Тимофеева Татьяна Николаевна,
Горохова Оксана Петровна
воспитатели
МБОУ «НШДС №71» НМР РТ,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Цель: Формирование патриотического сознания и чувства гордости за свою страну,
Задачи:
обучающие:
– расширять кругозор дошкольников по лексической теме «Космос»;
– способствовать развитию умения высказывать предположения и делать простейшие выводы;
– создавать условия для накопления чувственного опыта, активизации речи, расширения словарного запаса детей;
развивающие:
– закрепить знания о планетах солнечной системы, людях, покоряющих космические пространства;
– развивать память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;
– закреплять умения следовать инструкциям педагога;
воспитывающие:
– воспитывать уважение к профессии космонавт, чувство гордости за достижения нашей Страны;
– воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, умение согласовывать свои действия.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о космосе, рассматривание видео презентацией теме «Звезды и планеты», беседа о первых покорителях космоса, чтение и беседы о космосе с показом иллюстраций, фотографий и т. д., рассматривание иллюстраций и портретов космонавтов, чтение отрывка из романа – сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»;
Методы и приемы:
– наглядные (презентации, видеопрезентации, …)
– словесные (рассказ педагога, беседа, проблемные вопросы)
– практические (показ педагогом способов выполнения задания, самостоятельная деятельность детей)
– игровые (игра-путешествие)
– частично – поисковые (эксперимент, опыт)
Материалы и оборудование:
листы бумаги синего цвета А-3, пластилин, плоскостные изображения ракеты и космонавтов;
тарелочки разного размера, молоко, шприцы с пищевыми красителями разного цвета, стаканчики с моющим средством; рисунок галактики для гимнастики для глаз; мультимедийная система; ракета с воздушным шаром для запуска.
Структура НОД:
I. Вводная часть: 2 мин.
– постановка цели занятия.
II. Основная часть: 25 мин.
– опыт: рисование на молоке (создание планет);
– блиц опрос по теме «Космос»;
– эксперимент «запуск ракеты»;
– презентация о героях, первооткрывателях космоса;
– физкультминутка
– сообщение новых знаний;
– релаксация;
– самостоятельная работа детей
III. Заключительная часть: 3 мин.
– итог
Ход НОД :
Воспитатель: Дети, посмотрите, как изменилась наша группа, сколько гостей сегодня к нам пришли, давайте поприветствуем их. Оглянитесь вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о космосе). Да, вы правы, сегодня мы поговорим о таинственном и загадочном космосе и людях, покорившим космос.
Воспитатель: Дети перед вами на столах тарелочки, в которые налито обычное молоко. Белое, как чистый лист бумаги, на котором можно порисовать. Попробуем? Для этого нам понадобятся красители разного цвета, тарелочки с жидким мылом и ватные палочки. Возьмите баночку с красителем любого цвета и аккуратно, как я, капните краску в молоко, возьмите другой краситель и так же аккуратно капните в молоко, сделайте то же самое с другим красителем. А теперь, возьмите ватные палочки и хорошенько обмакните в жидкое мыло. Опустите палочку в центр одной из получившихся клякс. Что происходит? Повторите то же самое с другими кляксами. Посмотрите, молоко начинает двигаться, капли краски разбегаются образуя круги. А теперь поводите палочкой по поверхности молока. Какие красивые, загадочные картинки получаются! Молодцы! Положите палочки.
На что похожи получившиеся рисунки? Почему? Какой формы планеты? Какие они по размеру? Посмотрите, планеты у всех получились разные. А есть ли в космосе одинаковые планеты? Сколько всего планет нам известно? Давайте их назовем ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон). Какая планета самая большая? Самая маленькая? Самая красная? Самая живая планета? Ребята, а могут ли планеты столкнуться друг с другом? Почему? Верно, все планеты и их спутники вращаются вокруг самой яркой звезды – Солнца. Вращение планет вокруг Солнца называется солнечной системой.
Воспитатель: Что такое космос? (Это бесконечное количество звезд, планеты, кометы, другие небесные тела). Космос бескрайний ему нет конца. Скажите, а на чем можно добраться до космоса?
Хотите посмотреть, как взлетает ракета? Приглашаю вас на космодром! Чтобы запустить в космос ракету нужно произвести обратный отсчет, сосчитаем от 10 до 1: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск! Ракета движется за счет … А кто управляет ракетой?
Присаживайтесь на ковер, приглашаю вас в космическое путешествие, посмотрим, как все начиналось.
Слайд 1. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Человек всегда мечтал подняться к звездам, к солнцу. Его тянула тайна вселенной, космоса.
Люди изобретали воздушные шары и другие летательные конструкции, но ни одно изобретение не могло достичь космического пространства.
Слайд 2. Дорогу в космос открыла всему человечеству наша страна. Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Сергеем Павловичем Королевым. Он первый в мире создал космический корабль, который смог подняться в загадочный космос.
Полет в космос тогда был полетом в неизвестность. Как встретит космическое пространство живое существо не знал никто.
Слайд 3. Поэтому наши ученые на космическом корабле отправили собак, сначала полетела Лайка, а потом…. ответы детей…(Белка и Стрелка) Белка и Стрелка пробыли в космосе 25часов, после полета они были здоровыми и жизнерадостными.
Слайд 4. А 12апреля 1961года впервые с космодрома Байконур в небо стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Я уверена, что вы знаете первого в мире космонавта покорившего космос! Вот что рассказывал Гагарин о своем полете: « Земля…Красота какая! Небо очень черное. Земля голубая. Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» Для каждого землянина Юрий Гагарин был и остается легендой, героем. А день 12 апреля стал праздничным. Днем Авиации и Космонавтики.
Слайд 5. А дальше было событие, которое вызвало восторг всего мира. В космос отправилась первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова. Она провела в космосе, в невесомости почти трое суток. Перед полетом В.Терешкова очень долго тренировалась.
Ребята, а давайте представим себя космонавтами и немного потренируемся.
Воспитатель: В настоящее время в космос летают космонавты разных национальностей. Тимур, ты сегодня командир корабля, и команды будешь давать на татарском языке. А экипаж четко следует инструкциям командира.
Физкультминутка
Молодцы! Ощутили себя космонавтами? Давайте продолжим экскурсию.
Воспитатель: Слайд 6. Достижения нашей страны продолжались. Сегодня я познакомлю вас еще с одним из первооткрывателей космоса. Впервые в истории в открытый космос вышел человек – советский космонавт – Алексей Леонов. Он был крепко привязан тросом к кораблю, в скафандре, один в безбрежной черноте космоса! Во время выхода в космос произошло непредвиденное обстоятельство: скафандр Леонова раздуло, он не мог пролезть обратно в люк корабля и мог навсегда остаться в бескрайних просторах космоса. Ведь скафандр снимать нельзя, это верная гибель: потому что в космосе нет воздуха! Любой бы мог испугаться, растеряться, но Алексей Леонов проявил находчивость, смелость и справился с этой ситуацией. Он показал себя мужественным человеком, умеющим вовремя сориентироваться в непредвиденной ситуации, настоящий герой! А кто, по вашему мнению, может быть героем? Да, быть героем – значит быть полезным своему народу и своей Родине. |
А мы продолжаем наше путешествие! А вы хотите побывать в бесконечной галактике? Хорошо, тогда берите подушки и удобно ложитесь.
Релаксация «Полет в космос»
(возвращение из космоса в настоящее время).
Сколько ярких впечатлений мы сегодня получили. А впечатления всегда помогают в творчестве. И я вам предлагаю сделать свой космос, а поможет нам в этом наш любимый необыкновенный пластилин. Занимайте места за столами. Я вам открою самый главный секрет полета в космос. В космос лучше летать не одному, а с верным другом, который тебе всегда поможет и выручит. Поэтому работу вы будете выполнять парами. Что можно увидеть в космосе? (ракету, планеты, звезды), и, даже космонавта, который вышел в открытый космос. Мы с вами уже знаем, что планеты бывают разного цвета. А как сделать разные планеты? Правильно, смешать пластилин. Посмотрите, как я это делаю: отщипывают кусочки пластилина нужного цвета, смешиваю их в руках, скатываю шарик и, затем, расплющиваю его. Осталось примазать его к нашему космическому пространству (показ). Теперь я хочу сделать звезду. Звезды могут быть большие и маленькие. Отщипываю пластилин нужного размера и цвета, скатываю шарик и примазываю его к картону, а теперь из середины шарика размазываю в разные стороны лучики. Чтобы звезда была ярче можно повторить с другим цветом. Шарик другого цвета накладываю сверху и размазываю из середины. Комету можно сделать так: беру небольшой кусочек пластилина, скатываю шарик, примазываю к картону и из середины размазываю лучики в одну сторону – это хвост кометы. Дополнить космическое пространство можно ракетой и космонавтами, приклеив их к картону. Посмотрите, какой космос получился у меня.
Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте выполним гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Спутник»
Посмотрите, что у вас лежит на столах. Вы можете использовать все, что вам необходимо для работы. Приступайте к работе и помните, вы работаете вдвоем, помогайте друг другу. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: мы сегодня с вами побывали в космосе, познакомились с героями, которые были первыми в открытии космоса, создали свой космос. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Помните ли вы имя космонавта, который первым вышел в открытое космическое пространство? О чем бы вы рассказали своим друзьям или родителям? Что было трудно? Почему мы можем гордиться своей Страной и ее героями?
Спасибо за работу.