Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования считается «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Вследствие чего была замечена острая надобность в особой организации коррекционного процесса для успешной подготовки дошкольника к обучению в школе. В связи с этим готовность к школьному обучению располагается в зависимости от своевременного преодоления нарушений в речевом развитии.
Согласно целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС, ребенок на рубеже окончания дошкольного образования обязан довольно хорошо обладать устной речью, применить для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, имеет возможность выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Тем более это актуально для детей с ОНР в силу своих индивидуальностей их психо-речевого развития.
У воспитанников с ОНР не считая нарушений всех сторон речевой системы прослеживается и недостающая сформированность психических процессов. Этим детям довольно не просто сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают принимать предлагаемый учебный материал. Как же педагогу удержать интерес ребенка, сосредоточить его внимание, обеспечивая при этом коррекционную работу и всестороннее развитие?
В связи с представленной задачей логопеды ищут новые подходы, технологии и методы для устранения дефектов речи. Современные логопедические технологии – это лишь дополнение к общепринятым, испытанным периодом временем технологиям, но позволяющие добиваться увеличения качества логокоррекционной работы. Принципиально обозначить, собственно, что логопедическая работа с внедрением современных технологий имеет дифференцированное назначение. Еще учитываются компенсаторные возможности ребенка.
Исходя из образовательных потребностей воспитанников с ОНР, мы пользуемся следующими современными технологиями: телесно ориентированные техники, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Подключение телесно ориентированные техники, как технологию здоровьесбережения воспитанников, в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами имеет возможность более результативно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересным. Вследствие этого на занятиях используем следующие техники: биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук), упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения, самомассаж с внедрением необычного оборудования, гимнастика для глаз, мимическая разминка, пальчиковый бассейн, кинезиологические упражнения.
Телесно-ориентированная технология базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных выражениях вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Основной задачей телесно-ориентированной технологии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря которым развивается подвижность и закрепляются силы не только на физическом, но и на психическом и эмоциональном уровнях.
Таким образом, телесно-ориентированная технология, как разработка здоровьесбережения, призвана помогать в управлении процессами развития и восстановления физического, психического, духовного и социального здоровья воспитанников, гарантирующие формирование необходимости быть здоровыми.
В группу передовых технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным нюансом в развитии личности является воплощение индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам, т. к. именно он предполагает ранее выявление предрасположенностей и возможностей детей, создание условий для становления личности.
В концепции образования дифференциация рассматривается как составная доля и важное условие гуманизации и демократизации образования. В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику нашей работы. Цель дифференцированного обучения – обеспечить любому ребенку – логопату условия для корректировки, для максимального развития его возможностей, удовлетворения познавательных необходимостей и интересов в процессе усвоения им содержания образования. В основу дифференциации положена теория дифференцированного обучения на логопедических занятиях – это часть совместной дидактической системы, которая гарантирует специализацию учебного процесса для различных групп детей, в частности задания в системе дифференцированного изучения подбираются, как правило, всевозможные, по типу усложнения, с учетом знаний и умений групп детей – логопатов. При этом всякий ребенок, при наличии внутренней мотивации имеет вероятность перехода из легкой категории выполнения заданий в более сложную.
Внедрение компьютерных технологий в процессе корректировки речевых нарушений позволяет группировать коррекционные и учебно – развивающие задачи логопедического воздействия, брать во внимание закономерности и особенности психо-физического развития ребят. В процессе коррекционной работы случается развитие словаря и грамматического строя речи. При традиционной системе изучения ребенок не всякий раз может использовать полученные знания в ситуации общения. Общение с компьютерными героями помогают развитию коммуникативных возможностей у детей за счет того, что специально подобранные задания побуждают ребенка вступить с ними в диалог: человечек из компьютера подбадривает, хвалит малыша при верном выполнении поручения: – Хорошо! а, в случае если не все выходит: – Не унывай! – Попробуй еще! Анимация, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательное направление упражнений, игровая интерактивная конфигурация подачи материала, простота в управлении поможет увеличению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям и в последующем – успешном преодолении речевых нарушений.
Электронные тренажеры и игры в нашей практике предполагают собой единый методический комплект, поддерживающий коррекционно-развивающий процесс на всевозможных этапах обучения и в целом – содействовать увеличению эффективности процесса преодоления речевых нарушений и развития познавательных процессов у детей-логопатов.
Особенное пространство в личной практике уделяем работе с интерактивной доской, которая позволяет применить безграничное количество методик в работе с детьми, увеличивает их внимание к учебным заданиям, увеличивает уровень отдачи усвоение материала.
Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы. Технологический подход гарантирует достижения дошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе. Владение современными образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет также повышать свой профессиональный уровень.
Литература.
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов на Дону; изд. Феникс, 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов на Дону; изд. Феникс, 2011.
- Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008.
- Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграфсервис, 2004.
- Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.