Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………3
Особенность концертного выступления ……………..…………………………5
Причины возникновения сценического волнения………………………………6
Основные типы реакции на стрессовую ситуацию…………………………….8
Методы и техники работы по снижению концертного волнения……………10
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемых источников и литературы…………………………….15
Аннотация
В данной работе рассмотрена психологическая подготовка воспитанников детского сада к концертному выступлению, проанализированы проверенные и совершенно новые способы контроля своих эмоциональных, физических и психических функций перед выступлением и во время концертного исполнения. В работе доказано, что психологическая подготовка исполнителя к концертному выступлению, это важнейшая ступенька роста, позволяющая артисту выявить все свои плюсы и минусы, а также проверить себя на эмоциональную прочность.
Главная цель методических рекомендаций состоит в раскрытии психологической подготовки детей перед концертным выступлением.
Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи:
– рассмотреть особенности концертного выступления;
– выявить причины возникновения концертного волнения;
– разобрать основные типы реакции на стрессовую ситуацию;
– проанализировать методы и техники работы по снижению концертного волнения.
Особенность концертного выступления
Концертное выступление это итог проделанной работы, который необходим в системе обучения и воспитания музыканта. Особенность концертного выступления состоит:
– в правильном подборе концертного материала, а также в его тщательном и безошибочном разборе;
– в возможности показать слушателям весь свой творческий потенциал;
– в умении передать авторский замысел произведения с соблюдением всех нюансов;
– в умении передать стиль, эпоху произведения, продемонстрировать различные штрихи, приемы игры (если ученик играет на музыкальном инструменте), приемы пения, использование различных техник исполнения (если это вокалист);
– в передаче эмоциональности и артистичности, то есть в умении исполнять музыкальный номер.
Под музыкальным произведением или номером подразумевается игра на инструменте, вокальное исполнительство, танцевальный или акробатический номер. Помимо всего выше перечисленного главная особенность концертного исполнения состоит не только в умении передавать зрителям свои эмоции, а также в психологической и эмоциональной устойчивости перед концертным выступлением.
Навыки успешной и неуспешной исполнительской деятельности, которые исполнитель приобретает на сцене, являются важным условием для многих детей в будущем. Само выступление во многом зависит от индивидуальных способностей каждого ребенка, несмотря на то, что весь процесс воспитания и обучения проходит под контролем и присмотром педагога. У каждого исполнителя по – своему происходит реакция на слушателей, у всех бывает совершенно разное самочувствие и состояние во время исполнения. Поэтому на этом этапе чаще всего происходят срывы, которые наносят серьезные психические травмы даже одаренным детям, что подчас служит их отказом от сценического выступления.
Несмотря на значимость педагога, во время обучения и воспитания, формирование основ концертной деятельности очень важный элемент становления исполнителя. Юным исполнителям нужна профессиональная помощь и поддержка со стороны педагога, который должен заложить основы концертной деятельности, сценической культуры, должен повлиять на положительное отношение детей к вступлениям, а также педагог обязан помочь детям в выборе необходимых психологических средств необходимых для успешного концертного выступления.
Причины возникновения сценического волнения
О волнении, от которого страдают очень многие, очень точно сказал китайский философ, писатель и поэт Хун Цзычен: «Тот, кто в минуту волнения не поддается суете, несомненно, возрастил чистоту духа в часы покоя». Поэт прославился благодаря своему сборнику афоризмов «Вкус корней», в котором сочетаются элементы трех учений – конфуцианства, даосизма и чань – буддизма. Первая часть сборника посвящена правилам жизни, а вторая внутренней жизни.
То насколько изначально правильно был организован сам процесс разучивания и подготовки музыкального номера, отразиться на его окончательном результате. Подготовка к концертному выступлению заключается: в умении правильно выйти на сцену, красиво вести себя во время исполнения; красиво уйти со сцены после завершения исполнения (сделать поклон); замечать места, в которых происходят срывы; в умении управлять своим эмоциональным состоянием на сцене.
Причины возникновения сценического волнения у каждого ребенка индивидуальны, но есть такие причины, которые встречаются у многих исполнителей, рассмотрим некоторые из них:
– самая распространенная причина это боязнь забыть музыкальный текст (нотный, текст песни или стихотворения). Г.М.Коган (советский пианист, музыкальный педагог, музыковед, доктор искусствоведения) метко подметил, что исполнители чаще всего волнуются из-за боязни забыть текст. «Но сама по себе память,- пишет Коган,- тут по большей части не при чём. Они волнуются оттого, что бояться забыть, забывают же оттого, что волнуются »;
– внушенная мысль о предстоящем «провале». Мысли о неудачном, провальном выступлении могут перейти на опасную стадию самовнушения;
– неумение игнорировать ошибки и попытки «борьбы» с волнением;
– любая форма волнения обостряется усталостью. В период подготовки к концертному выступлению нельзя допускать состояние утомления, как физического, так и эмоционального;
– самая главная причина это нежелание выступать. Даже самый опытный и профессиональный исполнитель не застрахован от провала на сцене, так как волнение это психологическое явление.
Исходя из уровня подготовки, можно выделить пять фаз, которые связаны с концертным выступлением:
– первая фаза – длительное предконцертное состояние. Данное состояние начинается в тот момент, когда устанавливается точная дата выступления. По мере приближения срока выступления голову начинают посещать навязчивые мысли и волнение все больше нарастает. Чем ближе дата выступления, тем отрицательные эмоции переживаются наиболее болезненно;
– вторая фаза – концертное состояние. У каждого музыканта данная фаза проходит индивидуально: высокая температура, тошнота, головная боль, упадок сил, неясная тревога, потряхивание;
– третья фаза – очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления. Эта фаза проходит у всех по – разному и переживается очень остро. Сюда входит сам выход выступающего, шествие по сцене перед публикой, остановка и поклон;
– четвертая фаза – начало исполнения и борьба со своим негативным состоянием. При резком повышении ответственности выступления у юных или опытных исполнителей (певцов, инструменталистов, танцоров) можно наблюдать потери или даже срывы в исполнении. Проявляются ускорение или замедления темпов (темповые нарушения), технические погрешности, провалы в памяти, неточное исполнение текста, ритма, приемов исполнения, звукоизвлечения;
– пятая фаза – состояние после концерта. Предконцертное волнение и волнение во время самого выступления переходит в психологическое послеконцертное состояние, которое характеризуется положительными и отрицательными эмоциями.
Причин возникновения сценического волнения может быть множество и для каждого воспитанника детского сада они индивидуальны. Индивидуальность заключается в характере, темпераменте, восприимчивости, психологической и эмоциональной подготовке.
Основные типы реакции на стрессовую ситуацию
Концертное волнение можно рассмотреть как реакцию на стрессовую ситуацию. Стресс это психологическая реакция организма на суету и перенапряжение, который возникает на различные экстремальные воздействия со стороны. Сценическое волнение на психологическом и физиологическом уровне, которые испытывают исполнители во время своего выступления можно сравнить с экстремальной ситуацией (дрожит все тело, потеют руки, лоб, учащенно бьется сердце).
Армянский психолог, доктор педагогических наук, профессор Милерян Евгений Александрович выделил пять основных типов реакций на стрессовую ситуацию:
- Напряженный тип – может проявлять импульсивность, напряженность действий, его внимание приковано к одной точке, он часто бывает скован. Но этот тип поддается исправлению в ходе практики. Часто бывает так, что дети скованны на музыкальном занятии, так как перед ними стоит много исполнительских задач, которые нужно решить. Благодаря совершенствованию навыков многие действия начинают выполняться автоматически, появляется легкость и уверенность в себе.
- Трусливый тип – характеризуется замедленными движениями, притуплением реакции, действия заторможены. С таким типом довольно трудно работать, так как он требует большой затраты времени и энергии. Такие дети требуют встряски. Для более продуктивной деятельности воспитанникам нужен хороший и прочный запас знаний, умений и навыков. В таком случае он ощущает надежность в своей деятельности и становится достаточно уверенным.
- Тормозной тип – движения замедляются, реакция притупляется, человек как бы находиться в ситуации «замедленной съемки». Детям, относящимся к данному типу нужна «встряска». Для более продуктивной деятельности им необходим хороший «багаж» знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.
- Агрессивный тип – теряет контроль над собственным самообладанием, проявляет агрессию, нападая на всех. Такой тип реакции допустим только маленьким детям, которые могут начать показывать свое недовольство, капризничать и проявлять агрессию к рядом стоящему ребенку. Если такое поведение наблюдается у взрослого это, будет говорить об отсутствии эмоциональной культуры.
- Прогрессивный тип – стрессовая ситуация для данного типа становится положительным активизирующим толчком для мобилизации скрытой эмоциональной силы и творческого подъема. Прогрессивный тип является идеальным для сценической и педагогической деятельности. Люди этого типа превосходно и свободно чувствуют себя на сцене.
Спектр сценических состояний выступающих обширен, и проблема настройки детей на продуктивную исполнительскую деятельность затрагивает не только вопросы волнения. Многое еще зависит от индивидуальных особенностей каждого из воспитанников: от состояния его эмоциональной, волевой, психологической стабильности, от его характера и темперамента, то, насколько и как качественно с ним велась работа в музыкальном классе, какое влияние на него оказывал педагог.
Методы и техники работы по снижению концертного волнения
Чтобы концертное выступление стало успешным, нужно придерживаться следующих методов работы по снижению концертного волнения:
1. Рациональный подбор музыкального репертуара. Правильно подобранный репертуар играет большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости, а также является залогом успешности выступления. При выборе музыкального произведения (песня, инструментальное произведение, танец) следует учитывать пожелания и возможности детей, уровень исполнительской сложности самого произведения.
2. Организация домашней работы детей. Большую роль в успешности играет сотрудничество педагога с родителями ученика, а также родительский контроль над правильным выполнением домашних заданий (разучивание текста, движений).
3. Отработка комплекса сценических ритуалов. Необходимо заранее прорепетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены – это очень важно в период подготовки к концертному выступлению.
4. Ансамблевое исполнительство пробуждает у детей интерес к выступлениям. Выступая в коллективе дети, как правило, чувствуют себя гораздо спокойнее.
5. Обыгрывание подготовленного музыкального материала в различной обстановке. Когда программа достаточно выучена, нужно исполнять ее на различной публике: перед родителями, друзьями, можно выступить в детском саду: перед любой возрастной группой, перед воспитателями.
6. Удобная концертная одежда на сцене. Каждый исполнитель знает, как важна удобная комфортная одежда и обувь. Правильно подобранная обувь и одежда будет служить залогом свободного передвижения по сцене, микрофон в руке будет находиться в комфортном положении (одежда и орбувь не будет пережимать мышцы рук, ног). У инструменталистов помимо удобной обуви и одежды необходимо устойчивое положение ног, корпуса во время игры, а также инструмент, если это баян и аккордеон, должен находиться в устойчивом положении. У танцоров должна быть удобная обувь, сценические костюмы также не должны доставлять дискомфорта.
8. Для снятия стресса перед выходом на сцену можно предложить ребенку съесть 2-3 кусочка сахара или плитку шоколада, можно выпить сладкий чай или воду. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает спазмы при стрессе. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга.
Рассмотренные способы и меры способствуют формированию положительного отношения детей к музыкально – сценической деятельности. Наилучший результат данные меры окажут в том случае, если педагог будет правильно направлять и следить за тем какой эффект они будут оказывать на деятельность воспитанников детского сада.
Страх публичных выступлений – очень распространенное явление. Он возникает тогда, когда человек не уверен в своих силах, возможностях, не уверен в положительном результате своей деятельности и боится не достичь конечной цели со знаком плюс.
Для того чтобы не проявлялся страх перед публикой существуют техники, помогающие справиться с концертным волнением:
– дыхательная техника способствует спокойному и ровному дыханию благодаря энергичным вдохам через нос и выдохам через рот. Для этого при вдохе с силой выбросьте руку, будто отталкиваете что – то, что не нравится. Затем на вдохе руки нужно вернуть к груди по прямой линии. На начальном этапе упражнение нужно выполнять в течение одной минуты, так как некоторые могут ощутить легкое головокружение. Если почувствуете его – лучше остановиться. Чуть позже упражнение можно продлить до 2- 3 минут;
– техника движения помогает справиться с волнением. Если вы ждете очереди своего выступления, лучше не сидеть на одном месте, а подвигаться: пройтись по аудитории. Любое движение помогает успокоиться и прийти в себя;
– техника перевоплощения. Если вы полностью уверены в себе перед выступлением, то волнение, непосредственно, возникает до выхода на сцену. С таким волнением можно справиться с помощью нехитрого приема: нужно взять в руки любой предмет (резинку, маркер, да что угодно), и мысленно попросить этот предмет побыть вашим волнением. Отложите его в сторону и вперед на сцену;
– позитивный настрой – это один из самых лучших способов оставаться спокойным, стабильным и уравновешенным. Сильное душевное волнение часто бывает у тех людей, которые негативно мыслят, они представляют, что может произойти что – то плохое, как они обречены на неудачу. Очень важно научиться управлять потоком своих мыслей, важно верить в себя и свои силы;
– техника переноса внимания или отвлечения. Многие исполнители перед публичным выступлением прокручивают события, которые еще не произошли. Чтобы совсем не ввести себя в состояние критичности лучше отвлечься и, например, поговорить с кем–нибудь, посмотреть смешные видео, послушать любимую музыку или вовсе заняться «левым» делом;
– техника снижения тонуса скелетной мускулатуры, т. е. релаксации и позитивных фраз. Во время релаксации полезно проговаривать формулы, положительные фразы самовнушения. Запомните, что в момент релаксации ни в коем случае не должно быть отрицания, то есть фраз с приставкой «не». Также не забывайте проговаривать ключевые фразы: «Я смогу!», «Я справлюсь!», «У меня все получится!». Такие позитивные утверждающие фразы помогут настроиться на волну успеха и выступить блестяще;
– во время выступления можно найти глазами в зрительном зале дружелюбно настроенного человека. Это могут быть родители, преподаватель, воспитатель, друг. В момент выступления нужно смотреть на этого человека и представлять, что выступаешь только перед ним;
– техника представления худшего и лучшего варианта развития событий. Если никак не получается справиться с волнением и тревогой, можно представить себе самый худший вариант развития событий. Как только вообразите себе конкретную ситуацию, например, как вы допустили ошибку или забыли текст музыкального произведения и остановились, вы почти наверняка поймете, что не все так страшно, как казалось, и что из любого положения можно найти выход.
Универсальных техник, приемов и методов для преодоления негативных форм сценического волнения, которые бы подходили абсолютно всем без исключения, не существует. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние. Те методы, техники и приемы, которые были рассмотрены, одним детям идеально подойдут, а другим нет. Поэтому задача педагога правильно подобрать (на начальном этапе обучения музыке) те способы, которые подойдут именно этому ребенку.
Заключение
Публичное выступление – это новая ступенька роста, которая помогает исполнителю приобрести опыт игры на сцене перед публикой. Благодаря таким выступлениям ребенок формируется как личность и как исполнитель в целом. Как известно волнение составляет наибольшую проблему. Более половины и начинающих, и маститых музыкантов говорят о ней, как о самом серьезном препятствии для достижения полной удовлетворенности трудом. На белом свете нет таких людей, которые бы не испытывали страха и волнения перед сценой. Все мы живые люди и волнение перед выступлением – это нормальная реакция нашего организма, это с одной стороны даже хорошо (если волнение происходит в меру и оно контролируемо), а с другой стороны волнение у некоторых исполнителей может перерасти в панику. Чтобы не поддаться нахлынувшему волнению, лучше воспользоваться одним из методов или техник преодоления сценического волнения или страха перед публикой: можно съесть что-нибудь сладкое, например небольшую плитку шоколада или выпить сладкий чай, добавив в него 2 – 3 кусочка сахара. Кому – то помогает релаксация, различные дыхательные упражнения или положительная настройка на предстоящее выступление или даже представления наиболее худшего и лучшего варианта развития событий.
Выступление на сцене – это возможность исполнителю показать все то, чему он научился, а это технические, эмоциональные, артистические навыки. Поистине настоящая закалка происходит благодаря выступлениям удачным и не очень, иногда даже провальным. Научившись преодолевать психическую нестабильность (страх, волнение); физические зажимы и эмоциональную неустойчивость исполнитель получает не только колоссальный опыт исполнения на сцене, но и учиться преодолевать свои страхи и волнения, найдя из множества известных приемов свои методы борьбы с концертным волнением.
Список используемых источников и литературы
- Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2014. — 368 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/50691.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: учебное пособие. – Л.: Музыка, 1974. – 337 с.
- Бобанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса (методические основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Учебное пособие/ Л. Бочкарев. – М.: Издательство Института психологии РАН, 1997. – 352 с.
- Гофман И. Публичная игра. Государственное музыкальное издательство, 1961. – 222 с.
- Коган Г.У. У врат мастерства музыканта: учебное пособие. — Четвертое дополнительное издание. М.: Сов. Композитор, 1977. -177с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд.-М.: Музыка, 1988.— 240 с.
- Педагогика искусства и музыкальное исполнительство : сб. науч. -метод. трудов; отв. ред. С. И. Дорошенко; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. госуд. бюджетное образов. учр. высш. проф. образования «Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых». – Владимир: ВИТ- принт, 2015. – 136 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2008. – 400с.
- Рачина, Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. — 512 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58833.