Метод станций является одним из перспективных направлений в автономной методике обучения иностранным языкам. Принципы станционного обучения коррелируют с основополагающими принципами модульного обучения: 1) структуризация содержания на обособленные элементы (станции); 2) проблемность; 3) динамичность; 4) гибкость; 5) осознанная перспектива; 6) разносторонность методического консультирования; 7) действенность и системность знаний; 8) паритетность; 9) метод деятельности. Последний принцип является ведущим, так как обучение на деятельностной основе способствует развитию общего комплекса умений учащихся (учебных, этнокультурных, фоновых и адаптивных). Американский педагог Хелен Паркхест, базируясь на исследования Марии Монтессори, практиковала подобную форму работы уже в начале 20-столетия. В педагогике «реформы» теоретические и практические преимущества этой свободной формы работы особо выделяли в своих педагогических системах Петерсон и Фрайнет. Они отмечали, что учебный процесс, построенный на принципе свободного обучения, приводит к познанию и вместе с тем к получению жизненно важного знания, здесь предмет изложения / дискуссии / рассмотрения выбирается самими учащимися, что повышается мотивация к обученности.
Таким образом, объектом исследования является методологическая основа автономных методов обучения английскому языку младших школьников. В связи с этим, цель настоящего исследования – научно-теоретически обосновать и описать методику автономных методов обучения на примере станционного обучения. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи: 1) раскрыть сущность понятии «автономный метод обучения»; 2) описать основные аспекты автономных методов обучения иностранному языку; 3) определить содержание, формы и методы работы по станциям; 4) разработать демоверсии автономного обучения на примере работы по станциям.
Метод станций позволяет осуществить деятельностное, самостоятельное и дифференцированное обучение школьников: 1) по какой-либо одной теме (при проведении итогового контроля на обобщающем уроке); 2) по межтемной проблематике (позволяет тренировать новый и повторять ранее пройденный материал); 3) при введении и закреплении нового материала на уроке. Очевидно, что станционный метод можно применять на всех типах уроков. Станционное обучение делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, каждая группа работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе, также учитываются интересы детей, степень их соучастия в происходящем на уроке, их умение выбрать удобный для них режим работы.
Методика работы по станциям включает следующие шаги: 1) на начальном этапе урока проводится вводная беседа: объясняются цели, задачи; ученики определяют тему урока, вспоминают правила поведения на занятии данного типа; 2) класс делится на рабочие группы (их состав меняется на каждом уроке); 3) каждая группа получает лист с названием станций (станций на одну больше, чем групп), учитель дает некоторые рекомендации и знакомит учащихся с материалами и заданиями, обходя все станции, это дает возможность показать учащимся разнообразие заданий, возможности выбора деятельности, а также создает мотивацию для самостоятельной работы на станции; 4) ученики определяются с индивидуальным порядком следования по станциям за определенное время (чтобы избежать путаницы, первые станции для работы назначает учитель, далее ученики занимают освободившиеся станции). Задания, составленные с учетом интересов учащихся и требованиями программы, имеют различную степень сложности, что также является фактором успешности. Хотя в ходе работы учителю отводится роль наблюдателя, он в любой момент может оказать помощь учащимся; индивидуально поработать с более слабыми учениками; 5) на заключительном этапе урока учитель подводит итоги, спрашивает о возникших в ходе работы трудностях, ученики рассказывают о своих успехах.
В настоящее время метод станций, широко используемый в системе образования за рубежом, может и должен быть введен в систему образования в России. Одним из существенных плюсов этого метода является частичный перенос ответственности за процесс обучения на учащегося, он переходит из разряда объекта, на который направлена деятельность преподавателя, в разряд субъекта обучения. Этот процесс стимулирует развитию личности учащегося и всестороннюю подготовку к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течении всей жизни.
Литература:
- Bauer R. Schülergerechtes Arbeiten in der Sekundarstufe I: Lernen an Stationen. Berlin, 1997
- Faust-Siehl G. Handbuch Freiarbeit. Rezepte und Erfahrungen. Weinheim und Basel, Berlin 1995
- Rauer C., Salzenderg M. Lernen an Stationen im Zweit-und Fremdsprachunterricht, Bremen, 2000
- Sehbrock P. Freiarbeit in der Sekundarstufe I : Berlin, 1998