Тема |
«Волшебный мир головоломок» |
Цель |
Создать условия для развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности |
Воспитательные задачи |
– Способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля; – Поддерживать совместную инициативу детей в игровой деятельности. |
Развивающие задачи |
– Продолжать развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать педагога, самостоятельно планировать и правильно оценивать результаты своих действий; – Продолжать развивать речевую активность детей, умение отвечать на поставленный вопрос, опираясь на свой практический опыт; – Продолжать развивать пространственные представления; – Способствовать развитию интереса к математике, к играм-головоломкам. |
Образовательные задачи |
– Уточнить знания об известных геометрических фигурах и их элементах; – Закрепить умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам. |
Планируемый результат |
Дети легко идут на контакт со взрослыми, умеют слушать воспитателя, отвечать на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками, у детей закреплены знания о геометрических фигурах и их элементах, они умеют воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, имеют пространственные представления. |
Методы и приёмы |
– Наглядные (на экране демонстрация образцов, из которых дети будут составлять цифры, картинка лисы, геометрических фигур); – Словесные (беседа о школе, геометрических фигурах); – Практические (игра с мячом «Вопрос – ответ», составление цифр и изображения лисы из деталей игры-головоломки «Танграм», игра малой подвижности «Встань в фигуру», игра-эстафета «Кто быстрее составит картинку»). |
Оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения ООД |
– Оборудование: экран, проектор, ноутбук, 2 мольберта, 5 столов для детей, музыкальный центр, USB-флеш-накопитель с записью 4 различных мелодий, аудиозапись «Чему учат в школе» (В.Шаинский, М.Пляцковский). – Раздаточный материал: на тарелочках игра-головоломка «Танграм», карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка. – Демонстрационный материал: изображение цифр и лисы из деталей игры-головоломки «Танграм», геометрических фигур (круг, треугольник, овал, 2 круга) на экране. – Дополнительный материал: мяч, 2 набора игры-головоломки «Танграм» на магните, подготовленная презентация. |
Словарная работа |
Танграм, эстафета, мольберт, головоломка |
Предварительная работа |
Игры детей с игрой-головоломкой «Танграм», д/и «Найди такую же фигуру», рассматривание геометрических фигур, иллюстраций-образцов игры-головоломки «Танграм» и упражнение в их собирании, проведение игр-эстафет, беседы о днях недели, геометрических фигурах, решение примеров и задач. |
Структура ООД |
I. Вводная часть 1) беседа о школе (3 мин) II. Основная часть: 1) игра «Вопрос – ответ» (4 мин) 2) игра «Составь цифру» (5 мин) 3) игра «Найди место геометрической фигуры» (6 мин) 4) игра малой подвижности «Встань в фигуру» (4 мин) 5) игра-эстафета «Кто быстрее составит картинку» (5 мин) III. Заключительная часть – рефлексия (3 мин) |
Ход образовательной деятельности:
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Условия социальной ситуации развития |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационный и мотивационный момент) |
|||
Под музыку «Чему учат в школе» (В. Шаинский, М.Пляцковский) дети заходят в зал, встают в круг. |
– Ребята, совсем скоро вы пойдёте в первый класс – и станете кем… – Скажите, а вы в школу хотите идти? – А для чего дети ходят в школу? – А кто вам будет помогать получать знания? – Скажите, как должны вести себя ученики на уроке? – Всё верно, правила поведения на уроке вы знаете. А между уроками есть перемена, для чего она? – Как вы думаете, в школе дети дружат между собой? – Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь. – Молодцы вы мне много интересного рассказали о школе, а я хочу предложить вам поиграть сегодня в школу. Вы согласны? – Я буду учителем, а вы учениками. Итак, приглашаю всех в класс! |
Индивидуальные ответы на вопросы педагога: – Мы будем первоклассниками, школьниками. – Да. – Чтобы учиться читать, писать, решать задачи, получать знания. – Учитель. – Быть внимательными, не отвлекаться и другим не мешать, отвечать, поднимая руку. – Если долго сидишь, то устаёшь, на перемене можно походить, пообщаться с друзьями, поиграть, даже танцевать, но нельзя бегать, толкаться и кричать. – Да. – Да. |
Условия для развития у детей познавательных интересов, самостоятельности и инициативы. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Дети стоят в кругу, у воспитателя в руках мяч. |
– В школе утро начинается с зарядки, и мы проведём зарядку для ума. – Я вам предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Вопрос – ответ». Хотите сыграть? – На какую тему будем задавать вопросы? – Замечательно! Мне нравится! Начинаем! – Прекрасно! А теперь подойдите к тому, чей вопрос для вас был самым интересным. – Даша, напомни, пожалуйста, какой у Махфират был вопрос? – Молодцы! Все ваши вопросы были хорошими. |
– Да. – Дни недели; – Геометрические фигуры; – Можно решать примеры и задачи. Дети задают вопросы друг другу и отвечают на них. – Какая фигура имеет 3 угла? – Треугольник. – Сегодня какой день недели? – Вторник. – А если сегодня вторник, то какой день недели был вчера? – Понедельник. – На какую фигуру похоже солнце? – Круг. – Сколько будет, если к 2 прибавить 3? – 5. – Завтра какой день недели будет? – Среда. – Сколько углов у квадрата? – 4. – На ветке сидели 2 синички, 1 улетела. Сколько синичек осталось сидеть на ветке? – 1. – Назови выходные дни? – Суббота, воскресенье. – Чем отличается круг от треугольника? – У треугольника есть углы, а у круга нет углов. Дети подходят к тому, чей вопрос был интересным. – На какую фигуру похоже солнце? |
Условия для развития навыков учебной деятельности, речевой активности, умения отвечать на поставленный вопрос, опираясь на свой практический опыт. |
На экране цифры из танграма. |
Игра «Составь цифру» – Ребята, обратите внимание на экран. В школе, чтобы решать примеры и задачи, чтоб измерять длину и ширину, нужно хорошо знать цифры. Предлагаю вам самостоятельно составить любую цифру. – Ребята, что вы видите на экране? – Пройдите, пожалуйста, за столы. – Перед вами игра-головоломка. Рассмотрите детали. – Как называется эта игра? Кто помнит? – Сколько в ней деталей? – Назовите их. – А что вы сейчас будете делать? Как вы думаете? – Хорошо. Вы можете составить любую цифру, которая вам нравится. – Я вижу, что свои цифры вы уже составили. Обратите внимание на цифру, которую составил ваш сосед. Всё ли правильно он сделал? – Теперь назовите цифру, которую он составил. – Молодцы, ребята! Все справились. |
– Цифры Дети проходят за столы. Дети рассматривают детали. – Танграм. – 7. – 2 больших треугольника; – 1 средний треугольник; – 2 маленьких треугольника; – Квадрат; – Параллелограмм. – Из деталей игры танграм мы будем составлять цифры. Дети составляют цифру, которая им нравится. Дети проверяют цифру у соседа. Варианты ответов |
Условия для закрепления знаний о цифрах и их элементах. |
На столе каждого ребёнка карточки с геометрическими фигурами. |
– В школе много предметов, которые изучают ученики. Перед вами карточки с геометрическими фигурами разного цвета и расположенными в разных местах. Ваша задача найти место геометрической фигуры. |
Дети рассказывают, как располагаются элементы геометрических фигур на карточках: в правом верхнем углу синий круг, в левом верхнем углу – красный квадрат, в левом нижнем углу – зелёный овал, в правом нижнем углу – жёлтый прямоугольник, в середине – коричневый треугольник. |
Условия для развития пространственных представлений. |
Дети свободно стоят около воспитателя. |
– А теперь переменка, немного отдохнём, поиграем в игру малой подвижности «Встань в фигуру». – Сейчас будет звучать музыка, под которую вы будете передвигаться по залу. Как только музыка остановится, вам нужно будет объединиться так, чтобы образовалась геометрическая фигура, которую вы увидите на экране.
|
Под музыку дети выполняют соответствующие движения. Когда музыка останавливается, дети должны встать в фигуру, которую они увидят на экране: – круг; – треугольник; – овал; – 2 круга. |
Условия для совместной инициативы детей в игровой деятельности, для закрепления знаний о геометрических фигурах. |
Дети разделены на 2 команды. На экране изображение лисы. |
– В школе, ребята, есть такой замечательный предмет, как физическая культура. Школьники учатся быть быстрыми, сильными, ловкими и выносливыми. Я предлагаю вам тоже посоревноваться и поиграть в игру-эстафету «Кто быстрее составит картинку». – Посмотрите, вы уже разделились на команды. Команда 1 и команда 2. – Обратите внимание на экран. – На нём вы видите чьё-то изображение. Как вы думаете, кто это? – Сейчас, каждый из вас будет брать только 1 деталь лисы и располагать её на доске в соответствии с образцом. Затем, нужно будет вернуться к команде и только после этого побежит следующий игрок. Понятны правила игры? – Считаем, один, 2, 3! – Замечательно! Ничья! Победила дружба! Весело было, правда?! |
Дети смотрят на экран. – Лиса. – Да Дети считают. Дети подбегают по очереди, по одному, берут 1 деталь и прикрепляют к доске и затем возвращаются в свою команду. Игра продолжается до тех пор, пока изображение лисы не будет собрано. – Да. |
Условия для закрепления умения воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Дети свободно стоят около воспитателя. |
– Ребята, мы сегодня играли в школу! – Милана, что тебе больше всего понравилась? – А тебе, Анзор, какая игра понравилась? – Давид, что тебе показалось сложным? Почему? – Карим, в какую игру ты бы хотел поиграть вместе с родителями? – Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Я думаю, что вы будете очень прилежными учениками, и что, обучаясь в школе, вы узнаете много нового и интересного. |
Милана: Вопрос-ответ. Особенно, вопрос о геометрических фигурах. Анзор: Встань в фигуру, физкультминутка. Было очень интересно строить из нас 2 круга. Давид: Танграм. Когда мы составляли лису. Было очень весело наперегонки в неё играть. Карим: В Танграм. В этой игре есть ещё много картинок, которые можно составлять. Дети уходят с воспитателем в группу. |
Условия для умения правильно оценивать результаты своих действий. |