Современный мир быстротечен и не стоит на месте. Педагогика также видоизменяется, ее методы и средства. Современные дети не похожи на прежнее поколение, имеют другие интересы и цели. В системе образования также стоит необходимость внедрения новых методов, средств форм организации педагогического процесса. Одной из новых отраслей педагогики стала музейная педагогика.
Целью обучения детей за счет средств музейной педагогики в детском саду является: повышение качества образовательного процесса через создание единого целостного пространства для обеспечения познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития детей, воспитание нравственности и патриотизма средствами музейной педагогики.
Почему я выбрала музейную педагогику для реализации своего проекта, в чем ее актуальность? Одной из причин является то, что ее средства позволяют эффективно реализовывать государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей и в деятельности нашего детского сада, она создает условия погружения личности в специально организованную предметно пространственную среду.
Задачи проекта музейной педагогики в образовательном процессе в детского сада :
-Расширять кругозор дошкольников.
– Развивать познавательные способности и познавательную деятельность
-Формировать у дошкольников представления о музее.
-Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
– Обогащать предметно-пространственную среду
– Вовлекать родителей в жизнь детского сада
Участниками проекта музейной педагогики являются все субъекты образовательного процесса, воспитанники, педагоги, родители и социальные институты.
Музей организованный в детском саду не может соответствовать всем требованиям и параметрам музейного дела. Поэтому музей в детском саду носит название «мини-музей». Это отражает возраст детей для которых организуется музей и масштаб экспозиций и определенную тематику.
Этапы реализации проекта
– Подготовительный
– Практический
– Презентационный
– Деятельностный
Срок реализации проекта: бессрочный. Потому, что заканчивая один мини-проект, рождается идея создания нового.
За год моей педагогической работы были организованы следующие мини-музеи в нашем дошкольном учреждении.
Ретро мини – музей «Что хранится в сундучке»
Целью данного мини-музея является ознакомление воспитанников с предметами быта, рукоделием, одеждой наших прабабушек. Среди экспонатов представлены вещи из татарского, русского, башкирского, казахского, туркменского и польского «сундучка».
Мини-музей детской книги был посвящен творчеству Габдуллы Тукая, Сокуровская сельская библиотека помогла в подборке книг, многие из них были выпущены в прошлом столетии.
Мини музей Тик-так посвящен Дню тикающих часов. Многие часы, их форму, циферблат дети видели впервые. Все музеи являются интерактивными, малыши имеют возможность не только посмотреть, но и прикоснуться руками, исследовать предметы.
Мини – музей Мойдодыр был организован спонтанно с целью мотивации малышей соблюдения правил личной гигиены. Специфической чертой этого мини-музея стало игровое образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору . Ребята были удивлены старинным гребешкам и причесали всех кукол в группе.
В мае месяце мы традиционно отмечаем День Великой Победы, но есть еще один праздник, который отмечается 18 мая – День музеев. Так организовался мини-музей военной техники. Многие экспонаты были изготовлены родителями.
Сейчас в детском саду открыт мини-музей дерева. В музее весь месяц проходят занятия по формированию основ науки и естествознания : старшие дошкольники изучают строение дерева и его свойства, младшие – знакомятся с деревянными предметами, с удовольствием играют на музыкальных инструментах.
Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. При их организации мы становимся и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
При создании мини-музея необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Выбор темы (это значимый день, тематическая неделя, иногда по инициативе детей – например, был организован музей мягкой игрушки)
- Определение места – в зависимости от масштаба – это групповая комната, либо холл детского сада, есть специально организованное место.
- Планирование экспозиций. Сразу договариваемся – либо берем только готовые экспонаты, либо предметы, изготовленные собственноручно, тогда мини-музей больше становится выставкой. Чаще всего используем интегрированный подход.
- выбор оформления, подбор экспонатов. Экспонат – главное «учебное пособие », которое дети могут потрогать, пощупать.
- Сценарий экскурсии воспитатель является экскурсоводом. При разработке сценария учитывается ряд требований: каждое посещение должно иметь определенную цель, желательна предварительная подготовка детей,
при подборе экспонатов учитываем возраст детей, их интересы, возможность исследования и экспериментирования. Итогом посещения должна быть самостоятельная деятельность детей-рисунок, рассказ родителям, беседа со сверстниками, коллективная работа.
График посещения важно согласовывать с расписанием занятий, немного меняем экспонаты. В утренний и вечерний отрезок времени мини-музеи посещают родители.
Работая в данном направлении с уверенностью можно сказать, что музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию детского сада с семьей и социумом.