СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Введение …………………………………………………………. |
3-4 |
2 |
Цель и задачи …………………………………………………….. |
4 |
3 |
Технологическая карта интегрированного урока в _7__ классе по теме «Давление твердого тела» |
5 |
4 |
Структур урока………………………………………… |
7-13 |
5 |
Заключение ………………………………………………………. |
13 |
5 |
Список литературы ………………………………………… |
13 |
6 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1- 5 |
14-16 |
- Введение
Развитие личности обучающегося является главной задачей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).
Образование на сегодняшний момент стремится отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. ФГОС требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, связанной с изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Технология обучения в новых условиях требует, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает широкие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, в том числе и по физике. В измененных условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала нерентабельной. Проблема учительского коллектива – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Если обучающийся не научился сам ничего творить в школе, то и в жизни он всегда будет только копировать.
Поэтому главное для нас как учителей физики и математики не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка.
Для этого надо поддерживать и развивать интерес к предмету на всех этапах урока; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой,
с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых учащимися на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. В условиях ФГОС ООО, существенно меняется функционал урока , его форма и организация. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.
Требования нового стандарта у многих педагогов вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие из, предложенных в учебнике, задания целесообразно отобрать для урока? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Выполняемая проектная работа поможет разработать методические рекомендации построения модели современного урока, на основе сравнительной характеристики традиционного и современного уроков, в условиях реализации ФГОС ООО. Осознанию основных критериев современного урока, способствует осмыслению критического мышления, собственного уровня профессиональной деятельности и необходимости повышения уровня самообразования, повышению интереса педагогов к современным педагогическим технологиям.
- Цель проекта: разработать интегрированный урок, в условиях реализации ФГОС ООО, ориентированного на результат (развитие навыков естественнонаучной грамотности, связанных с программой PISA)
Задачи:
- изучить основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности в исследовании PISA;
- разработать интегрированный урок (физика и математика) по теме «Давление твердого тела», 7 класс;
- Технологическая карта интегрированного урока по физике и математике
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||
Знать: формулы давления, силы, площади. единицы измерения, метрическая система, Понимать: необходимость важности единиц измерения при решении практических задач Уметь: применять знания в повседневной жизни. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Приёмы саморегуляции. Составление плана, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. |
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, поиск и выделение необходимой информации, Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Рефлексия собственной деятельности. действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Информационная культура учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость |
Класс: 7 класс
Дата: ……….
Предмет: физика и математика
Тема урока: Давление твердых тел
Тип урока: интегрированный урок повторения по теме «Давление твердых тел»
Оборудование: проектор мультимедиа, Smart-доска, 3 ноутбука, напольные весы, динамометр кистевой, маршрутные листы.
Цель урока: Организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации;
- закрепление усвоения информации;
- контроль усвоения информации;
- приобретение новых умений и навыков, применение их на практике;
- формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: Изучение учащимися предметного содержания урока по теме: «давление твердых тел»
Образовательные: формировать умения анализировать, сравнивать, перносить знания в новые ситуации. Закрепить знания о единицах измерения даления, силы, площади, формул площади, давления и силы. Формирование практических навыков вычисления площади, нахождения давления;
Развивающие: развитие умения строить самостоятельные высказывания в устной речи, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логического мышления,
Воспитательные: воспитание чувства уважения к собеседнику; воспитание интереса к предметам математика и физика через расширение кругозора учащихся, осуществление межпредметных связей.
Формируемые УУД:
Регулятивные: умение ставить цель урока, определять его задачи; составлять план действий на уроке; объективно оценивать правильность выполнения своих действий на уроке. Планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, вносить коррективы в свои действия с учетом сделанных ошибок. Осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные: умение работать в паре, группе, умение слушать и слышать одноклассников и учителя, умение высказывать свое мнение в виде развернутых предложений.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, находить ответы на вопросы, добывать новые знания, , используя ИКТ-технологии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Достижение планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
- Структура урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Скриншоты используемых на уроке ресурсов |
Организационный момент. |
Положительный настрой на урок. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, объясняет, как работать с маршрутной картой учащегося (Приложение 1) |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала |
Определение темы, цели и задач урока. |
Мотивация к учебной деятельности. Нацеливает на систематизацию учебного материала и применение имеющихся знаний для решения учебных и практических задач. |
Просмотр видеоролика о давлении твердого тела. Формулируют тему урока, цель, задачи и план своей деятельности. |
|
Актуализация ранее изученного материала |
Повторение и актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание» |
Контролирует выполнение задания. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и записывают ответы в маршрутной карте. (задание №1) Вопросы в Приложение№3 |
|
Контролирует работу обучающихся в маршрутных листах. |
обучающиеся, которые не справились с заданием получают индивидуальные карточки в качестве домашнего задания(Приложение 2) |
|||
Давайте вспомним известные нам единицы измерения |
Обучающиеся выполняют задание №2 на перевод единиц в систему СИ, записывают ответы в маршрутный лист (Перевод единиц измерения, работа с геометрическими фигурами, формулами, нахождение неизвестного компонента) |
|||
Повторение формул нахождения площадей геометрических фигур |
Обучающиеся записывают формулы площадей геометрических фигур, представленных на слайде(ответы заносятся маршрутный лист задания№3) |
|||
Выразите одну переменную через другую. |
На слайде представлена формула давления Р=F/S, обучающиеся составляют формулы для нахождения F, S (задание№4) |
F=? S=? |
||
Физкультминутка |
Для разрядки напряжения на уроке |
Физкультминутка Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево- Все мы делаем умело. Одну ногу поднимаем, этим площадь уменьшаем. А давление растет. |
Учащиеся выполняют упражнения. |
Снимается напряженное состояние |
Закрепление материала по теме урока. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. |
Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания». |
Учитель предлагает решить задачу с недостающими данными. Ребята, мы все с вами смотрим новости и в биржевых сводках при оглашении цены на нефть регулярно мелькает такая единица измерения, как баррель. Возникает вопрос:
(Приложение№5) |
Находят информацию в сети Интернет, используя сотовые телефоны 1 нефтяной баррель=160л Обсуждают ход решения задачи, решают и анализируют. 1. Массу добываемой нефти переведем в кг. 2. Найдем объем добываемой нефти, для этого массу разделим на плотность. 3. Найдем сколько баррелей нефти добывается в России в день, для этого объем добываемой нефти разделим на 1 баррель=0,16м3 4. Рассчитайте давление, которое оказывает 100 баррелей нефти на дно цилиндрического сосуда радиусом 2м. Обучающиеся решают задачу в маршрутной карте(задание№5). Приглашается один ученик решить данную задачу на интерактивной доске. |
|
Практикум. |
Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». |
Организует работу учащихся в парах над практическим заданием.
Работаем в группах, определяем давление для одного обучающегося из группы. Соревновательный момент. Воспитательный аспект. |
1.Найдем площадь кулака как площадь прямоугольника (умножим длину на ширину) 2.Измерим силу кисти руки с помощью динамометра. 3.Определим давление, разделив силу на площадь Соревнуются у кого больше давление Делают выводы, записывают ответы (задание№6) |
|
Рефлексия |
Оценка деятельности обучающегося на уроке. Подведение итогов урока. |
Учитель просит заполнить таблицу в маршрутной карте «рефлексия» |
Ученики заполняют таблицу в маршрутной карте |
|
Домашнее задание. |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы учащихся. (Приложение 4 ) |
Получают домашнее задание, задают вопросы учителю. |
|
Подведение итогов. |
Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке. |
Организовывает подведение итогов.
|
Заполняют лист самоанализа с комментарием. 4-5 учащихся озвучивают полный самоанализ. |
|
Дополнительная информация |
||||
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС: |
На уроке реализуются все виды УУД. Благодаря межпредметной интеграции, учащиеся осознанно переносят знания с одного предмета на другой, в результате чего получают целостностную картину мира. Повышается познавательный интерес, развивается логика мышления, формируется умение сравнивать, обобщать классифицировать, анализировать, синтезировать. На уроке учитель: 1. Мотивирует учащихся. 2. Формирует УУД, основываясь на опыт учащихся. 3. Формирует выполнение УУД включением в практику, организует самоконтроль деятельности учащихся на каждом этапе урока. На уроке ученики: 1. Самостоятельно озвучивают тему, цель и задачи урока. 2. Создает алгоритм действий на уроке. 3. Выбирает необходимые ресурсы. 4. Соотносит полученный и запланированный результат, планирует свою дальнейшую деятельность. На данном уроке прослеживается связь с математикой, физикой, экономикой, историей. |
|||
Ресурсы, оборудование и материалы |
|
|||
Список учебной и дополнительной литературы |
Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс» / А.В.Перышкин; сост. Г.А.Лонцова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 269, (3) с. (Серия «Учебно-методический комплект») |
|||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
Кулак: http://1ul.ru/upload/file/publication/rekfr_3216.jpg Кулаки: http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-2-12840435.jpg |
|||
Дидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ |
Видеоролик об истории возникновения единиц измерения: https://yadi.sk/i/6bwF4deRpfTH5 Презентация: https://yadi.sk/d/ZwmXNR_tpfSAd
|
|||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Просмотр видеофрагмента с заданием до просмотра. Работа со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. Восстановление логической связи между единицами измерения. Проблемный поиск в сети Интернет. Сравнение двух объектов. Исследование в форме эксперимента. Организация фронтальной, индивидуальной работы; работы в парах, группах. Практичность теории осуществляется через практические задачи, полезность которых очевидна. Обсуждение домашнего задания. |
|||
Ограничения на использование ресурса |
А.В. Перышкин. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), на основе рабочих программ по физике. |
- Заключение
Интегрированный урок «Давление твердого тела» будет содействовать реализации новых ФГОС, а именно:
- На уроке реализуются все виды УУД.
- Благодаря межпредметной интеграции, учащиеся осознанно переносят знания с одного предмета на другой, в результате чего получают целостностную картину мира.
- Повышается познавательный интерес, развивается логика мышления,
- формируется умение сравнивать, обобщать классифицировать, анализировать, синтезировать.
На уроке учитель:
1. Мотивирует учащихся.
2. Формирует УУД, основываясь на опыт учащихся.
3. Формирует выполнение УУД включением в практику, организует самоконтроль деятельности учащихся на каждом этапе урока.
На уроке ученики:
1. Самостоятельно озвучивают тему, цель и задачи урока.
2. Создает алгоритм действий на уроке.
3. Выбирает необходимые ресурсы.
4. Соотносит полученный и запланированный результат, планирует свою дальнейшую деятельность.
На данном уроке прослеживается связь с математикой, физикой, экономикой, историей.
- Список литературы
Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика 7 класс»,
«Физика 8 класс», «Физика 9 класс» / А.В.Перышкин; сост. Г.А.Лонцова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 269, (3) с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Интернет ресурсы:
http://1ul.ru/upload/file/publication/rekfr_3216.jpg
Кулаки: http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-2-12840435.jpg
Приложение № 1
Маршрутная карта обучающегося.
Тема: Давление твердых тел.
Ф.И.О………………………………………………………………….
Класс…………………………………………………………………..
№ Задания |
Запиши ответ на задание |
Количество баллов |
Самооценка (справился, справился не полностью, не справился) |
||||||||||||||
Сформулируйте тему урока, цель, задачи и план своей деятельности. |
|||||||||||||||||
Задание 1 |
|||||||||||||||||
Задание2 |
|||||||||||||||||
Задание3 |
|||||||||||||||||
Задание4 |
|||||||||||||||||
Задание5 |
|||||||||||||||||
Задание6 |
|||||||||||||||||
рефлексия |
|
||||||||||||||||
итого |
Приложение № 2
Задание № 2
20 см3= м3 |
0,2 дм2= м2 |
50 Н/см2= Па |
25 кПа= Па |
2,2 кН= Н |
Индивидуальная карта.
Ф.И.О……………….
Класс………………
30см3= м3 |
5 дм2= м2 |
20 Н/см2= Па |
4кПа= Па |
0,5 кН= Н |
Приложение № 3
Задание №1
Запишите развернутые ответы на вопросы:
|
Приложение № 4
Задание №6
Домашнее задание: Рассчитайте давление, производимое Вами на пол. Алгоритм действий: 1.Определите свою массу… m = ……кг 2.Рассчитайте свой вес Р = ………Н 3.Определите площадь подошв обуви известным способом, зная, что 1 клетка в тетради имеет s=25∙10-6 м2 S = ……………м2 4.Рассчитайте давление р =………Па 5 запишите ответ: |
Приложение № 5
Задание № 5
Решите задачу с недостающими данными. Ребята, мы все с вами смотрим новости и в биржевых сводках при оглашении цены на нефть регулярно мелькает такая единица измерения, как баррель. Возникает вопрос: • Сколько литров в 1 барреле нефти? • Найдем сколько баррелей нефти добывается в России в день (Получите недостающие данные с помощью сети Интернет, используя сотовые телефоны.) • Рассчитайте давление, которое оказывает 100 баррелей нефти на дно цилиндрического сосуда радиусом 2м. |