Назаренко Кристина Юрьевна,
Якомаскина Оксана Арслановна,
Мулюкова Валерия Владимировна
директор,
преподаватель,
методист
МБУ ДО «ДМШ № 1» НМР РТ
г. Нижнекамск
Сегодня жизнь диктует новые условия формирования современной интеллектуально развитой личности. Концепция модернизации Российского образования сформировала четкие цели:
-формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой личности;
-развитие творческого потенциала детей и подростков;
-выявление интеллектуальных способностей каждого ученика;
-развитие в детях и подростках самостоятельности и способности к самоорганизации.
В столь важном деле общее образование не сможет обойтись без дополнительного, равно как и дополнительное образование не способно самостоятельно решить все задачи образования и воспитания детей. В деятельности общеобразовательного звена и учреждений дополнительного образования (далее – УДО) есть ряд общих условий:
-одна социокультурная среда;
-наличие педагогического образования у рабочих кадров;
-воспитание, образование и развитие детей и подростков как главная цель в организованном педагогическом процессе.
Но при этом работа общеобразовательного учебного заведения строго планируется, регламентируется и контролируется. Школа была и есть основной институт общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора индивидуального образовательного пути, позволяющего детям приобрести и максимально реализовать потребность в познании, творчестве, самореализации и самоопределении, как в личностном, так и профессиональном смысле. Дополнительное образование расширяет пространство и поле деятельности, в котором школьники могут реализовывать личностные качества, развивая те способности, которые могут быть не востребованы основным школьным образованием. В дополнительном образовании ребенку предоставляется возможность выбора формы и содержания занятий. А возможность индивидуального подхода позволяет не бояться неудач. Это создает благоприятный психологический фон и обеспечивает позитивное воздействие на познавательную деятельность.
Итак, взаимодействие двух образовательных сфер позволяет успешнее решить общие проблемы педагогов и обучающихся, приобрести необходимый уровень знаний, умений и навыков у школьников, развить их эмоционально-образное мышление, сформировать духовно-нравственные качества. Педагогические коллективы понимают важность взаимодействия и партнерства в решении общих задач, необходимость помощи юному человеку в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирования его творческой активности.
Однако дополнительному образованию сегодня пришлось встретиться с серьезной проблемой пополнения контингента. Одна из причин этого – большая загруженность детей учебной деятельностью в общеобразовательной школе, и, как результат, – нежелание серьезно заниматься в системе дополнительного образования или отношение к УДО как к «кружку». Отсюда – понимание и осознание необходимости систематической профориентационной работы, начиная с дошкольного звена.
Таким образом, получается, что чаще инициатором и организатором взаимодействия приходится выступать учреждению дополнительного образования.
За почти 60-летнюю историю ДМШ №1 г. Нижнекамска возникло и укрепилось множество связей нашего учреждения с другими образовательными учреждениями – детскими садами, школами, другими УДО и, конечно, с профильным средним специальным учебным заведением, Нижнекамским музыкальным колледжем им. С.Сайдашева.
В небольших рабочих городах, подобных нашему Нижнекамску, именно музыкальной школе приходится брать на себя роль социокультурного центра, хранящего и передающего традиции классического искусства, своего рода маленькой филармонией. Преподавателям-музыкантам приходится решать, помимо проблемы пополнения контингента и образовательных задач, еще и воспитательные, и культурно-просветительские вопросы.
Для детских садов и общеобразовательных школ такое тесное сотрудничество – возможность разнообразить внеучебную работу, наладить взаимовыгодные контакты с учреждениями и преподавателями дополнительного образовательного звена. Музыкальная школа таким образом реализует свою потребность в притоке учащихся, причем в условиях организации и проведения познавательных и развлекательных мероприятий преподаватели ДМШ могут непосредственно оценить эмоциональность детей и их заинтересованность в систематических занятиях музыкой.
Форм и способов реализации подобной взаимосвязи великое множество, и каждое УДО организует эту работу по-своему, исходя из своих потребностей, целей и возможностей сотрудников и учащихся. В своей методической работе нам бы хотелось остановиться на тех методах, которые были разработаны нашими преподавателями, использованы в деятельности нашей ДМШ и принесли ожидаемые результаты.
В 2019 году сотрудниками ДМШ№1 был разработан и реализован проект «Радуемся друг другу», позволяющий реализовать творческие способности детей дошкольного возраста и провести целенаправленную профориентационную работу в близлежащих детских садах.
Для реализации проекта были отобраны оптимальные музыкальные произведения, предназначенные не только для прослушивания, но и для непосредственного участия детей в игре на музыкальных инструментах. Таким образом, дошкольники стали не только слушателями, но и участниками концертных программ.
Концерты, тематика которых отражала особенности времен года, проводились 4 раза в год. Форма проведения предусматривала обязательное интерактивное общение и непосредственное вовлечение детей старшего дошкольного возраста в творческий процесс.
Жанр познавательной игры позволяет учащимся младшего и среднего звена в полной мере психологически подготовиться к будущим серьезным состязаниям, интересно и весело провести время, ощутить присутствие товарищей-единомышленников.
В сотрудничестве с преподавателями музыки в гимназиях №29 и №25 за период 2017-2020 г.г. были организованы познавательные игры различного формата с музыкальной тематикой: «В гостях у сказки», «Три кита», «Музыкальное Что? Где? Когда?».
Темы таких игр в практике авторов не были связаны с узкой музыкальной проблематикой, но давали широкие возможности применения полученных на уроках музыки навыков и умений. Конкурсные задания предполагали не только знание специальных терминов, музыкальных инструментов, танцев, песен и инструментальных произведений из курса музыки, но и пословиц, поговорок, сказок. Выполнение ярко и красочно представленных кроссвордов и ребусов на музыкальную тематику позволяло жюри оценить объем сведений, усвоенных учащимися.
Интеллектуальная игра – это одно из ценных средств развития умственной активности детей. Благодаря этому активизируются психические процессы, формируются способности к самостоятельному познанию, интерес к самообучению. Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения.
Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:
– потребность в общении;
– потребность в проявлении самостоятельности;
– потребность в самореализации;
– потребность в творчестве;
– потребность в разностороннем развитии;
– потребность в отдыхе;
– потребность в самоутверждении, успехе.
Через познавательные игры учащиеся учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению и возможным ошибкам.
Содержание игр (музыка, музыканты, музыкальный театр, инструменты, известные произведения) разрабатывалось с помощью открытых источников в интернете и познавательной детской литературы. Среди вопросов были и юмористические, в виде ребусов, авторские, а также вопросы, построенные с использованием эмодзи – значков, служащих способом передачи эмоций при сетевом общении.
Результатом этих проектов стало пополнение школьного контингента яркими способными учащимися, многие из которых на сегодняшний день уже стали лауреатами городских, республиканских и всероссийских конкурсов.
В настоящее время коллектив ДМШ №1 в сотрудничестве с общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями города реализовывает два крупных проекта «Мелодии родного края» и «Прогулка с камерным оркестром».
Проект «Мелодии родного края» – цикл концертных мероприятий, направленных на изучение и популяризацию музыкальной культуры и духовных традиций народов, проживающих на территории г. Нижнекамска.
Проект позволил решить следующие задачи:
– знакомство учащихся средних образовательных школ с музыкальной культурой и духовными традициями русских, татар, башкир, чувашей, украинцев.
– приобщение обучающихся средних образовательных школ к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям.
– привлечение учащихся музыкальной школы №1 к участию в концертных программах.
– профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях;
– расширение связей с общеобразовательными школами, Домом дружбы народов;
– охват около 2000 учащихся общеобразовательных школ;
– повышение престижа детской музыкальной школы.
Уже проведены 6 мероприятий для учащихся младших классов средних общеобразовательных школ, а завершился цикл концертов проведением заключительного мероприятия в школе-интернате для детей с ОВЗ.
В проекте был задействован педагогический состав, учащиеся и творческие коллективы «Детской музыкальной школы № 1»: детский оркестр народных инструментов, солисты. Исполнение музыки разных народов на выездных концертах позволило познакомить новое поколение с лучшими произведениями народного искусства. Такой формат мероприятий помогает сохранить и передать традиции народной культуры и музыки в частности.
Проект «Прогулка с камерным оркестром» – цикл концертных мероприятий, направленных на изучение музыкальной культуры и формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия окружающего мира.
Проект позволил решить следующие задачи:
– знакомство учащихся дошкольных образовательных учреждениях со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью; духовыми инструментами: кларнет, флейта.
– знакомство детей с понятиями «оркестр», «классическая музыка», знакомство с составом камерного оркестра;
– расширение музыкальных впечатлений детей;
– обогащение словарного запаса терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент;
– развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
– привлечение учащихся музыкальной школы №1 к участию в концертных программах;
– профориентационная работа в дошкольных образовательных учреждениях и расширение связей с ними;
– охват около 1000 учащихся общеобразовательных школ;
Для учащихся семи дошкольных образовательных учреждений уже проведены 7 мероприятий, которые получили живой отклик у юных слушателей.
Проект реализован педагогическим составом и учащимися; солистами и детским камерным оркестром «Музыкальный букет».
Конечно, авторы понимают, что все эти формы и методы организации взаимодействия ДМШ с учреждениями дошкольного образования и общеобразовательной школы не новы, но для отдельно взятой музыкальной школы они стали замечательной возможностью интеграции двух образовательных систем. В результате музыкальная школа пополняет свой контингент заинтересованными, способными, готовыми к обучению детьми, растет профессионализм преподавателей, меняется их педагогическое мышление, вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, зарождаются и реализуются новые идеи и инициативы. В выигрыше от подобного сотрудничества все, и главное – дети, чей досуг заполняется содержательной творческой деятельностью.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания. // М., Педагогика, 1995, №4.
3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // М., Внешкольник. 1996, №1.
4. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей. // М.