Развивать и обучать современных детей довольно сложно, каждый по своей сути настолько индивидуален, что порой не сразу угадаешь как открывается их замок стремления к знаниям. Тем более на современном этапе появились активные дети, дети с особыми образовательными потребностями (инклюзивное образование) имеющие нарушения поведения, что прибавило педагогам ещё одну проблему, которая в настоящее время особенно актуальна. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые, такие дети приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали своим сверстникам. Эти дети на занятиях постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Педагога они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у обучающихся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте и этот недуг относится не только к обычным детям, но и к детям с особыми образовательными потребностями. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной — деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата.
Проблема
– Снижение заинтересованности детей в занятиях изо в следствии их трудоёмкости, утомляемости
– Невозможность получения положительного результата за одно занятие
Цель – поддерживать интерес учащихся с особыми образовательными потребностями к занятиям изобразительного искусства, развивать воображение и побуждать детей к творческим поискам и решениям в современных условиях
Актуальность
Занятия релаксации с использованием нетрадиционных материалов позволяет более эффективно донести материал до учащихся, расширить кругозор и позволить детям завершать работу в течение одного занятия.
Для достижении этих целей на занятиях ИЗО используются:
- смешенная техника в живописи и графике, что позволяет дробить занятие на части: сделал одно – получи новое задание;
- игровая форма с элементами видео, аудио, театральных и игрушечных персонажей;
- применение нетрадиционных художественных материалов (что не маловажно, так как эти материалы доступны и привлекательны);
- частая смена деятельности на протяжении всего занятия;
- интернет – ресурсы для зрелищности обучения;
- интегрированные занятия с театральным объединением и объединением «Юный экскурсовод»;
- выездные занятия и мастер-классы с художниками нашего города;
- творческие встречи.
Всё это позволяет концентрировать и удерживать внимание детей на протяжении длительного промежутка времени, они не устают и главное получают эмоционально-положительные ощущения.
Не мало, важным фактором для решения проблемы работы с гиперактивными детьми и с детьми с особыми образовательными потребностями является одна из современных форм работы, это – использование нетрадиционных способов рисования с использованием не традиционных материалов.
Все занятия направлены на развитие у учащихся творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с нетрадиционными материалами, техникой и способами работы дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о окружающим мире, расширяют свой словарный запас. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, оттиск, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, рисование с использованием природного материала (речной песок), кофейная гризайль, тампонированием и др.
Занятия по изобразительному искусству, где используются нетрадиционные материалы, можно отнести к занятиям релаксациям, которые создают непринужденную, комфортную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения учащихся.
В рисовании для релаксации главное – не стараться изо всех сил, а помнить, что важен не результат, а расслабление и удовлетворение в своей работе.
Такие занятия ребятам интересны, приятны и они не устают так быстро. Самые часто используемые занятия с использованием нетрадиционных способов и нетрадиционных материалов, это
- работа с речным песком;
- работа с углем, сангиной и белая гуашь (белила)
- кофейная гризайль
Почему именно с этими материалами? Потому, что они самые доступные и не дорогие.
Sand Art или рисование песком достаточно молодой вид творчества. На своих занятиям мы рисуем речным песком:
– на специальных столах: стекло, лежащее на поверхности подсвечивается приятной разноцветной подсветкой, что при рождении картин из песка позволяет их сделать более выразительными и живыми;
– на тонированной бумаге (разных цветов). Рисуя на бумаге важно сочетать цвет песка и тона выбранного листа, обязательно должен быть выдержан контраст (например, песок красный – бумага зеленого цвета и т. п.).
Речной песок обладает магией завораживать и увлекать как детей, так и взрослых. Дети любят играть с сыпучими материалами. Взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Это просто, зрелищно! Минимум времени затрачено на труд, а работа красивая, живая! Песочную терапию, как способ работы с эмоциональной сферой ребенка широко используют психологи, педагоги и логопеды. Рисование песком помогает развивать у детей креативное мышление. При работе с этим материалом невозможна такая ситуация, когда у тебя совсем не чего не выходит. А если, что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново!
Графика – работа углем, сангиной и белилами. Рисунок углем и сангиной это самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Работая этим материалом на тонированной (чаще на упаковочной бумаге) также дают удивительный итог. Работы яркие, выигрышные и главное имеют законченный вид уже в течение одного урока. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей, ребята обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.
Кофейная гризайль – это сравнительно молодая техника рисования. Работа в данной технике выполняется методом варьирования тона кофейного раствора и получения эффекта сепии. Использовать нужно плотную бумагу. Кофе растворяют с водой до разной густоты и этим раствором пишут кофейные картины. Кроме завораживающего вида особенных картин, написанных в данной технике, мы сможем наслаждаться чудесным ароматом кофе, который будет исходить от созданных нами шедевров.
Работы с нетрадиционными материалами и с нетрадиционными способами работы не только развивают ребенка, но и раскрепощают их. Он уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно (кофейная гризайль) на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан или в морское чудище. Такие занятия релаксации позволяют получить положительный результат в течение одного занятия, увлекают и заинтересовывают детей, они не устают и, что удивительно не утомляются. Занятия проходят на одной волне, живо, эмоционально. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые, эти дети с особыми образовательными потребностями становятся послушными, усидчивыми и заинтересованными. Конечно, такие работы не следуют проводить каждый день, учащаяся к таким родам деятельности привыкают быстро и в дальнейшем могут разбаловаться и разлениться. Поэтому такие занятие нужно проводить лишь изредка вперемешку с основными ( обучающие, получение новых знаний, закрепление знаний, итоговые…), то есть тогда, когда педагог почувствовал у ребят эмоциональны спад в работе, утомляемость, не заинтересованность. Работа с песком, кофе, углем и сангиной это одни из многих нетрадиционных материалов, с которыми так интересно работать. У ребят появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают самые сложные творческие задачи!
Фантазия ненасытна, воображение бесконечно. Дерзай, человек, будь художником…
План – конспект открытого занятия релаксации по изобразительному искусству
с использованием сюжетно-ролевой игры для детей С ОВЗ
Тема: «Волшебный мир скульптуры» (лепка – речной песок)
Состав обучающихся: младший школьный возраст (7 – 9 лет)
Цель занятия:
Обучающая: Обобщение и закрепление знаний о скульптуре ее видах, формах и назначении полученных на предыдущих занятиях
Развивающая: Развитие творческого мышления и фантазии. Обогащение словарного запаса, закрепление следующих терминов: плинт, пьедестал, скульптура, рельеф, горельеф, барельеф…
Воспитывающая: Воспитание живого интереса к скульптуре, умение видеть красоту скульптур вокруг нас в парках, скверах и на улицах родного города. Воспитание любви к родному краю через приобщение к творчеству художника-скульптора И. Н. Башмакова.
Оборудование: Скульптуры детей на тему «Секреты мастерства» (скульптуры изображающие профессии. выполненные на предыдущих занятиях, это декорация к открытому занятию – экспозиция музея «известных скульпторов»), лента красная атласная, ножницы, куличи из речного песка, дощечка, стеки, мастихин, трубочка, емкость для песка (глубокое блюдце), баночка с водой, репродукции скульптур известных мастеров (Этьен Морис Фальконе «Медный всадник», С. Лебедева «Девочка с бабочкой», Вера Мухина «Рабочий и колхозница». Е. В. Вучетича «Родина мать зовет!», Игорь Башмаков «Кот Казанский» и др.), интерактивная доска для просмотра видео «Скульптура из песка» (www.youtube.com/watch?v=IHpDWh-Mvws), магнитофон.
Предварительная работа:
– Экскурсия по главной улице города Казани (ул. Э. Баумана), знакомство с работами художника-скульптора Татарстана Игоря Николаевича Башмакова
– Занятие «Секреты мастерства». Круглая скульптура, пластилин (лепим мир профессий)
Основные источники информации:
Энциклопедия, серия «Я познаю мир», «Культура», Москва, 2001
Е. Г. Макарова «Освободите слона», «Советская Сибирь», 1984
www.youtube.com/watch?v=IHpDWh-Mvws видео «Скульптура из песка»
Ход занятия
- Организационный момент
- Посещаемость
- Готовность рабочих мест
- Правила при работе со стеками, мастихином, речным песком
- Сюжетно-ролевая игра на тему:
«Открытие выставки «В мире скульптуры»
В роли скульпторов – дети
В роли гостей выставки и посетителей музея – родители
– Приветствие
Педагог: Здравствуйте уважаемые художники-скульпторы, здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы с вами собрались в такой торжественный и знаменательный для нас день: день открытия выставки «Волшебный мир скульптуры». Перед вами откроется мир прекрасных скульптур, который расскажет вам о многом с помощью формы, объема и пластики. На нашей выставке вы сможете не только насладиться увиденным, но и встретиться с самими авторами этих замечательных произведений, сможете увидеть, как они работают и даже задать им интересующие Вас вопросы. Прошу ваших аплодисментов, открытие экспозиции начинается!
– Дети читают стихи в честь открытия выставки скульптур (приложение №1)
Учащийся: Когда войдем мы в мир искусства
Откроем тайну красоты.
Слилось в нем все: и мысль, и чувство,
Талант, художник, чудо, ты!
(После этих слов торжественно разрезаем ленточку (под аплодисменты), выставка открыта, дети занимают в зале свои места, гости остаются на своих местах)
Педагог: Наша выставка открыта! Уважаемые гости я предлагаю Вам задать скульпторам свои вопросы.
Посетители – гости задают скульпторам вопросы (вначале занятия родителям раздаются карточки с вопросами), а скульпторы – дети дают на них ответы. Ответы к вопросам готовятся заранее, по ранее изученному материалу.
Вопросы и ответы
- Людей, которые делают скульптуры, называют скульпторами или художниками?
Да, их называют художниками и это правильно, а еще их называют скульпторами (от латинского – вырезать, высекать). В живописи изображения пишут, в графике рисуют, а в скульптуре – вырезают, высекают, лепят.
- Я слышала необычное слово – рельеф, это как-то связано с профессией скульптора или это просто скульптура?
Скульптура очень разнообразна. Есть скульптура «круглая» – такая, которую можно обойти вокруг. А бывает «плоскостная» – как бы скульптурная картина. Такую скульптуру называют рельефом (в переводе с французского «рельеф» значит «выпуклость»). Есть рельеф очень выпуклый – его называют горельефом (от французского «го» – высокий), а если рельеф низкий, не очень выпуклый – это барельеф («ба» – низкий).
- Почему все фигурки стоят на подставках?
Каждый скульптор должен позаботиться о плинте. Плинт – это подставка под фигурку или пьедестал – возвышение. Пьедестал или плинт для скульптуры выполняют ту же роль, что и рама для картины. Они выделяют изображения из окружения.
- Что необходимо скульптору для того, чтобы его скульптуры выглядели как живые?
Говорят: «Движение – это жизнь!» или подвижный – значит живой. Композиция в скульптуре может быть статичной – спокойной или динамичной – подвижной. Например, скульптура «Швея» статична, т. е. мало подвижна, а композиция «Скульптор в мастерской» динамична, выглядит более подвижной
- Галатея!? Кто это такая?
О Галатее
В далекие времена на острове Кипр в Средиземном море жил скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой скульптор захотел бы жениться – решил он на всю жизнь остаться одиноким. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины, и из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал ее Галатеей. Статуя так нравилась творцу, что он влюбился в нее.
В один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину, такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя.
Богиня не смогла найти такую женщину среди живущих, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось…
Пигмалион вернулся домой, подошел поцеловать статую, и – о чудо! – под его поцелуями она ожила, превратилась в прекрасную женщину.
- Как работает скульптор?
Так же, как у живописца или графика, у него есть карандаши, кисти, бумага. Но есть у скульптора и самые настоящие инструменты: пила, топор, стамески, молотки, напильники, резцы. С их помощью, «отсекая все лишнее», художник создает свои произведения.
- Скажите, пожалуйста, из каких материалов, возможно изготовить скульптуру, а из каких невозможно?
Материалов, с которыми работает скульптор, – камень и дерево, металл и глина – великое множество, все их даже невозможно перечислить. Но можно разделить их на две большие группы: «трудные» и «легкие» в работе.
Трудны в работе камень, дерево, металл. Для них требуется и твердый инструмент, и твердая рука.
А для «легких» материалов – пластилина, глины, воска – твердые инструменты не нужны: из них не высекают, не вырезают – из них лепят. И главным инструментом становятся руки мастера!
- Для чего нужны человеку скульптуры?
Есть города, где много прекрасных скульптур и памятников. Эти города похожи на музеи. Только вместо залов – улицы и парки. Про такие города говорят, что они красивы и величественны. Значит, скульптура – это украшение. Приятно жить в таких красивых городах, где вместе с нами живут скульптуры. Вокруг них воздух, меняется свет и погода. Тогда она всегда разная, всегда новая для тех, кто умеет смотреть, наблюдать!
- Что такое керамика?
Если изделие из глины поместить в специальную печь и обжечь, то оно приобретает твердость камня. Так рождается керамика (от греческого «керамос» – глина).
- Что означает слово «ШЛИКЕР»?
Когда мастер работает с глиной, места склейки деталей изделия необходимо промазывать шликером – глиной разведённой водой до консистенции сметаны.
- Скажите, пожалуйста, вам знакомы такие имена как Этьен Морис Фальконе, Игорь Николаевич Башмаков?
Да, конечно, Этьен Морис Фальконе – это французский скульптор XVIII века, известный во всем мире. Мы его знаем по конному памятнику Петру I под названием «Медный всадник», который находится у нас в России в городе Санкт – Петербурге.
Игорь Николаевич Башмаков русский скульптор, он наш современник! Жил и работал в нашем родном и любимом городе.. Его скульптуры и фонтаны украшают главные улицы Казани: Екатерининская карета, Кот казанский, су анасы и др.
Педагог: Прошу всех пройти в нашу мастерскую и занять свои рабочие места. В мастерской вы увидите, как работают настоящие художники-скульпторы и как рождаются великие произведения!
Столы для работы заранее оборудованы. На подносах стоят готовые куличи из песка, стеки, мастихин, вода, емкость для песка. трубочка для сдувания лишних песчинок.
3. Сообщение темы
Педагог: Ребята, сегодня мы с Вами будем лепить круглую скульптуру из речного песка.
Что такое круглая скульптура?
Вам знаком этот материал – речной песок?
Где вы встречались с речным песком?
Как можно использовать речной песок?
Что вы лепили из речного песка?
4. Просмотр видео «Скульптуры из песка»
Педагог: Прежде, чем мы приступим к работе я предлагаю Вам посмотреть небольшой сюжет о том, какие чудесные вещи можно сделать из обычного речного песка! Прошу Вас, внимание на экран (просмотр видео «Скульптуры из песка»).
5. Практическая часть
Педагог: Сегодня мы с Вами будем работать с речным песком! Предлагаю вам вылепить самые простые фигурки: ежа, черепаху, паучка… А как нужно работать с речным песком в помещении я вам сейчас покажу.
– Показ педагогом приема лепки из речного песка
Педагог: У меня в руках мастихин! Это специальный мастерок для смешивания красок, мы же будем его использовать как лопаточку для игры с песком. Основные этапы работы:
– выбираем фигуру (еж. осьминог, черепаха, жук, замок и т. п.)
– изготовление скульптуры из песка
– декорирование фигуры с использованием воды и песка
– Самостоятельная работа детей, работа сопровождается музыкой
- Итог
Готовые работы выставляем на столы, фотографируем на память, т. к. работы из песка эфемерны, т. е. не долговечны!
Приложение №1
Стихи
Пластилиновый пес
(Сергей Махотин)
Не сердись на меня,
Пластилиновый пес:
Получился кривым
Пластилиновый нос,
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Не сердись,
Что один ты на полке живешь
И к тому же чуть-чуть
На теленка похож.
Я потом, может быть,
Тебя снова слеплю.
А пока я тебя и такого люблю.
Скульптор
В понедельник ГЛИНЫ
Притащил я КОМ
Бил я эту глину
Мокрым кулаком.
Мял я эту глину,
Щепочкой царапал –
Брызги попадали
На меня и на пол.
Я вовсю трудился –
УХАЛ и ПЫХТЕЛ.
Человека очень вылепить хотел.
Долго я работал –
Целых полчаса,
Только почему-то
ВЫШЛА КОЛБАСА!