Рогулькина Наталья Ивановна
преподаватель
Детская школа искусств №1,
г. Буинск, Республика Татарстан
ВВЕДЕНИЕ
XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Может быть, кому-то кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и 50 или 30 лет назад. Увы, но это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Делать это старыми способами и средствами невозможно. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии и Интернет.
Внедрение новых технологий в педагогический процесс создает предпосылки для нетрадиционного приобщения учащихся к изучению предмета, делает обучение более эффективным.
Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, можно задать себе вопрос: «А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.
Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей?
Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
А ведь современному школьнику интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.
В своей работе, на уроках специальности я активно использую новые информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. На компьютерном диске или флешке, которые я готовлю заранее к уроку (фактически создавая для работы в классе собственный электронный учебник) находится весь иллюстративный материал: музыкальные аудиозаписи и музыкально-театральные видеозаписи, художественные работы, портреты, сценические декорации, эскизы костюмов и т.п.
СИНТЕЗАТОР НА УРОКЕ
Главным помощником мне является цифровой музыкальный инструмент – синтезатор «Roland», который далеко отличается своими возможностями от расстроенного фортепиано, разбитого баяна и фальшивого аккордеона. Возможности этого инструмента огромны.
- С помощью синтезатора можно сочинять жанровые вариации (полька, марш, вальс из данного набора нот) и в дальнейшем прослушивать произведения на синтезаторе с использованием автоаккомпанемента. Получается очень яркое и красочное произведение. Дети чувствуют себя настоящими композиторами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Не секрет, что ученики не любят играть гаммы. Но процесс изучения гамм можно превратить в увлекательное занятие с помощью синтезатора. Ученик играет гаммы на аккордеоне, а учитель подыгрывает ему на синтезаторе с автоаккомпанементом в различных стилях и жанрах. Так, простая гамма До мажор на одном уроке может быть исполнена в стиле барокко, на другом в стиле диско. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
- Можно на уроке импровизировать в различных стилях и жанрах под аккомпанемент синтезатора.
КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Не только дети, но и взрослые уже не представляют мир без него. Компьютер стал хорошим помощником для учителя.
- На уроках специальности, особенно в младших классах, часто разучиваются детские песенки. Чтобы материал быстрее усваивался, полезно пение этих песенок со словами, которые дети поют под минус-фонограмму. Минусовую фонограмму я делаю в формате миди в нотном редакторе Сибелиус, которую потом можно переконвертировать в MP3 или другой формат. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- На уроках часто используется презентация, подготовленная как мною, так и учениками, включающая необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
- Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому на уроках, изучая музыкальную терминологию, чтобы избежать излишней «учености», я использую визуализацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
- Часть урока специальности бывает отведена подбору на слух, поэтому можно предварительно прослушивать на компьютере музыкальные произведения в вокальной или инструментальной интерпретации.
- В середине урока, в младших классах я обязательно вставляю физкультминутки, так как аккордеон тяжелый инструмент, и дети быстро устают сидеть с ним. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
- Чтобы отработать какую-либо ритмическую фигуру из произведения по специальности обычно занимаются ритмическими упражнениями. Но вместо обычных ритмических упражнений можно использовать и современную музыку, ритмические биты. И на их основе дети любят отрабатывать трудные ритмические места, также можно сочинять и остинато или разнообразные ритмические группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
- Для специальности можно найти много компьютерных программ, которые можно поделить на 2 группы: образовательные или развивающие и программы-тренажеры. Ниже приведу примеры программ, которые использую я. Образовательные: «Музыкальный класс», «Матроскин учит музыку», «Школа музыки», «Мурзилка. Затерянная мелодия». Тренажеры: «Нотный тренер», программа Бурского, Vocal Jam, «Аккордеон». (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
- Ученикам всегда интересно, когда его произведение играет кто-то еще из других учеников. Это дает ему возможность сравнивать свою игру с другой. На уроке специальности хороший результат дает прослушивание произведения в разных исполнениях и детьми-музыкантами и профессионалами. Ученик наглядно видит к чему нужно стремиться.
- Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого можно открыть зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
- Энциклопедические пособия, справочники можно использовать и на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура, народные промыслы. Например, «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
- Большую помощь при подготовке к уроку и на самом уроке оказывают и различные редакторы: нотный, аудио и видео-редакторы, аудио конвертер. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
- В последнее время возник интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, Дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации инструментов. Поэтому для учеников я включаю в программу несколько произведений под минусовую фонограмму.
Использование фонограмм-аккомпанементов в процессе музыкального обучения, особенно на начальном этапе, дает удивительные результаты – интерес учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно – занятия с фонограммой в домашних условиях дают ощущение игры в оркестре, ансамбле. Очень удобно с таким аккомпанементом выступать перед сверстниками в школе, на других концертных площадках. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпасть с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождение с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивания произведения и дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой работы для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением домры под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.
Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподаватель важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
ПЛАНШЕТ НА УРОКЕ
Часто так бывает, что у учеников младших классов пока нет инструмента дома. Основная работа проходит на уроке в школе, но и дома ребенок тоже должен выполнять задания по специальности. В этом нам помогают современные гаджеты, в том числе и планшет. Всем ученикам на планшет я установила программы Piano и Piano Master. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
С помощью планшета ученики на уроке и дома делают творческие задания:
- Знакомятся с предустановленными мелодиями на планшете и играют их (например, виртуозное произведение «Полет шмеля» ученик младших классов вряд ли сыграет на своем инструменте, а в программе Piano Master он может выучить это произведение в виде игры).
- Досочиняют мелодии.
- Подбирают мелодии на слух.
- В игре «Музаик» есть набор классических произведений, где в виде игры дети запоминают мелодии и в которой можно складывать музыкальные темы из пазлов.
ИНТЕРНЕТ НА УРОКЕ
Без интернета тоже сейчас невозможно представить себе нашу жизнь. Там можно почерпнуть массу полезной информации, скачать понравившийся фильм про композитора или музыканта, просмотреть видеозапись.
- Если в наличие есть мобильный модем, то можно заниматься обучением онлайн. Например, на сайте Вирартек. С его помощью можно пройти длительности, музыкальные размеры. Так как все задания сделаны в виде игры, детям они более понятны, чем просто рассказ педагога. (ПРИЛОЖЕНИЕ13)
- На электронной почте или на сайте учителя ученики могут взять ноты произведений в электронном варианте, записи исполнителей.
- Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка? Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью компьютерных технологий учитель может сделать еще много интересных и полезных вещей. Например, набрать самостоятельно и украсить нотные тетради для учеников, создать огромную нотную библиотеку, создать электронный учебник по любой теме.
Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.
Но, применяя новые информационные технологии на уроке, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бажилин Р. Н. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2: учебн.пособие. М., Изд. В.Катанский, 2008
- Бажилин Р. Н. Композиции для аккордеона с фонограммой: учебн.пособие. М., Изд. В.Катанский, 2009
- Блох О.А. Эстетико-воспитательный процесс в музыкальных ансамблях: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1998.
- Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов (об игре под фонограмму) http://festival.1september.ru/articles/616962/http://bebi.lv/2009-09-30-19-29-49/raznye-skorogovorki-dlya-detey.html
- Фонограммы – не всё так просто http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r1/t319/
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М. «Аквариум», 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13