Аннотация: В работе рассматривается – тема познания себя детьми при помощи игры с песком. Тематика работы актуальна, востребована. Автором раскрывается понятие пескотерапии, даются практические рекомендации для работы с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия». Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, познать самого себя в игре.
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить!
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря
Чтобы жизнь вокруг была!
Т.М.Гробатенко
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
В чем особенности и преимущества этого подхода?
Один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов; фигура или сцена, построенная ребенком, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова- например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело; и особенно детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов. Технологии песочной психотерапии многофункциональны, они позволяют педагогу-психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, ребенок же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г.Юнг
Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической и психотерапевтической практике. Мы также пользуемся в своей практике методом игровой песочной психотерапии. На этой странице Вы можете найти ответы, и лучше понять, что такое песочная психотерапия. «Игра с песком формирует у человека особое мироощущение, освобожденное от обыденности и стереотипов. Те, кто считают игровую песочную терапию исключительно детским методом, ошибаются: даже и для взрослых подобная форма психологической работы еще более эффективна, чем для детей. Быть может еще и потому, что помогает реально ощутить полет фантазии и детскую радость открытия…» «Песок – великий Актер. То он – новые возможности человека; то становится его памятью; то играет роль непокорного разрушителя; то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно. В психологической песочнице ваш малыш, может увидеть свое АКТУАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ. Отражение внутренней реальности в данный момент. И это – Чудо». «В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых ребенок испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения». [3, 25]. Играя с символами и образами в песочнице, вы даете голос своему внутреннему Я,
предлагающему вам решения и обнаруживающему ответы, которые могут быть скрыты от вашего обыденного мышления
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Какой же принцип положен в создание игры с песком?
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или – в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии.
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: “Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.
Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, познать самого себя в игре.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
– развить более позитивную Я-концепцию;
– стать более ответственным в своих действиях и поступках;
– выработать большую способность к самопринятию;
– в большей степени полагаться на самого себя;
– овладеть чувством контроля;
– развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
– развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Как происходит песочная терапия?
Для занятия песочной терапией с ребенком требуется влажный и сухой песок, а также различные предметы, фигурки животных и людей. Выбрать с какими фигурами будем заниматься лучше предложить самому ребенку. Он выберет понравившиеся ему предметы. Затем все они размещаются им на подносе с песком. Располагать их на песке можно в любой последовательности ив любых позах. Время лучше не ограничивать, чтобы ребенок точно определился что и где должно быть. После того, как фигуры расставлены перемещать их уже нельзя.
Теперь можно рассмотреть полученную картину на песке и попросить ребенка охарактеризовать её, рассказать, почему именно так встали у него фигуры. Так вы сразу увидите, что все что сделал ребенок связано напрямую с событиями из его реальной жизни. Именно так, можно увидеть какие проблемы и в какой сфере существуют.
А зная проблему, можно уже начинать искать её решение.
Отличная поделка для занятий по развитию мелкой моторики, концентрации внимания и воспитанию эстетического вкуса у детей. Такой настольный песочный садик понравится не только малышу, но и родителям.
Материалы:
Картонная коробка, песок, галька, веточки хвои, вилка, лопатка, шпон, разные фигурки зверей, мебели.
Способ изготовления: Наш настольный песочный сад устроен в картонной квадратной коробке их под конфет. В качестве наполнителя мы взяли обычный песок. Для рисования по песку мы пользовались пластиковой маленькой вилочкой, а для разравнивания песка – пластиковой лопаткой для блинов. Чтобы разровнять всю поверхность – линейкой по размеру коробки.
Камни – морская галька. Хвойные деревья – маленькие веточки настоящей елки.
Заборчик и скамеечку мы сделали из кусочков шпона, склеивая их супер клеем, но можно смастерить и из спичек. После того, как мы склеили малые архитектурные формы (забор и скамейку) нам пришла идея, что не обязательно, то и японский сад делать. Можно их спичек сделать русский сруб, и хвоя нам подходит по климату. Так что не ограничивайтесь – включайте фантазию.
“В работе с четырехлетним ребенком, пришлось некоторое время объяснять, что это не песочница, и пересыпать здесь песок из формочки в коробочку не нужно. Копать лопаткой тоже нежелательно, да и камни закапывать нет необходимости. Некоторое время учились рисовать вилкой. Не так это просто, как кажется. Кстати, можно рисовать еще и зубочисткой. Симпатичные вензеля и кратеры вилкой не нарисуешь, а вот острой палочкой.
Пять шагов организации игрового процесса
- Первый шаг – демонстрация песочницы – «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
- Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок
– «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки». - Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
- Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.
- Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.
Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости.
Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.
Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. .
Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
- “скользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх–вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
- Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.
Автогонки. Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.
По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка (если ребенок уже знает буквы). Чтобы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем буквам по порядку. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Список литературы:
-
- Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное консультирование». М.,2000
- Бескалько И.Г., Гильяшева И.Н. «Проективные методы». Л.,1983
- Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Т.М.Грабенко «Чудеса на песке». М. 2012
- Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах». М.-Воронеж,1995
- Юнг К.Г. «Психотренинг».М.1999