Давыдова Татьяна Вячеславовна,
Хуснутдинова Гульнара Абраровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №129 «Белоснежка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цель: поддерживать интерес к занятиям по ФЭМП и создавать все условия в ДОУ для всестороннего развития личности ребёнка, готового к достижению цели.
Обучающие задачи:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах, временные представления. Упражнять детей в прямом и обратном счете; в решении логических задач, работе с головоломками. Учить детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Развивающие задачи:
Развивать умственные способности детей, любознательность, логическое и пространственное мышление, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми и педагогом, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Методические приемы:
– Игровой
– Наглядный (использование иллюстраций).
– Словесный (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей).
– Анализ занятия.
Оборудование: доска, мяч, геометрические фигуры и геометрические тела, карточки с цифрами и буквами, головоломки «Складушки» и «Слагалица», портрет Пифагора.
Предварительная работа :
- Подготовить раздаточный материал и демонстрационный.
- Решение задач на развитие логического мышления.
- Знакомство с игровым набором «Мир головоломок»
ХОД ООД:
Дети проходят в группу, педагог обращает внимание детей, что они будут говорить о математике. Всем известно, что Математика очень важная и нужная наука. Математика-это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику тот тренирует свой ум.
– Ребята, что же изучает математика? (ответы детей)
– Правильно, математика изучает числа, форму, величину. Ребята, а вы знаете как появилась математика, и кто ее придумал? (педагог обращает внимание детей на портрет и ведет беседу, знакомит детей с портретом древнегреческого математика Пифагора и рассказывает о нем)
– Ребята, это греческий математик Пифагор. Он жил очень давно в древней Греции. Пифагора считают отцом современной математики. Пифагор был основателем школы математики в Древней Греции. Он один из первых математиков доказал, что наша Земля имеет круглую форму.
Ребята, я приглашаю вас вместе со мной провести программу “Математика – лучше всех” и мы будем говорить о математике. Вам знакома такая программа? В эту программу приглашают талантливых, умных, способных, одним словом самых лучших детей. Ребята, вы очень способные и вам нравится математика и возможно когда-нибудь кто-то из вас станет великим математиком. (Мне бы очень этого хотелось). Вы согласны стать участниками программы? (Да). Тогда я – ведущая программы. В конце нашей программы также будет приятный сюрприз. В нашей программе вам нужно пройти не только математические испытания и правильно выполнить все задания, а еще мы узнаем кто у нас самый внимательный, любознательный. умный и активный.
Итак, готовы к испытаниям? (Да). За каждое испытание вы получаете карточку с буквой и в конце программы вы должны составить слово из этих букв.
Предлагаю начать нашу передачу с математической разминки.
Разминка «Не зевай, на вопросы отвечай!» (Игра с мячом)
Дети встают в круг, педагог бросает одному из детей мяч и одновременно задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу, отвечая на вопрос.
– Сколько дней в неделе?
– Назовите их!
– Какой сегодня день недели?
– Какой он по счету?
– Назови третий день недели!
– Вчера был какой день недели?
– Назовите 3 дня подряд (сегодня, завтра, послезавтра), не называя дни недели.
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
1 испытание “Игра “Вопрос- ответ”
- Вспомнить порядковый счет от 1 до 20
- Вспомнить порядковый счет от 10 до 1 (счет на тат.яз. УМК)
- Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 5 до 9
- Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
- Назовите соседей чисел 3,5,7,9
- Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
- Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9
- Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8
- Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
- Назовите последующее число чисел 2, 5, 9
– Ребята, посмотрите на столе лежат цифры и все цифры перепутались и нарушен числовой ряд 1-10. Поможем расставить их на места?
(дети расставляют числа по порядку от 1 до 10)
– Молодцы справились с математическим испытанием, получите букву “П” Какая эта буква? (инд. ответы на вопросы)
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
2 испытание : игра головоломка «Слагалица»
Слагалица, слагалица – умная игра.
Семь элементов разных в коробке собрала.
Картинки вы по схеме выложить спешите!
Животных, птиц, предметы скорее повторите!
(дети выполняют задания)
А теперь фантазию свою вы проявите.
Придумайте сами и без схемы соберите!
– Проверим что у Вас получилось. (рассматривают вместе картинки выложенные из деталей головоломки, пытаются угадать образ)
– Молодцы, справились и с этим испытанием. Молодцы, отлично справились. Получайте букву “И”. Назовите ее. Жители домика желают вам удачи в следующих испытаниях
– Ребята, предлагаю вашим глазам отдохнуть.
Зрительная гимнастика
Чтобы глазки не болели, сделаем зарядку.
Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем мы налево.
Что там? Это же квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
Влево, вправо посмотрите.
Поищите. Что это? Это-круг.
Вот он где, любимый друг.
Вниз глазами поведем,
Что мы там найдем?
Это – треугольник.
А где – прямоугольник? (на потолке)
– Ребята, а как называются эти фигуры? (геометрические) А эти предметы (дети называют шар, куб, цилиндр, конус и т.д.) можно назвать геометрическими фигурами? (НЕТ). Почему? (Это геометрические тела). Чем отличаются геометрические тела от геометрических фигур. (плоские, объёмные)
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
3 испытание “Складушки”
Девять фишек у игры. Карточки с заданием.
Квадраты в руки поскорей возьмите, выполните указание!
К части круга по углам по цвету пару подберите,
Красный, синий, жёлтый круг поскорей воссоедините!
(Дети работают с головоломкой «Складушки»)
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
Педагог обращает внимание детей на выполненное задание (индивидуально), хвалит и вручает букву и называют ее “Р”.
Проводится физминутка:
(Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.)
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
с друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
4 испытание “Время для шутки”
– Здесь нас ждут хитрые задачки
- Было на столе 5 стаканов с компотом, папа выпил 1 стакан компота. Сколько стаканов осталось на столе?
- Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа)
- Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
- У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8)
- У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
- Сколько рогов у 3-х коров? (6)
- Сколько концов у одной палки? (2)
- Если собака выше кошки, то кошка (ниже собаки)
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки)
- Если река шире ручья, то ручей (уже реки)
- Педагог выкладывает на доске картинки, дети должны определить лишнее по математическому признаку (МЯЧ, ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, БАНАН.) (банан – он не круглый)
Молодцы и с этим испытанием справились, получайте букву “З”
– Ребята вы успешно прошли все математические испытания, и наша программа подходит к концу предлагаю вам сложить буквы определить слово.
Педагог переключает внимание детей на доску и предлагает разгадать ребус:
2, 4,1, 3
Р,З,П,И
Дети составляют слово: ПРИЗ
Итак, наша передача подошла к концу, хочу вас похвалить и благодарю за любознательность, за умные ответы и т.д. и вручаю вам свой комплимент в виде ПРИЗА (шоколадные медали).
– Ребята, вам наша передача понравилась?
– Что для вас было интересным?
– Что нового вы узнали?
– Какое испытание было самым трудным? т.д.
Детям предлагается упражнение “Комплимент”.
Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое комплименты? Это похвала, выражение одобрения, уважения или восхищения- это любезные, приятные слова. Ребята, а вам кто больше понравился на передаче? Почему?
Звучит муз. заставка из передачи “Лучше всех”
Список литературы.
1. Белошистая А.В., Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике.
2. Методические рекомендации к игровому набору «Мир головоломок»
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 6-7 лет. Часть 2.