Пермякова Мария Николаевна,
Уфимцева Анна Федоровна
воспитатели
МБДОУ детский сад №35 «Лейсан»
г. Елабуга, Республика Татарстан
Цель: Знакомство с первоначальными значениями ментальной арифметики.
Задачи:
- Развивать внимательность, логику, мышление, речь.
- Закрепить знание геометрических фигур
- Закрепить счет, цвет, ориентацию в пространстве.
- Познакомить с первыми навыками счета на абакусе.
Вид: познавательно – игровой.
Приемы: вопросы, указания, напоминания, поощряющая оценка.
Методы: игровые, словесные и наглядные.
Раздаточный материал: образец ракеты, блоки Дьенеша, 6 веселых планшетов, пазлы, абакусы.
Оборудования: Презентация на экране, абакус большой, мольберт.
Предварительная работа: изучение геометрических фигур, счета, цвета.
Ход игрового мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?
Дети: – Исәнмесез, ….Әйбәт, рәхмәт.
Воспитатель: Ребята, пожелаем доброго дня на татарском языке.
Хәерле көн миңа,
Хәерле көн сиңа,
Хәерле көн барыбызга да.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю познакомиться, передавая мяч друг другу.
Мин Мария Николаевна, син кем?
Воспитатель: Отлично вот мы и познакомились!
1 слайд со звуком летят инопланетяне.
Воспитатель: Ребята, внимание на экран.
2 слайд. Здравствуйте, мы пролетали мимо и хотим вас пригласить на планету «Менар», но вам необходимо пройти «Звездный путь».
Воспитатель: Вы готовы пройти звездный путь и отправиться на планету «Менар»?
Дети: Да
Воспитатель: How can we travel?
Дети: We can travel on bikes, by car.
Воспитатель: Ребята, на каком транспорте мы отправимся? Какой транспорт самый быстрый?
Дети: Ракета.
Воспитатель: Но у нас ракеты нет. Что же будем делать?
Дети: Мы можем построить ракету.
Воспитатель: Я предлагаю ракету построить вот так. Посмотрите на экран.
3 слайд (слайд ракеты)
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, к столам.
Внимание, перед вами лежат образец и блоки Дьенеша. Вам необходимо собрать ракету по образцу. Начинаем.
Молодцы, ребята, ракету мы построили! Предлагаю назвать цвета нашей ракеты на татарском и английском языке.
Воспитатель: Бу нинди төс?
Дети: Яшел.
Воспитатель: What color is it?
Дети: It is red.
Воспитатель: Yes very good. Пристегнем ремни безопасности. На старт, внимание, взлет!
4 слайд (звук, что мешает взлететь)
5 слайд (на экране звук инопланетянина: «Ха-ха-ха не получается взлететь? Это потому, что нужно знать код запуска двигателя ракеты.»)
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно:
Какая цифра стоит между 3 и 5 (4)
Какой по счету месяц март? (3)
Ребята, какой код у нас вышел?
Дети: (4,3)
Воспитатель: Здорово! 4,3 ВЗЛЕТ!
6 слайд (взлет).
Воспитатель: Мы летим. Ребята, достаем бинокль, смотрите как здесь красиво,
вы видите самую яркую звезду?
Дети: Да.
Слайд 7 звезда
Воспитатель: Это звездная станция. Приземляемся, встаем плечо к плечу в ряд со мной.
1) Станция «Математический диктант»
Воспитатель: Ребята, вспомним, где у нас левая рука, поднимите ее наверх, где у вас левая рука? Подарите друг другу аплодисменты!
А сейчас внимание, перед вами белое поле, а у вас на футболках геометрические фигуры, внимание, я даю вам команду (каждой фигуре), и вы перемещаетесь.
Например, у меня красный руг, и я должна встать в правый верхний угол.
А теперь синий круг встань в правый верхний угол, зеленый квадрат в левый нижний угол, коричневый овал в правый нижний угол, ромб в верхний левый, прямоугольник оранжевый встань пожалуйста между синим кругом и овалом, треугольник желтый встанет между ромбом и квадратом. Посмотрите, какая фигура у нас получилась?
Дети: У нас получился прямоугольник.
Воспитатель: Правильно, у вас получился прямоугольник!
Первую станцию прошли.
Слайд 6
2) станция «Веселый планшет»
Воспитатель: Внимание, ребята, на столе планшет. Вам нужно посчитать кольца зеленого, оранжевого, синего цвета и переместить фишку такого же цвета на такую цифру. Считаем вместе со мной кольца зеленого цвета на татарском языке.
Дети: Бер, ике, өч.
Воспитатель: Передвигаем фишку к цифре 3. На английском языке считаем кольца оранжевого цвета.
Дети: One, two, three, four…
Воспитатель: Передвигаем фишку к цифре 4, и считаем на русском кольца синего цвета
Дети: Один.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас проверим, правильно ли мы посчитали, перевернем карточку и посмотрим совпадают цвета с цветом фишек.
3) станция «Собери пазлы»
Воспитатель: А чтобы полететь дальше, нам нужно узнать какая следующая станция. У вас под планшетом лежит часть картинки, берите свою часть и пробуем собрать.
Слайд 7 мелодия.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и очутились на планете «Менар».
слайд 8 планета
Воспитатель: Предлагаю сесть на стульчики и разглядеть эту планету.
Образ Царицы математики.
Воспитатель: Ребята, мы на планете «МЕНАР», ментальная арифметика помогает быстро научится считать в уме. С помощью волшебного инструмента Абакуса.
Посмотрите, пожалуйста, из чего состоит абаку. Абакус состоит из рамки, перекладины, спиц и косточек.
Перекладина служит разделением косточек. Косточки верхние и нижние. Нижние косточки мы поднимаем большим пальчиком, а опускаем указательным. Удивительно, где же цифры, хотите узнать, где спрятались цифры?
Я поднимаю к перекладине одну косточку большим пальчиком это и есть цифра 1. Затем я ее опускаю вниз, на абакусе 0 цифр. Внимание одновременно поднимаю к перекладине 2 косточки – это цифра 2. Опускаю указательным пальчиком на абакусе снова 0.
Ребята, как вы думаете, где будет цифра 3?
Дети: Нужно поднять три нижние косточки.
Молодцы одновременно поднимаем 3 косточки — это цифра 3. Опускаем.
И цифра 4 одновременно поднимаем 4 косточки.
А сейчас мы с вами вместе посчитаем цифры.
Не забываем про пальчики, оставляем большой и указательный остальные пальчики спрячем вот так:
Цифра 1
2
3
4
Вы хотели бы узнать, где спрятались остальные цифры?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, я предлагаю встретится еще раз и узнать где же спрятались все остальные цифры.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
А что больше всего вам запомнилось?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы,
Ребята, нам пора возвращаться на нашу планету «Земля»
Садимся в ракету и вперед. (демонстрирую ракету)