На сегодняшний день инклюзивный подход прочно закрепился на всех ступенях образования, начиная с дошкольного. В детских садах зачастую присутствуют дети с ОВЗ с самыми разными особенными потребностями. Это и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когнитивной сферы, со снижением слуха, зрения, с тяжелыми речевыми нарушениями, с расстройствами аутистического спектра и тд. Но, несмотря на различный характер нарушений, у всех детей с ОВЗ наблюдаются трудности в адаптации и социализации, в освоении общей образовательной программы, присущи проблемы в личностном развитии.
Обращаясь к ФГОС дошкольного образования, мы принимаем принцип междисциплинарного взаимодействия и реализуем объединение усилий специалистов различного профиля, участвующих в образовательном процессе, для достижения максимального результата в работе с детьми с ОВЗ.
При этом приходится отметить, что с современными детьми классические подходы без учета нейропсихологических процессов в головном мозге ребенка не состоятельны, поэтому каждому коррекционному педагогу необходимо хотя бы в элементарном плане понимать структуру дефекта с позиции нейропсихологии и учитывать эти особенности при разработке индивидуальных образовательных маршрутов и их реализации в междисциплинарном взаимодействии.
В данном проекте мы демонстрируем возможность использования тренажеров баланса (балансировочной доски и фитбола) с включением песенного материала на примере метода музыкальной психорегуляции дыхания, разработанной М.Л. Лазаревым.
Цель: воздействие на различные зоны головного мозга посредством использования тренажеров баланса на занятиях в разных образовательных областях.
Задачи:
- Развивать вестибулярный аппарат за счет умения удерживать баланс на тренажерах;
- Учить детей правильному речевому дыханию, соблюдая ритм;
- Развивать у детей умение координировать свои действия;
- Улучшать концентрацию внимания;
- Развивать у детей способность чувствовать музыкальный темп и ритм, умение выполнять движения под музыку;
- Улучшать эмоциональное восприятие и самоконтроль;
- Обучать навыкам релаксации, расслабления.
Любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение этой функциональной системы. Именно таким образом высшие психические функции опираются на сложные системы совместно работающих зон головного мозга, иногда даже далеко стоящих друг от друга. К ВПФ (высшим психическим функциям) относят речь, мышление, восприятие, память, внимание, воображение, то есть все когнитивные функции и процессы.
В растущем детском мозге не все структуры и центры созревают одновременно и у каждого ребенка свои темпы развития, одни структуры созревают раньше, другие позднее. У детей с ОВЗ созревание тех или иных областей мозга в разной степени задерживается либо встает необходимость компенсации нарушенных структур. Следовательно, коррекционная работа, направленная на развитие ВПФ, должна основываться на методах нейропсихологической стимуляции различных зон головного мозга.
А.Р. Лурия, один из основоположников нейропсихологии, как самостоятельной отрасли психологических знаний, разработал общую структурно-функциональную модель работы мозга, как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
I – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
II – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из вне) информации;
III – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
В последнее время всё чаще одной из широко обсуждаемых проблем практической детской нейропсихологии является роль «мозжечковой стимуляции» в психическом развитии детей. Мозжечок в структуре функциональных блоков относят к «I» блоку мозга. Его еще называют «малый мозг», так как он связан нейронными путями со всеми отделами коры головного мозга. Обеспечивает равновесие и мышечный тонус, контролирует навыки мелкой моторики, координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, обеспечивает все движения человека (артикуляционного аппарата, движение глаз, пальцев и т.д.)
Работа мозжечка влияет также на психические процессы, такие как регуляция внимания, поведения, эмоций. Регулирует скорость, согласованность и последовательность протекания ВПФ. Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. «Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы. Цель «мозжечковой стимуляции» – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, память, восприятие.
В работе по «мозжечковой стимуляции» мы будем использовать «Сибирский борд». Он представляет собой изогнутую в виде радуги доску, изготовленную из сибирской березы. Из всех тренажёров баланса он является самым удобным в использовании с детьми младше 5 лет, многофункционален, обладает мотивационной составляющей – дети с огромным удовольствием балансируют на нем. А также мы возьмем в работу фитбол для свободного перемещения тела в пространстве, горизонтального баланса, смены положения тела в ходе работы, с целью дать возможность ребенку отдохнуть, переключиться и расслабиться.
Все занятие на балансирах мы строим на телесно-ориентированном подходе. У детей с ОВЗ часто наблюдается неловкость, не точность движений, двигательная расторможённость. Это говорит о том, что у детей присутствует физическая дисфункция и ее нужно корректировать. Упражнения на балансирах помимо мозжечковой стимуляции на занятиях по физической культуре решают такие задачи как:
- способствует развитию координации, опорно-двигательного аппарата;
- улучшают осанку;
- развивают гибкость и ловкость;
- улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.
Способность ребёнка контролировать свое поведение, свои телесные проявления, есть важный момент его социализации. Здесь прослеживается и взаимосвязь с формированием основных психических процессов. Ребёнок учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, взаимодействуя с окружающим миром, усваивая приёмы самоконтроля.
Элементы массажа и самомассажа – также является телесно-ориентированными практиками. На занятиях мы активно используем различные массажёры, в частности шарики «су-джок». Раскачиваясь на балансире и массажируя ладони и пальцы, происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе такая терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.
К тому же использование балансиров значительно повышает мотивацию детей на занятиях с логопедом, снимает напряжение, способствует более длительной работоспособности детей. В итоге, статичная, напряженная логопедическая работа детей на занятиях превращается в увлекательную игру с высокой продуктивностью и результативностью.
Свою работу мы проводим с музыкальным сопровождением, что дает нам ряд преимуществ:
- Высокая эмоциональность музыкального воздействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.
- Ритм – обязательная составляющая музыки – служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения.
- Пение позволит нам материализовать дыхание, обогатить речь, вызвать положительные эмоции.
- Использование музыки разного темпа позволит и нам поработать в более быстром и медленном темпе, проработь процессы возбуждения и торможения, чередовать время активности и отдыха.
Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно. Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или непосредственно в тех же местах, где речевые. Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Обработка музыкального материала – это тонкая и изысканная настройка нейронной сети головного мозга.
В данном проекте мы используем музыкальные материалы здоровьесберегающей методики М.Л. Лазарева «Интоника». Хотя данный музыкальный цикл предполагается автором для детей раннего возраста, мы видим целесообразность применения его в работе с детьми с ОВЗ более старшего возраста. Песни М.Л. Лазарева отлично накладываются на тематическое планирование в детском саду, по длительности не превышают 1,5 минут, легки в исполнении и понятны даже совсем маленьким деткам. Песни не предполагают особых вокальных данных, это скорее разговор под музыку, который Михаил Львович называет «вокальной речью». Таким образом, их может весьма комфортно исполнять любой педагог сольно, либо вместе с детьми, либо с музыкальным руководителем. В программе М.Л. Лазарева существует цикл песен, направленных на дыхание, на автоматизацию звуков, двигательные (игральные) песни, колыбельные, хорошо подходящие для релаксации, тематические, обучающие. Такое многообразие песенного материала (более 1000 песен) позволяет нам использовать его для самых различных целей, стоящих непосредственно на каждом занятии.
Таким образом, используя в комплексе с балансирами музыкотерапию и телесноориентированные практики мы осуществляем многофакторную стимуляцию зон головного мозга и межсистемных связей, благоприятно влияющую на развитие всех высших психических функций, процессов саморегуляции и самоконтроля.
В зависимости от нозологии к концу 2021 – 2022 учебного года у детей с ОВЗ:
- Улучшилась концентрация внимания;
- Вестибулярный аппарат, за счет регулярных тренировок, стал работать более слаженно; улучшилась координация движений.
- Улучшились речевые функции (увеличился объем активного словарного запаса, наблюдается положительная динамика в грамматическом и морфологическом строю речи, дети владеют правильными навыками речевого дыхания);
- Улучшилась саморегуляция и самоконтроль за своим телом;
- Уменьшилась тревожность, неуверенность;
- Улучшились навыки коммуникации;
- Повысилась мотивация к образовательной деятельности;
- Улучшились мониторинговые показатели усвоения образовательной программы.
В новом 2022 – 2023 учебном году, мы работаем над расширением данного проекта и вводим билингвальный компонент в занятия с детьми с ОВЗ от 5 лет. На практике мы увидели, что использование балансиров с использованием музыкального сопровождения на занятиях по татарскому языку значительно повышает степень усвояемости материала. Поэтому было принято решение вести комплексные занятия на балансирах на двух языках (русском и татарском) с применением татарских стихов, песен, введением лексических тем на татарском языке.
Есть поговорка – «Один в поле не воин». Только вместе, общими усилиями педагогов, мы сможем оказать ребенку с ОВЗ ту помощь и поддержку, которая пойдет на пользу всему его развитию и социализации. Реализуя наш проект, мы делаем огромный шаг в реализации инклюзивного образования в России.
Упражнение на дыхание на музыкальном занятии при помощи блокфлейты и подушки-балансира.
Упражнение на развитие координации движений и чувства равновесия на занятии по физическому воспитанию при помощи балансборда «Сибирский борд»
Упражнение с кинетическими кольцами на балансборде на занятии с педагогом-психологом
Упражнение на расслабление, растяжение позвоночника, чувства равновесия при помощи фитбола на занятии по физическому воспитанию.
Упражнение на балансире-лабиринте на занятиях с педагогом- психологом для развития внимания, координации, самоконтроля.
Нейропсихологическая разминка на балансборде
Презентация проекта на Августовской конференции – 2022 г