Содержание:
1.Введение: «Значение духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования»
2. Основная часть: Роль ДМШ и ДШИ в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.
3. Заключение.
Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание учащихся являются первостепенной задачей современногодополнительного образования.
Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.События последнего времени оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Для достижения положительного воспитания нужно объединить усилия государства, семьи, школы и учреждений дополнительного образования – всех тех, через чьи руки проходит человек от рождения до совершеннолетия. Основная роль в воспитании нравственных качеств юного гражданина России возложена на педагогов дополнительного образования.
В «Концепции модернизации российского образования»,Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, в Законе Российской Федерации “Об образовании”, а также в положениях новых образовательных стандартов ФГТ определены основные принципы образовательной политики в России, гдеотражены воспитательный идеал и основные качества будущего гражданина нашего Отечества, заложены основные положения о формировании и развитии личности детей и молодежи, определены основополагающие задачи современного воспитания.
«Концепция модернизации российского образования» стала основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, система базовых национальных ценностей. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. Одним из составляющих нравственных норм воспитания является воспитание таких нравственных чувств, как чувства совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма.
Суть патриотического воспитания состоит в том,чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, кого называют соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры – один из способов патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Одна из задач патриотического воспитания – научить, сохранить и преумножить эти идеалы, воплотив их в своей личности, в творческом самосовершенствовании. Важнейшей задачей в воспитании патриотизма является формирование гордости за свою страну, желание внести лепту в её развитие. Ребёнок должен осознать, что в истории Родины есть вклад его предков, а в будущем могуществе страны будет и его вклад.
Также среди главных задач можно обозначить формирование у учащихся социально-эстетическихнорм поведения и гражданских качеств личности посредством приобщения их к традициям как своего,так и других народов, к достижениям общечеловеческой нравственной культуры и духовным мировым ценностям.
Важным фактором в патриотическом воспитании является семья, где оказывается существенное влияние на развитие личности ребёнка.
По определению академика И.П.Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Черезорганизацию индивидуальной и совместной со старшими членами семьи деятельность ребёнка, родители закладывают знания о семейных ценностях и традициях, прививают любовь к родному краю, малой Родине.С самого раннего возраста чувство патриотизма у ребёнка должно формироваться и развиваться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию, к инициативномутруду, участию в управлении социально – ценными делами, максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Приоритетным направлением гражданского образования в современном мире стало усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, быть готовым к участию в общественно-политической жизни школы.
Гражданское образование включает в себя две ступени:
- На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как частью общества, так и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребёнка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала личности младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
- Вторая ступень (основная школа)продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка. Помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизнив обществе. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории, культуре Отечества, моральных и правовых норах.
Музыка в воспитании духовно-нравственных ценностей занимает особое место. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Кроме того, все мы знаем, что, игра на инструменте (музицирование), развивает общие умственные способности человека. Доказано, что дети, обучающиеся музыке, имеют лучшую вербальную (словесную) память, которая сохраняется долгие годы после прекращения музыкальных упражнений. Благодаря занятиям музыкой можно развить творческие способности любого человека. В этом главная роль должна принадлежать музыкальной школе, школе искусств. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы учреждений дополнительного образования с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания детей, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических качеств, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
К сожалению, ситуацию, сложившуюся в области музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке, снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, мы видим, что современная ситуация предъявляет к начальному музыкальному обучению изменившиеся требования. Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, как учреждения дополнительного образования, должны быть сориентированы постоянно удовлетворять меняющиеся интересы детей и подростков, их духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать условия для самоопределения, самовоспитания и самореализации личности. То есть воспитывать и развивать нравственно-эстетические качества.
ДМШ и ДШИ в своей деятельности раскрывают культурные пласты наследия, таким образом, вносят огромный вкладв дело воспитания патриотизма в России. Выступая на различных площадках, учащиеся испытывают чувство гордости за свою школу,Республику, познают народное богатство, приумножают его. Из содержания инновационных программ, созданных на основе ФГТ, дети узнают о замечательных русских,российских композиторах, о выдающихся деятеляхкультуры Республики Татарстан и Поволжья, знакомятся с произведениями, вошедшими не только в отечественную, но и в мировую музыкальную сокровищницу, узнают о судьбах великих музыкантов, посвятивших свою жизнь служению Отечеству.
Средствами музыкального искусства на уроках формируется интерес к национальной культуре, к фольклору. Фольклорное наследие любого народа – это уникальный источник духовно-культурных достижений народа, имеющей признаки национальной принадлежности и самобытности.
Наряду с народной татарской музыкойребята знакомятся и с профессиональной татарской музыкой. Так,в репертуарный план учащихся включается изучение произведений композиторов Татарстана и Поволжья, преподавателями создаются переложения народной музыки для различных ансамблей.
Изучение традиций музыкального наследияформирует у детей музыкальное сознание, музыкально-эстетические пристрастия, приобщает к национальному мышлению.
Так, музыка Ф.Яруллина, А.Ключарёва, М.Музафарова, Р.Яхина, насыщено колоритом национального фольклора,пронизана глубоким чувством любви к родному краю, к своему народу.
Н.Жиганов, основатель оперного жанра,в опере «Джалиль» создал психологический образ национального героя – поэта Мусы Джалиля. Ежегодно учащиеся нашей школы в составе детского образцового коллектива «Делиция» участвуют в постановке оперы на сцене Татарского Государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля.
Ещё один композитор-фронтовик Алмаз Монасыпов – наш современник, также отразил поэзию МусыДжалиля в симфонической музыке. В своём творчестве композитор затрагивает тему человеческого достоинства и общества.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания в нашей школе искусств являются тематические концерты, посвященные Великой Победе в Отечественной войне 1941-1945 годов. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в фестивале «Наследники Великой Победы», в Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Виктория», в организации и проведении концерта в Еврейском центре «Хэсэд Моше» в рамках Республиканского Благотворительного Фонда для фронтовиков и детей Великой Отечественной войны. Также в ходе подготовки творческого отчета ДШИ №4 была создана видео-презентация музыкально-литературной композиции «Пока мы помним-мы живем», посвященной 76-летию Великой Победы и 80-летию со дня окончания Великой Отечественной Войны и представлена зрителям на каналеYouTube.Традиционно проводятся благотворительные концерты «Подарок друзьям» для воспитанников Детского Республиканского неврологического санатория, для детей, оставшихся без попечения родителей.Солисты и коллективы школы принимают активное участие: в национальном конкурсе «Умырзая», в конкурсе народного караоке «Голос нашей команды, голос нашего двора», в концертах «Поющая Казань». Наши дети достойно представляют нашу школу в районе, в городе, в Республике и в разных городах России.В школе патриотическое воспитание ведётся по всем направлениям учебной и организационно-массовой деятельности, что способствует развитию чувства ответственности и гордости за свою Школу, Семью, Город, Республику и Страну.
Таким образом, роль духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования очень высока. Учреждения дополнительного образования совместно с семьей и школой способны стать для детей не только мощным заслоном от негативных влияний улицы, но и нравственной школой жизни. Дополнительное образование с его гибкостью, ориентированностью на развитие творческого потенциала каждого ребёнка представляет собой ту сферу, в условиях которой возможно духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю человека. В то же время, главной целью воспитательной системы в учреждения дополнительного образования является создание условий для поддержки и активизации личностного и духовно-нравственного роста воспитанников, формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, развития трудовых навыков, чувства ответственности за свою жизнь и жизнь общества в целом, воспитание достойного человека, гражданина своего Отечества.