Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так и во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что современная школа, равно как и процессы преподавания иностранного языка в ней переживают этап своего качественного преобразования и обновления. Этот этап связан с переосмыслением образовательной концепции, усилением личностно-образующей составляющей учебного процесса.
Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с профессией автора исследования, использующего в своей практической деятельности нетрадиционные формы проведения занятий и разнообразные средства обучения с целью повышения эффективности учебного процесса.
Современная специфика языкового образования как процесса состоит в совершенствовании развития учащихся и в реальной коммуникации, мотивации в изучении языков и культур. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность школьников, а именно – современные нетрадиционные формы урока. Всеми перечисленными обстоятельствами и объясняется выбор темы и объекта исследования.
Настоящая работа представляет собой описание современных нетрадиционных уроков иностранного языка, изучение особенностей нетрадиционных форм проведения занятий, а также анализ их структурного построения.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в учебных заведениях.
В качестве предмета исследования выступают современные нетрадиционные формы урока иностранного языка.
Цель исследования заключается в систематизации теоретического и практического опыта работы современной школы относительно специфики уроков иностранного языка и в определении роли использования нетрадиционных методов обучения.
Глава I. Урок как основная форма учебного процесса
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в современной школе в качестве основной организационной формы обучения. Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Типология и структура уроков
Структура урока и формы организации учебной работы имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация знаний, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе они выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и как компоненты дидактической структуры урока. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими. Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового.
Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации типов уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. К таким занятиям следует отнести: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, урок-игру, метод проектов, видеоурок и другие. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение кругозора по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Процесс использования нетрадиционных методов при обучении иностранному языку способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Именно нетрадиционные формы урока выбраны и отмечены в данной исследовательской работе.
Эффективность современного урока достигается при условии решения всего круга поставленных задач, изучении индивидуальных особенностей детей, концентрации внимания и мышления учащихся на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов. Поэтому одним из главных направлений совершенствования урока является реализация дидактических принципов, выбор рационального сочетания методов обучения, различных форм организации обучения, обеспечение оптимального уровня трудности при соблюдении принципа доступности обучения. В целях совершенствования урока следует также выявлять и обеспечивать создание оптимальных учебно-материальных и морально-психологических условий для успешной организации учебно-воспитательной работы на уроке.
Глава II. Современные нетрадиционные формы проведения урока
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Нетрадиционный урок – урок, имеющий специфическое построение с использованием игр, сюрпризов и т.д. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка, а так же развивать их творческую сущность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На уроке-спектакле, уроке-путешествии, уроке-игре, уроке-празднике и на других нетрадиционных уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
– осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
– обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
– предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Нетрадиционные формы урока должны отвечать следующим требованиям:
– создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
– стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими (детьми) успехов в обучении;
– затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
– учитывать потребности ребенка и поэтому обеспечивать многообразие и частую смену приемов и форм обучения;
– активизировать деятельность детей за счет использования игры как способа обучения/учения;
– делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, который осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
– создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
– постепенно научить ребенка работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
– предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Современный учебный процесс рассматривается как особым образом организованное общение, важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом. Результатом такого взаимодействия является освоение детьми речевого опыта в новом для них языке и приобщение с его помощью к новой культуре и национальным традициям в их сопоставлении со своим национальным и речевым опытом в родном языке. Личностно-ориентированная образовательная концепция ставит в центр образовательной системы ребенка/ученика и интересы его развития и нацелена не на формирование личности ученика «в заданном русле» (как это считалось ранее), а на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность, свои природные силы.
Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть субъект учебной деятельности.
Использование нетрадиционных форм урока (урок-спектакль, урок-путешествие, урок-игра, урок-проект, урок-мюзикл, урок-экскурсия, урок-праздник и др.) обеспечивает постоянный интерес учащихся к иноязычно-речевой деятельности, к предмету «ИЯ», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения. При этом важно не только то, как говорит ученик на иностранном языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспринимаемая на слух информация для него личную значимость.
Новые социально-экономические условия развития российского общества, процессы интеграции в различных сферах жизни делают востребуемым изучение иностранных языков как средство межкультурного, делового и личностного общения.
Уроки иностранного языка имеют свою специфику. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.
Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Как известно, целью обучения иностранному языку является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы урока иностранного языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий “снимают” традиционность урока, оживляют мысль.
Библиография
- Ариян, М.А. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / М.А. Ариян, О.Г. Оберемко, А.Н. Шамов. – Н. Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2004. – С. 142-146.
2. Березникова, Е. Драматизация и инсценирование как средство повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка / Е. Березникова // Первое сентября. – 2009, № 14.
3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
4. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с. – (Методика).
5. Димент, А.Л. Тематические вечера на английском языке / А. Л. Димент. Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1998. — 64 с.
6. Колкова, М.К. Обучение иностранным языкам в школе и вузе / М.К. Колкова. – СПб.: «Каро», 2001. – 240 с.
7. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
8. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1981.
9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко. – Минск, «Высшая школа», 2001. – 401 с.
10. Кулик, Д.Ю. Английский язык. Предметная неделя / Д.Ю. Кулик. – Пособие для учителей. – Минск, Новое знание, 2009. – 152 с.
11. Леонтьева, О. Сыграем? / Когда кончаются уроки / О. Леонтьева // Первое сентября. 2006, № 4.
12. Семенова, Т.К. Ролевые игры в обучении иностранному языку / Т.К. Семенова, М.В. Семенова // Иностранные языки в школе. 2005, №1. – С.16-18.
Интернет-ресурсы
25. Варина, Е.Д. Внеклассная работа по иностранному языку: цели, задачи, формы, содержание [Электронный ресурс] // http://engblog.ru
26. Жильцова, Н.Н. Использование компьютерных технологий во внеклассной работе при изучении иностранного языка [Электронный ресурс] // http://www.rusedu.info.ru
27. Ковшов, Е.А. Нетрадиционные уроки в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // http://mirrabot.com/work/work_39065.html
28. Окунева, О.Ю., Васильева Л.А. Усиление мотивации при изучении английского языка [Электронный ресурс] // http://multikulti.ru
29. Прашкович, Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: диссертация кандидата педагогических наук: [Электронный ресурс] // http://www.libra.ru
30. Трофимова, Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка [Электронный ресурс] // www.it-n.ru
Приложение
Коэффициент в экспериментальной группе повысился с 60% до 73%, а в контрольной группе коэффициент остался неизменным – 67%. На основании сопоставления исходного и итогового коэффициентов можно утверждать о том, что введение в эксперимент нового условия – систематического использования нетрадиционных форм урока иностранного языка – позволило повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся экспериментальной подгруппы.
Все результаты исследования наглядно представлены в приведенном ниже рисунке, где уровень знаний, умений и навыков учащихся экспериментальной и контрольной групп выражен в процентном соотношении до и после эксперимента по отношению к 100% . На диаграмме четко видно, насколько вырос уровень в группе экспериментальной, и остался прежним в группе контрольной:
Предэкспериментальный и постэкспериментальный уровень знаний, умений и навыков учащихся
Следовательно, предположение о том, что использование нетрадиционных форм проведения занятий и разнообразных средств обучения иностранному языку способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса, – реализовано и подтверждено на практике.