показать с помощью жестов, мимики и звукоподражаний. Подарок дарят тому, кто отгадает его название.
Слова: «Меня зовут Марина, и я подарю свой подарок тому, кто его угадает».
2. Карточки “Времена года»
Цель игры определить, к какому времени года относится картинка, показать или поставить фишку с правильным ответом.⠀
Занятие помогает: ⠀
– изучать и закреплять сезоны года ⠀
– правильно определять визуальные сезонные признаки⠀
– закрепить представления об особенностях 4-х календарных времен⠀
– развить наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки.
⠀3. Игровое упражнение «Покажи столько же»
Цель: упражнять умение детей в счете, развивать память и внимание. Благодаря этой игре ребенок поймет, что такое счет и зачем он нужен. Включая в данную игру картинки с эмоциями, я внесла разнообразие, для того чтобы снизить утомляемость детей. Также эта игра учит проявлять и различать человеческие чувства, правильно на них реагировать.
4. Спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять!
Цель данного пособия развитие мышления, зрительной памяти, развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, воображения, изобретательности, логического мышления.
5. Игры на развитие мелкой моторики рук и на закрепление цветовосприятия
Одним из важнейших аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развивая мелкую моторику, активизируются зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребёнка, его внимания, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Для того, чтобы улучшить моторику, координацию движений рук и закрепить цвета использую в своей работе игры сделанные из нетрадиционных материалов.
Цель таких игр: развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов; развитие сенсомоторной координации рук; развитие пространственного ориентирования; развитие речи; развитие зрительного восприятия, памяти, а так же мышления. (Игра с прищепками, игра найди животного по цвету).
6. Найди что спряталось в волшебной коробочке
В моем случаи спрятались «Овощи и фрукты» – познавательная игра для дошкольников для расширения знаний о растительном мире, расширения представлений о культурных растениях, их различиях между собой, месте выращивания. Организация занятия несложная, а результативность высокая. Дети развивают тактильное и сенсорное восприятия, обогащают свой словарный запас, развивают речь, внимание, память, визуальное и слуховое восприятие информации, а также изучают форму и цвет. Спрятать можно различные предметы на разные темы.
7. Движение
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с ОВЗ заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу.
У большинства детей с ОВЗ снижен уровень понятийного мышления. Воспитанники испытывают трудности в обобщении и классификации предметов. С целью развития умения группировать предметы по определенному признаку можно использовать эту игру. У каждого ребенка в руках один осенний листочек. Листочки отличаются по цвету, форме, размеру. (Форма листочка зависит от того, с какого дерева этот листочек.)
«Подул ветер». Дети с листочками произвольно двигаются по групповой комнате. Далее второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по цвету». Дети собираются в группы, образуя множества, отличающиеся по цвету. Если кто-то из детей выбрал не то множество, задается вопрос: «Вы какие листочки?» Дети: «Зеленые», «Есть ли среди вас лишний листочек?» Дети: «Да. Желтый». Игра повторяется 2–3 раза. При повторении изменяется второй сигнал: «Ветер стих. Листочки разделились по форме (по размеру)».
Игра «Пройди по коврику»
Эта игра способствует развитию логического мышления, умению понимать и выполнять слуховую инструкцию. Дети выстраиваются в рассыпную. Сигнал: «Прошел сильный дождь и кругом лужи. Пройти через лужи мы сможем по коврикам. Но наступать можно не на все коврики, а только на те, которые я назову.
– прыгаем на синий коврик;
– прыгаем на не желтый коврик;
– прыгаем на круглые не красные коврики;
– прыгаем на коврик который справа от тебя.
Подобную работу можно проводить с усложнением.
Необходимо учитывать, что в педагогической работе с детьми с ОВЗ очень важно подключать как можно больше анализаторов. Представленные пособия и игры помогут решить коррекционно-развивающие задачи, повысить познавательную активность у детей в процессе совместной взросло-детской игровой деятельности. Спасибо за внимание!
Фото игры «Подарок»
Фото пособия «Времена года»
Фото: «Игровое упражнение «Покажи столько же»
Фото: «Найди что спряталось в волшебной коробочке»
Фото: Игры на развитие мелкой моторики рук и на закрепление цветовосприятия