ГЛОССАРИЙ
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение.
ФГОС – федеральный государственный стандарт.
ДО – дошкольное образование.
ФЗ – федеральный закон.
См. рис. – смотрите рисунок.
И.П. – исходное положение.
ЗОЖ – здоровый образ жизни.
Ф/К – физическая культура.
Т.Д. – так далее.
РППС – развивающая предметно-пространственная среда.
ПДС – пространства детской реализации.
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, которое воздействует на интеллектуальную сферу детей, и стимулирует их работу, в процессе которой складывается самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются приобретённые познания, вырабатываются умения и способности, также формируются общественно важные черты личности.
Игровая деятельность – одна из главных сфер развития детей от раннего возраста до школьного. С помощью игры, ребёнок познает новое для себя, получает умения, навыки, развивает способности либо закрепляет полученные знания в процессе образовательной деятельности в области «Физическое развитие».
Физическое развитие – отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления.
Физическая культура – деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей, спортивных достижений и др.
Апробирование – испытать, одобрить, опробовать.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
«У ребенка потребность, тяга к
игре, и надо ее удовлетворять. Необходимо не только дать ему
время поиграть, но надо наполнить данной забавой
от малого до великого. Вся его жизнедеятельность — это игра»
А. С. Макаренко
Игровая деятельность – одна из главных сфер развития детей от раннего возраста до школьного. С помощью игры, ребёнок познает новое для себя, получает умения, навыки, развивает способности либо закрепляет полученные знания в процессе образовательной деятельности в области «Физическое развитие».
Особое внимание в дошкольном учреждении уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как творческий подход к решению различных ситуаций (проблем). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть насыщена игровыми материалами, дидактическими играми, настольно-печатными играми, предметными играми, сюжетно-ролевыми, которые соответствуют возрастным особенностям и реализуются программой, и доступны для детей. Задача педагога – создать центры в группе разнообразных игр для детского творчества, фантазии, конструирования.
Актуальность. Роль дидактической игры в психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Осуществление индивидуального подхода к ребенку происходит также через игровую деятельность. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая заинтересовать ребенка, захватывать, испытывать положительные эмоции и творчески подойти к решению поставленной задачи, эти качества положительно оказывают на психофизическое развития и соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Значение дидактической игры реализуется через игровую задачу, правила, варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр и заданий в том же виде или с усложнением. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, выполнять действия согласно правилам или условиям, группировать, распределять движения по определенным свойствам.
Через игру происходит, словесный контакт, обсуждение, проговаривание, общение со своими сверстниками или взрослым. И именно в этот момент дошкольник учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои поражения.
Методическое пособие предназначено для оказания методической помощи педагогическим работникам и студентам колледжа в эффективном использовании индивидуализации обучения (закрепления), организации образовательной деятельности с широким использованием дидактических игр.
Ведущая цель данного пособие является приобщение педагогов дошкольных учреждений к изготовлению и внедрению дидактических игр в педагогической деятельности с детьми; пополнять полученные раннее знания и навыки с помощью дидактических игр.
Новизной рекомендованных ниже авторских дидактических игр заключается не только в развитии интереса к спорту и ценностям здорового образа жизни, но и способствуют развитию сенсорных способностей:
- формирование сенсорных эталонов, зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие мыслительных операций (умение группировать, исключать, соотносить, сравнения, сопоставлять, обобщать, классифицировать), операций анализа и синтеза, логическое мышления детей;
- обучение и развитие аналитического восприятия (цвета, формы, величины, пространства, времени);
- формирование общей и мелкой моторики рук.
- Определение термина дидактическая игра.
Дидактические игры – это средство обучения и воспитания, которое воздействует на интеллектуальную сферу детей, и стимулирует их работу, в процессе которой складывается самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются приобретённые познания, вырабатываются умения и способности, также формируются общественно важные черты личности.
В ходе игровой работе с интеллектуальным, производится физическое, эстетическое, моральное, трудовое воспитание. Выполняя различные движения, деяния с играми, ребенок развивает моторику пальцев рук. Усваивая цвета, их яркость, форму картинок, приобретая определенный чувственный опыт. Выполняя правила игры, ребята приучаются держать под контролем свое поведение, в итоге чего воспитывается воля, терпение, дисциплинированность, умение действовать сообща, оказывать друг другу помощь, радоваться своим достижениям и достижениям товарищей.
-
- Виды дидактических игр
Все дидактические материалы разделяются на некоторое количество видов.
Предметно-образные пособия: в предметном материале воплощаются более общие, сущностные свойства изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, со своей стороны, содержат в себе натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:
– натуральные наглядные пособия — это пособия, которые были созданы из природных материалов.
– объёмно-образные пособия — это пособия, которые наглядно показывают процесс либо устройство обсуждаемого предмета. К объёмно-предметным пособиям относят: модули, макеты, муляжи и др.
Знаковые дидактические пособия: они делятся на:
– образно-знаковые наглядные пособия – материалы, которые позволяют детям уяснить образ изучаемого объекта в общем и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят: предметные и сюжетные рисунки, различные карточки, портреты, аппликации, фото, киноленты и др.
– условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или изучает части, либо детали по одному или нескольким действующим признакам.
Материал, относящий к знаковым дидактическим играм: материал в картинках; демонстрационный материал (стенды, плакаты, презентации и т. д.).
Предметные игры — это игры с различными природными материалами (шишки, дерево, пробки, песок и т.д.). К таким дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, бутылки, пластмассовые трубы, поролон и др.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию, исключение, группировку, соотношение, соединение, распределение и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
– парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
– лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «Распредели спортивный инвентарь по видам спорта», «Соотнеси спортсмена к определенному виду спорту», «Пиктограммы спортсменов, спорта» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
В играх «Найди пару», «Спортивный инвентарь», «Кому нужны эти вещи?» и др. закрепляются знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Формируется интерес к физкультуре и спорту. Развивается зрительное внимание, логическое мышление, речь.
– домино. К примеру, «Зимние Олимпийские виды спорта» в этих играх принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Так мы закрепляем с детьми знания о зимних (летних) Олимпийских видах спорта, виды спорта, пиктограммы спортивные и многое др. Развиваем логическое мышление, умение играть и работать в группе из нескольких человек, соблюдаем правила во время игры.
– пазлы. Разрезные картинки, на которых изображенный предмет или сюжет, и он делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
– лабиринты. Предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки., тот кто окажется первым на финише, тотпобеждает. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий, с выполнением заданий на определенных участках (приседания, прыжки…).
– словесные игры. Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Это игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений. Есть игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож».
Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Для дошкольного возраста складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения, это видно в играх: «Сложи картинку», «Две половинки», «Собери символ». С помощью этих игр дети учатся осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное, такой процесс учит детей узнавать и называть виды спорта.
– игры-путешествия. Предназначена для детей 6-7 лет. В этой игре задача детей провести объект к определенному (подходящему) для него предмету. Соотнести с помощью линии каждого спортсмена к своим необходимым для него атрибутам, инвентарю. Цель данной формировать представления о спортсменов и его вида спорта. Развивать интерес к спортивным играм.
– игры-предположения иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, анализируют, обобщают или доказывают их. Такая формы игры способствует развитию умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: например, «Кто быстрее сообразит?».
– игры-загадки. Они использовались для проверки знаний, сообразительности. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость припоминать, думать, догадываться-развивает умственные способности. Разгадывание загадок способствует развитию умения воображать, соображать, угадывать.
Игра «Что к чему?» эта игра учит определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для определенного вида спорта. Дети должны собрать не отдельные картинки, а единую картинку, связанных между собой карточек.
В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «Спорт зимой и летом» учит детей узнавать и называть виды спорта.
Игры «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Четвертый лишний» – игры способствуют развитию мышления, зрительному вниманию, умению выделять основной элемент, рассуждать, объяснять.
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно – гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Этому способствует использование наглядных алгоритмов (пиктограмм). Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Наглядный материал включается в процесс образовательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на детский организм, о безопасности жизнедеятельности.
В картотеку дидактических игр по формированию культурно–гигиенических навыков дошкольников могут входить такие игры:
«Найди различия», «Загадки о предметах гигиены», «К какому врачу обратимся?», «Наполни баночку витаминами», «Мой режим» – цель таких игр формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности, режима правильного питания в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на всесторонние развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры и здорового образа жизни, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне и бережное отношение к своему здоровью.
Особое внимание в данном пособие уделяется дидактическим играм, которые относятся к виду: настольно-печатным играм.
Структура дидактических игр.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу; содержание; игровое правило; игровые действия. Правильно организованная дидактическая игра, в которой присутствует дидактическая задача и другие элементы игры может выступать средством привития навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, т.е. владеть элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, полезными привычками.
Главным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой образовательной деятельности. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнению.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с ценностями здорового образа жизни и видами спорта, с инвентарем), речевое развитие (объяснить применения спортивного инвентаря, оборудования, чем отличается зимний вид спорта от летнего).
Также роль в дидактической игре принадлежит игровым правилам, условиям. Они описывают, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением и своими эмоциями.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть карточку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Именно игровое действие увлекает детей. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение роли (ведущий, командир, капитан, отгадчик) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает за ответственность, связанные с этим образом.
В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети, загадывают какой-либо вид спорта или спортивное оборудование, или изменяют расположение карточек. Возвратившись, ребенок отгадывает вид спорта, оборудование по описанию, определяет, какая перестановка сделана с карточками на столе.
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: (лото игра) кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для определенного спортсмена или вида спорта.
Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (спортивная одежда, оборудование, атрибутика, инвентарь). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Например, в игре «Найди соседей» (см. рис. 1) у каждого ребенка по одной карточке с назначенной цифрой. (например: от одного до пяти), дети распределяются по числовому порядку 1,2,3,4,5. Ведущий подбрасывает кубик. Количество точек, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, три). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа и слева – два и четыре». Дети с цифрой 2 и 4 должны пробежать круг в обход по залу «встречной перебежкой» и быстро вернуться на свое место. Тот, кто первым справился с заданием, тот побеждает. В этой игре игровое действие – подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу. Варианты игры могут быть разнообразны, на усмотрение педагога: Например, у каждого ребенка в руках карточка с цифрой от 1 до 5, цифры могут быть несколько. После подбрасывания кубика, количество точек, оказавшееся на верхней стороне кубика 3 точки. Дети с карточкой, изображенной с цифрой, три выбегают из строя, бегут в прямом направлении по своей дорожке на противоположную сторону площадки, затем обратно. Кто первый вернется на свое место, побеждает и назначается ведущим, свою цифру он отдает предыдущему водящему. Эту игру можно реализовывать в процессе занятий или при индивидуальной работе с детьми. Такую игру можно соотносить к подвижным играм с использованием дидактической игрой (карточками). В этой игре дети не только выполняют умственные способности, а также и двигательные действия. Интегрирование игры с образовательной областью «Познавательное развитие» – ФЭМП (формирование элементарных математических представлений).
1 2 3 4 5 6 7 – дети
– водящий
Рисунок 1
Игровые действия – игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Основная цель игровых правил – организовывать действия, поведение детей.
Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет уважительное отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать при поражении. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок, а это дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен педагог. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать самостоятельно в соответствии с правилами игры. Например, за нарушения правило игры, ребенку дается штрафная фишка или он пропускает ход в игре.
Благодаря наличию дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, делают обучение более увлекательным, интересным.
Главное, чтобы игровое действие, дидактическая задача, игровое правило, должно быть понятливым и доступным для детей.
Таким образом, дидактическая игра – незаменимая форма обучения детей преодолению различных затруднений в интеллектуальной и психофизической их деятельности.
-
- Использование дидактического материала в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
(в групповом помещении)
В программе «От рождения до школы» развивающая предметно-пространственная среда (РППС) является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
– содержательно-насыщенной, развивающей;
– трансформируемой;
– вариативной;
– доступной;
– безопасной;
– здоровьесберегающей;
– эстетично-привлекательной.
Пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребности детского возраста.
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространства группы организованы в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»).
Из примерного перечня центров активности в группе, указанные в программе «От рождения до школы», подходящие для нахождения, организованности, доступности игровой деятельности в наши дидактические игры по «Физическому развитию» являются: уголок настольных игр; уголок уединения; площадка для активного отдыха (спортивный уголок)
Уголок уединения: уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух детей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Соответственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо только следить, чтобы другие дети не беспокоили находящихся в нем одногруппников. Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возникающую у других. Ребенок может уединиться в уголке с интересной для него игрой и самостоятельно играть в нее или с напарником. Нарушителей следует мягко переместить в другие, более подходящие для активных игр места.
Уголок настольных игр оснащен оборудованием: 1 столом, 2-4-мя стульями, открытым стеллажом для хранения материалов.
Площадка для активного отдыха (спортивный уголок): оснащен спортивным инвентарём для выполнения общеразвивающих упражнений, нестандартным оборудованием, сделанные из природного и бросового материала, оборудованием для выполнения основных видов движений и др. К уголку можно соотнести и папку с наглядно-дидактическими пособиями: серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь», серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние и летние виды спорта», «Распорядок дня», серия «Расскажи детям о…»: «Зимних видах спорта», «Летних видах спорта», «Об Олимпийских играх», «об Олимпийских чемпионах».
Плакаты: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Режим дня», «Здоровое питание», «Витамины и их значение на организм», «Части тела человека», «Строение человека», «Здоровый образ жизни» и др.
Картотеки: подвижные и малоподвижные игры, в соответствии с возрастом детей; физкультминутки; картотека комплексов гимнастики пробуждения; картотека загадки и стихотворения о спорте и здоровья; спортивного инвентаря; средствах личной гигиены; картотека с иллюстрациями знаменитых спортсменов; карты-схемы подвижных игр, чтобы дети самостоятельно смогли организовать игру; картотека считалок для выбора водящего в игре; картотека с иллюстрациями спортивного инвентаря; олимпийские символы, эмблемы; картотека с иллюстрациями виды спорта.
В спортивном уголке находятся дидактические настольно-печатные игры по образовательной области «Физическое развитие». Материалы: разрезные картинки, пазлы, лото, домино, парные картинки (типа «мемори», игры-головоломки (типа «тиграм» и др), другие настольно-печатные игры с правилами (игры-ходилки, лабиринты, игры-путешествия и т.д.).
Для того чтобы правильно подобрать и оснастить спортивный уголок нужными игровыми развивающими играми (дидактическими), необходимо помнить и знать возрастные особенности детей в разных возрастных группах, чтобы самостоятельные занятия детей в центрах активности несли максимальный развивающий и обучающий эффект, а также должны соблюдаться некоторые основные условия (см. программу «От рождения до школы» под ред.: Веракса Н.Е. 2019 г., таблица 5, стр. 53).
Детям предоставляется право выбора любой для него интересующей игры. Они могут уединиться с выбранной игрой в уголке настольных игр; уголке уединения. Там, где им удобно и комфортно будет играть в выбранную игру.
Но не стоит забывать, что при ознакомлении с новыми дидактическими играми, которыми дети еще не ознакомлены, желательно их организовывать в уголке настольных игр, индивидуально, взрослый совместно с подгруппой детей либо взрослый и ребенок. Необходимо озвучить кратко и доступно игровые правила и содержание игры. После усвоения правил игры, педагог может быть наблюдателем за игровым процессом детей, при этом не забывать о поощрении и похвалы.
Настольные игры могут организованны в режимные моменты: в утренний отрезок времени и вечерний отрезок времени, а также в самостоятельной игровой деятельности.
- Использование дидактических игр в процессе образовательной деятельности «Физическое развитие».
(в спортивном зале)
У дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни и спорта, путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о пользе закаливания, потребности к движению, правильному питанию, здорового сна, тем раньше он будет приобщен к ЗОЖ и спорту.
Одной из задач ФГОС ДО является сохранение, укрепление и охрана психофизического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Также, в ФГОС ДО говорится об образовательных областях, одной из которых является «Физическое развитие», которое включает и становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, развитие интереса к спорту.
Содержание психолого-педагогической работы по формированию начальных представлений о ЗОЖ, физической культуры в возрастных группах, указаны в образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Прививание навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, а также потребность к спорту успешно можно осуществлять посредством дидактической игры.
Использование дидактических игр возможно не только в рамках организованной образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей:
– физкультурное развлечение;
– спортивные мероприятия, праздники;
– индивидуальная работа с детьми;
В процессе тематического ООД, чтобы моторная плотность соответствовала санитарным нормам, желательно включить дидактическую игру перед началом занятия (с целью познакомить детей с темой оод, дать возможность детям самостоятельно отгадать чем они сегодня будут заниматься или что ожидает их в процессе деятельности). Также для расслабления детского организма и самостоятельного восстановления дыхания можно включить дидактическую игру в заключительной части оод.
Важным игровым моментом является предоставить выбор детям: выбрать себе команду, партнера для взаимодействия и найти своё место в зале. Дети могут распределятся на пары или тройки, на подгруппы детей. Расположиться в удобном для себя месте (на матах, коврике, на отапливаемом полу, также можно использовать детский стол, стульчик) зависит от условия спортивного зала и игры. Все на усмотрение педагога. Дети также могут самостоятельно выбрать для себя игру, в которую они хотят поиграть, затем после выполнения игры, обменяться игрой с другими ребятами.
Педагогу отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, может объяснить доступно для детей правила игры, а руководить самим процессом должны сами дети. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.
При работе с детьми необходимо следить, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть пазла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного материала прежде, чем начнется игра.
В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты пазлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами игр с другой подгруппой детей.
Для развития активности, ответственности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости педагог может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.
Дидактические игры рекомендуются для использования в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. С детьми трех-пяти лет рекомендуются игры для использования совместно с педагогом.
Рекомендованные дидактические игры по физическому развитию способствуют обучению или закреплению у детей знаний, полученных в процессе образовательной деятельности по физическому развитию.
Все игры изготовлены и комплектованы своими руками. Для изготовления игр были использованы картинки с изображением видов спорта, действия в оправленном виде спорта, спортивного инвентаря, ориентирование в пространстве, строевые перестроения, а также факторы здорового образа жизни, органы чувств (слух, зрение, запах, вкус), правильное питание и т.д.
Руководя дидактическими играми по формированию у дошкольников знаний в области физической культуры, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссур, сохраняя и оберегая её самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.
-
- . Дидактические игры для детей дошкольного возраста.
Автор: О.С. Неклюдова,
первая квалификационная категория,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ
Игра «Наполни холодильник»
Возраст: для детей 4-7 лет.
Задачи игры: воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.
Материал игры: шаблоны с изображением пустого холодильника разделенный на вредные и полезные продукты питания. Комплект мелких карточек с изображением правильные и вредные продукты.
Предварительная работа: дать детям возможность рассмотреть перед игрой шаблоны и картинки с изображением полезных и вредных продуктов. Провести беседу о правильном питании, о вредных и полезных продуктах питания. Значение правильного питания на детский организм.
Описание игры: ребенку предложен шаблон с изображением пустого холодильника, разделенный на две части, детям следует наполнить в левой стороне холодильник полезными продуктами, а холодильник, изображенный на правой стороне, наполнить его вредными продуктами. Постараться разложить еду так, чтобы овощи и фрукты, сладости и сыры размещались на своих полках.
Усложнения игры: в комплект допускается добавить комплект карточек с изображением полезные и вредные напитки для детского организма.
Правило игры: стараться наполнить холодильник правильно, без ошибок. Соотнести продукты согласно правилам в игре.
Игра – головоломка «Основные виды движения»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Задачи игры: поддерживать интерес к физическому развитию и спорту, отдельным видам движения. Продолжать учить детей самостоятельно определить основные движения; умение выделять схожесть спортивного оборудования в каждом ряду. Развивать логику, мышление.
Материал игры: шаблоны с изображением основных движений (метание, равновесие, лазанье, бег, прыжки). Фишки или смайлики для награждения.
Предварительная работа: дать детям возможность рассмотреть перед игрой шаблоны и обдумать что общего на картинке в каждой ячейке. Узнать у детей, какие виды движения относятся к основным. Объяснить задание перед игрой и только потом приступить к выполнению задания.
Вариант 1: детям предложены шаблоны с изображением основных движений. Задача ребенка назвать движение в каждой ряду (поочередно). За правильный ответ, игрок награждается фишкой. В конце игры подчитываются количество фишек. У кого окажется больше фишек, тот побеждает.
Усложнения игры: игру создать в виде игры домино – подобрать карточки с изображением вида движения по сходству. Можно играть в игру подгруппами (командой). Усвоив игру, дети самостоятельно могут организовать её.
Правило игры: быть внимательным, не выкрикивать.
Игра-путешествие «Помоги детям найти свой мяч»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Задача: продолжать знакомить детей с различными видами спортивного инвентаря (мяч), и к какому виду спорта он относится.
Материал игры: шаблоны с изображением детей и мячи разного вида спорта. Маркер.
Предварительная работа: спросить у детей, какие мячи им знакомы. Провести беседу о том, что в каждом виде спорта имеется свой атрибут (мяч). Волейболу-волейбольный мяч, баскетбол-баскетбольный мяч, футбол-футбольный мяч, гимнастика-набивной мяч, фитбол, резиновый мяч и тд.).
Вариант 1: детям предложены шаблоны с заданием. Задача детей помощь найти персонажу его мяч, с помощью маркера, провести линии каждого ребенка к своему мячу. Вариант 2: изменить задачу игры. Например: забить мяч в ворота.
Усложнения игры: вместо персонажей-детей, можно изобразить спортсменов различного вида спорта и добавить к спортсмену необходимый для него спортивный инвентарь (лента, ракетка, лыжи). Также можно изготовить игру со спортивными атрибутами необходимые летним (зимним) видам спорта и их спортсменов.
Правило игры: проводить маркером точно по линии, стараться не ошибиться.
Игра – загадка «Найди 10 отличий»
Возраст: для детей 5-7 лет.
Задача: развивать внимание, умение находить отличительные знаки в картинках. Умение выделить предмет, не подходящий на картинке образца.
Материал игры: шаблоны с изображением элементов (атрибутики, инвентаря, явления, спортсмены) и летнего вида спорта. Маркер.
Предварительная работа: познакомить детей с шаблонами и предложить внимательно рассмотреть их.
Описание игры: Взрослый раздает детям шаблоны с заданием, и ставит перед ним задачу- найти 10 отличий. Чем отличаются предложенные картинки? С помощью маркера дети приступают к выполнению задание. Обводят нашедший отличительный знак в кружок.
Усложнения игры: на усмотрения педагога. Заменить шаблоны предложенных картинок на зимний и летний вид спорта.
Правило игры: проводить маркером точно в кружок. Ребенок, который найдет первым все 10 отличий поощряется похвалой (побеждает).
Игра «Мешок с мячами»
Возраст: для детей 4-7 лет.
Задачи игры: закрепить математический счет с помощью спортивного атрибута.
Материал игры: шаблоны с изображением мешочков. Внутри каждого мешка разное количество мячей. Маркер.
Предварительная работа: повторить математический счет.
Вариант 1: детям предложены шаблоны с изображением мешков, внутри которых находятся разное количество мячей. Детям предлагается сочетать мячи и обвести с права шаблона нужную цифру в кружок.
Усложнения игры: допустимо изобразить вместо мячей другой спортивный инвентарь. Для детей 6-7 лет усложнить задание. В каждом мешке изобразить разный спортивный атрибут в разном количестве. В одном мешке-скакалки, в другом – кегли, в третьем мешке – кубики и т.д. Предложить детям сочетать предметы и соединить предметы с нужной цифрой.
Правило игры: быть внимательным.
Игра «Построение-Перестроение»
Возраст: 4-7лет.
Задачи игры: формировать у детей интерес к спортивным упражнениям (перестроение, построение) с помощью дидактической игры. Закрепить у детей знания спортивных упражнений в зависимости возрастных особенностей детей. Развивать мышление, внимание, память, логику.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми все шаблоны с изображением построений и перестроений. Провести беседу, как называется построение (перестроение).
Правило игры: взять по одной карточки, и разложить их в соответствии с изображением на шаблоне образца. Выполнив одно перестроение, только потом приступать к следующему построению.
Материалы игры: в комплект входят шаблоны с изображением разного строевого упражнения (образцами построений и перестроений); стопка разрезных карточек с изображением одного ребенка и несколько, в зависимости от построения (круг).
Вариант: Количество игроков. Подгруппами.
Группу разделить на две подгруппы (команды). Раздать детям образцы, шаблоны с изображением спортивного упражнения и каждой подгруппе раздать разрезные карточки. Каждая команда рассматривает шаблон перестроения, и приступают к выполнению. С помощью разрезных карточек раскладывают на твердом поверхности предложенное перестроение. После называют строевое упражнение, которое выложили из карточек. Команда, которая первая справится с заданием побеждает.
Усложнение: вместо разрезных карточек, дети могут изобразить перестроение сами. Детям 4-5 лет предлагаются более простые строевые упражнения. Детям старшего возраста предлагаются по принципу от простого к сложному.
Игра «Придумай и Выполни»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Задачи игры: формировать умение осознанно выполнять движения; накопить и обогатить двигательный опыт детей; закрепить навыки выполнения общеразвивающих упражнений; умение соединить карту из частей в одну целую.
Правила игры: придумать и выполнить физическое упражнение, ориентируясь на карточки.
Материалы игры: в комплект входит 36 игровых карточек с изображением верхней и нижней части тела человека с различными исходными положениями ног и рук, туловища (ноги вместе, врозь, руки вверх, руки за головой и тд.). Комплект карточек 1.1-1.9 с изображением спортивного инвентаря (кубики, мячи, канат, короткие шнуры, обручи и т.д.). Корзина со спортивным инвентарем, которые изображены на карточках.
Описание игры: количество игроков: подгруппа детей или 1-3 человек. Перед детьми лежат 2 стопки игровых карт. В одной стопке карточки с изображением верхней части тела человека, в другой стопке находятся карты с изображением нижней части тела и третьей карты с изображением спортивного инвентаря. Каждый поочередно выбирает карту с каждой стопки по одной, затем соединяет три карты для получения целостного изображения, анализирует и поясняет, какое упражнение выполняет человек на полученной картинке. После демонстрирует данное изображение (упражнение). Остальные участники оценивают выполненное игроком упражнение по критерии оригинальности, точности, выразительности. Игроки, выполнившие правильно и выразительно награждаются аплодисментами. Вариант 2: игра проводится в форме командного соревнования. Перед каждой командой раскладываются игровые карты с изображением верхней и нижней части тела, а также спортивного инвентаря. Предлагается детям в каждой команде опираться на изображения на картах, вместе придумать свое упражнение и выполнить его синхронно. Показав одно упражнения, приступить к следующему придуманному упражнению. Побеждает команда, придумавшая наибольшее количество упражнений и выполнившая их правильно.
Игра-лото «Пиктограммы движений спорта»
Возраст: 6-7 лет.
Задачи игры: способствовать развитию умение у детей определять действия в определенном виде спорта с помощью пиктограмм.
Материал игры: в комплект входят большая карта с изображением пиктограмм разного вида спорта и маленькие тождественные карточки с изображением пиктограмм вида спорта.
Количество игроков: 1-3 человек и ведущий.
Описание игры: Ведущий раздает детям большую карту с изображением пиктограмм вида спорта и их действия. Затем поочередно берет из стопки мал. карточки и показывает игрокам. Спрашивает – Назови действие? Какой вид спорта? Игроки отвечают. У игрока, которого на большой карте находится тождественное изображение такой пиктограммы, получает карточку и покрывает ею свое изображение с таким же рисунком. Тот, кто первый покроет свое игровое поле (большую карту), побеждает.
Игра «Виды спорта»
Возраст: для детей 6-7 лет.
Задачи игры: расширять представления о зимних и летних видах спорта; развивать способность узнавать их по признакам и определениям, условным обозначениям.
Правила игры: отгадать какой вид спорта загадал ведущий, опираясь на предложенное изображение с условными знаками.
Материал игры: 24 карточки с изображением символов определений и признаков различных видов спорта: 2.1. – летний вид спорта. 2.1.1. – не летний вид спорта; 2.2. – зимний вид спорта. 2.2.1. – не зимний вид спорта. 2.3. – водный вид спорта, 2.3.1 – не водный вид спорта. 2.4. – одиночный вид спорта. 2.4.1.- не одиночный вид спорта. 2.5. – парный вид спорта. 2.5.1. – не парный вид спорта. 2.6. – командный вид спорта. 2.6.1 – не командный вид спорта.
2.7. – состязания проводятся под музыкальное сопровождение. 2.7.1.- проводится без музыкального сопровождения. 2.8. – силовой вид спорта. 2.8.1. – не силовой вид спорта. 2.9. – вид спорта с мячом. 2.9.1.- не силовой вид спорта. 2.10.-для данного вида спорта необходима меткость. 2.10.1 – не важна меткость. 2.11-важны прыжки для победы. 2.11.1.- не важны прыжки для победы. 2.12.- победитель определяется по скорости. 2.12.1 – скорость не важна для победы.
Вариант 1: проводится командой, а также индивидуально. Выбирается водящий, он выбирает определенный вид спорта, подбирая карточки с нужными для загаданного вида спорта условные знаки и демонстрирует детям игровые карточки, характеризующие данный вид спорта. Например хоккей. Подбираются карточки с условным обозначением (2.2.,2.6,2.10.2.11.1) Игроки должны отгадать загаданным ведущим вид спорта. Дети, проявившие в игре большую активность и отгадавшие быстрее остальных ребят большее количество видов спорта, награждаются аплодисментами.
Предварительная работа: познакомить детей с условными обозначениям, которые изображены на карточках. Внедрять игру начать совместно со взрослым, только потом дети после, как освоят игру и условные обозначения, могут применить ее в самостоятельной деятельности.
Игра «Соблюдаем гигиену»
Возраст: для детей 3-7 лет.
Задачи игры: формировать потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни. Соблюдать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать простейшие навыки во время умывания.
Материал игры: шаблон с изображением круга. Шестиугольники с изображением предмета гигиены и его процесса.
Предварительная работа: провести беседу с детьми какие предметы необходимы для умывания, значимость навыка гигиены на организм детей.
Описание игры: количество игроков 1-3 человек. Детям раздается шаблон с изображением круга и картинка в виде геометрической фигуры шестиугольника с изображением элемента (процесса) культурно-гигиенического навыка. К примеру умывание. Детям необходимо подобрать предметы, которые необходимы для этого процесса, соотнести их к необходимому углу, так чтобы круг был ровно заполнен шестиугольниками.
Правила игры: за контур круга фигуры шестиугольники не должны выходить.
Игра «Полезный и вредный зуб»
Возраст: для детей 3-5 лет.
Задачи игры: дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека и какой вред приносит для организма.
Материал игры: шаблон с изображением грустного и веселого зуба. Карточки с изображением полезной и вредной пищи.
Предварительная работа: провести беседу с детьми о влиянии вредной и полезной пищи для зубов и на организм.
Описание игры: количество игроков 1-3 человек. Детям раздается шаблон с изображением веселого и грустного зуба, и предложены карточки с изображением различной пищи. Детям необходимо распределить полезные продукты к веселому зубу, а вредные продукты к грустному.
Правила игры: проверить правильность распределения продуктов.
Игра «Поход в магазин»
Возраст: для детей 3-5 лет.
Задачи игры: дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека и какой вред приносит для организма.
Материал игры: шаблон с изображением магазинной корзины. Карточки с изображением полезной и вредной пищи.
Предварительная работа: провести беседу с детьми о влиянии вредной и полезной пищи для зубов и на организм.
Описание игры: количество игроков 2 человека. Детям раздается шаблон с изображением корзины, и предложены карточки с изображением различных продуктов (полезные и вредные). Детям необходимо сложить в корзину, одному ребенку полезные продукты, а второму вредные продукты.
Вариант 2: купить только полезные продукты. Вариант 3: купить одному ребенку молочные продукты, а второму ребенку фрукты и овощи.
Правила игры: проверить правильность купленных продуктов.
Игра «Наши части тела и органы чувств»
Возраст: для детей 3-5 лет.
Задачи игры: расширять опыт ориентировки в частях тела (голова, лицо, руки, ноги, спина и тд.). развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, нос, рот, уши).
Материал игры: шаблон с изображением части тела (голова, туловища); мелкие детали-шаблоны с органами чувств и тела.
Предварительная работа: провести беседу с детьми об органах чувств и части тела.
Описание игры: количество игроков 1-3 человек. Детям раздается шаблон с изображением части тела (голова или туловища). Необходимо подобрать к голове соответствующие органы чувств, а к туловищу необходимые части тела.
Правила игры: выполнить без ошибок. Соотнести детали части тела к нужному месту.
Игра «Витаминки»
Возраст: для детей 4-7 лет.
Задачи игры: Закрепление знаний детей и представлений о витаминах и продуктах, в которых содержатся витамины. Формировать у детей основы здорового образа жизни.
Материал игры: состоит из 5 больших карточек с изображением витамины (А В Д Е С) и комплекта маленьких карточек с изображением полезных продуктов.
Предварительная работа: дети выкладывают большие карточки и маленькие карточки с изображением продуктов и рассматривают их. Провести беседу о витаминах и в каких продуктах они содержатся. Значение витаминов на организм детей.
Описание игры: индивидуально. Ребенку дают большую карточку с изображением витамина А, и маленькие карточки с изображением продуктов. Ребенку нужно соотнести продукты, в которых содержится витамин А к большой своей карте, и назвать их.
Вариант 2: коллективно 5 человек. Каждому ребенку раздается по одному витамину (большие карточки). Затем разложить на столе маленькие карточки. Задача детей подобрать нужные продукты к своему витамину. Первый, справившись с заданием и правильно подобрав продукты к своему витамину, считается победившим в игре.
Правила игры: проверить правильность распределение продуктов к нужному витамину.
Игра-лото «Спортивный инвентарь»
Возраст: для детей 3-7 лет.
Задачи игры: продолжать знакомить детей со спортивным инвентарем и к какому виду спорта они относятся. Закрепить знания о разных видах спорта, спортсменах, атрибутах.
Материал игры: шаблон с изображением виды спорта и комплект карточек с изображением спортивного инвентаря.
Предварительная работа: провести беседу с детьми о зимних и летних видов спорта и название спортивного инвентаря, который необходим для спортсмена, данного вида спорта.
Описание игры: количество игроков 1-3 человек. Детям раздается шаблон (игровое поле) с изображением видов спорта, и предложены карточки с изображением спортивного инвентаря. Задача детей соотнести спортивный инвентарь к нужному виду спорта. Кто первый покроет свое игровое поле, тот побеждает.
Вариант: к картинкам большого игрового поля, подобрать тождественные изображения на мал. Карточках.
Вариант: игру можно проводить с помощью ведущего. Ведущий раздает карточки с изображением спортивного инвентаря. У кого на игровом поле изображено вид спорта, к которому нужен данный вид спорта, забирает карточку себе и покрывает свою ячейку.
Правила игры: необходимо покрыть полностью игровое поле карточками с изображением спортивного инвентаря.
Игра «Подбери заплатку»
Возраст: для детей 3-7 лет.
Задачи игры: продолжать знакомить детей с видами спорта; развивать логическое мышление и зрительное восприятие ребенка
Материал игры: карточки с изображением виды спорта и заготовки «заплаток».
Предварительная работа: перед началом игры ребенку стоит рассказать правила игры. Например: «Посмотри внимательно на картинку. На каждой из этих картинок чего – то не хватает. Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место на картинке «заплаткой», чтобы получилась целая картина.»
Описание игры: (индивидуальная работа) Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки – «заплатки». Ребенок должен подобрать нужную «заплатку» (по рисунку).
Вариант: (коллективная игра) Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующей частью. Ведущий держит карточки- «заплатки» в руках картинкой вниз. Ведущий показывает карточки – «заплатки» детям. Дети должны узнать свою «заплатку» и сказать об этом.
Вариант: для детей постарше уровень сложности возрастает. Игра должна будет иметь более серьезный вид. В дидактической игре подбери заплатку, могут быть различные сюжеты. Это могут быть спортивные атрибуты, спортсмен и другое.
Правила игры: быть внимательным.
Игра- загадка «Что лишнее?»
Возраст: для детей 4-7 лет.
Задачи игры: развивать у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления. Закрепить обобщающие понятия: зимний и летний вид спорта, полезные продукты, режим дня.
Материал игры: шаблоны с изображением в каждой ячейки (раду):
1 ряд. Зимние спортивные атрибуты.
2 ряд. Полезные продукты.
3 ряд. Летний вид спорта.
4 ряд. Зимний вид спорта.
5 ряд. Режим дня.
Предварительная работа: перед началом игры ребенку стоит рассказать правила игры. Например: «Посмотри внимательно на картинки. В каждой ряде что-то объединяет их. Тебе нужно назвать что? И найти в каждом ряду лишнюю картинку. Назвать почему».
Описание игры: (индивидуальная работа) Ведущий предлагает ребенку рассмотреть карточку с изображенными на ней предметами и сказать, что на ней изображено. (Например: коньки, санки, лыжи, клюшка, самокат.) Что лишнее? (Самокат) Почему? (Самокат относится к летним атрибутам, на нем можно ездить летом.) за правильный ответ ребенок поощряется похвалой.
1 ряд. Зимние спортивные атрибуты. Лишний самокат.
2 ряд. Полезные продукты. Лишнее конфеты.
3 ряд. Летний вид спорта. Лишнее коньки.
4 ряд. Зимний вид спорта. Лишний футбол.
- ряд. Режим дня. Лишнее беспорядок.
2.2. Педагогические методы и способы внедрения дидактических игр в совместной деятельности с родителями воспитанников ДОУ.
В наше современное время, родители мало времени уделяют своим детям, и не понимают правило, задачи предложенных игр педагогом. Каждому из нас присуще желание провести достаточное количество времени со своей семьей, играя с ними в различные игры, дарить им свою улыбку, смех, веселье, стремиться подарить свое свободное время своим детям. Эта главная ценность жизни. Поэтому специалисты и педагоги задаются вопросами «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие предложить дидактические игры?».
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип сотрудничества дошкольной организации с семьей. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности такой совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
На основании принципов сотрудничества дошкольной организации с семьей, в ДОУ создаются условия для участия родителей в образовательном процессе через различные формы работы: оформления статьи « Играем вместе» в информационном стенде для родителей; проведение консультации на родительских собраниях на тему «Пробуем и играем сами», организация мастер-класса «Изготовление дидактических игр своими руками» и т.д.
Успешной формой работой по приобщению родителей к совместной деятельности, является мастер-класс по изготовлению дидактических игр, раздача готового дидактического материала для апробирования в домашних условиях, играя со своей семьей и проведение анкетирования (опроса) родителей об эффективности предложенных игр.
Нами была организованна плодотворная работа с родителями поэтапно:
На первом этапе, автор на своей базе провел консультацию «Играем в дидактические игры все вместе в детском саду и дома» на родительских собраниях.
Второй этап работы, раздача дидактических игр родителям для проведения их дома совместно с ребенком.
Третьим этапом, осуществлялся опрос родителей о результативности и эффективности предложенных игр.
Четвертый этап работы, организовали мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению дидактического пособия «Тауматроп», см. Приложение 1.
Правила для совместной игровой деятельности с детьми.
Чтобы дидактические игры всегда были интересны детям, взрослым надо соблюдать следующие правила:
– Не заставляйте детей играть, а только приглашать;
– Создавать удобные условия для активности и успехов каждого ребёнка в игре;
– Быть объективным, не сводить оценку игры к поведению детей, никогда не сравнивать детей друг с другом;
– Не сердитесь, если игра не получилась;
– Участвовать в игре на правах партнёра, проявлять к ней интерес, хвалить и поощрять ребенка;
– Создавать настроение, ожидание следующей встречи с игрой.
Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с вашим ребенком.
Приложение 1
Опрос для родителей
«Эффективность использования дидактических игр
в домашних условиях».
- Вас (ребенка, семью) заинтересовала игра?
_____________________________________________________________
- Вы сразу поняли правила игры или возникли затруднения?
_____________________________________________________________
- Смогли сразу объяснить ребенку правила игры?
_____________________________________________________________
- Как Вы преподнесли игру своему ребенку?
_____________________________________________________________
- Справились с задачами игры?
_____________________________________________________________
- Какие возникли затруднения в использовании этой игры?
_____________________________________________________________
- Что бы вы изменили в игре? Чем дополнили игру?
_____________________________________________________________
- Сколько раз в день вы играли в нашу игру?
_____________________________________________________________
- Играли в дидактическую игру всей семьей или ребенок самостоятельно в нее играл?_____________________________________
- Какие вы больше предпочитаете дидактические игры?
– игры настольно-печатные (покупные)____________________________
– игры, настольно-печатные (сделанные руками педагога)____________
_____________________________________________________________
Приложение 2
Анализ результатов анкетирование родителей воспитанников
Опрос проводился на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №58» НМР РТ, инструктором по физической культуре.
Тема: «Эффективность использования дидактических игр в домашних условиях»
Дата проведения: 31.01.2020 г.
Ответственный: инструктор по физической культуре: Неклюдова О.С.
Анкетирование проводилось с целью:
- выявить уровень эффективности дидактических игр, а также их использования в ДОУ и в домашних условиях.
Анкетирование проводилось выборочным методом.
В опросе приняли участие 23 семьи – 16 % родителей.
Средний дошкольный возраст:
1 группа – 3 семьи 14%
8 группа – 3 семьи. 12%
Старший дошкольный возраст:
2 группа – 4 семьи 17%
3 группа – 4 семьи 15%
Подготовительный дошкольный возраст:
4 группа – 5 семей 20 %
7 группа – 4 семьи. 15%
В ходе анкетирование выявлено:
№ |
Опрос |
Ответ родителей |
1 |
Вас (ребенка, семью) заинтересовала игра? |
|
2 |
Вы сразу поняли правила игры или возникли затруднения? |
|
3 |
Смогли сразу объяснить ребенку правила игры? |
|
4 |
Как Вы преподнесли игру своему ребенку? |
|
5 |
Справились с задачами игры? |
|
6 |
Какие возникли затруднения в использовании этой игры? |
|
7 |
Что бы Вы изменили в игре? Чем дополнили игру? |
|
8 |
Сколько раз в день вы играли в нашу игру? |
|
9 |
Играли в дидактическую игру всей семьей или ребенок самостоятельно в нее играл? |
|
10 |
Какие вы больше предпочитаете дидактические игры? – игры настольно-печатные (покупные) |
|
– игры, настольно-печатные (сделанные руками педагога) |
|
Вывод
Как показал опрос, не все родители заинтересованы с игровой деятельностью своего ребенка.
Некоторые семьи, в связи с недостаточным временем и высокой профессиональной занятости не могут правильно объяснять правила игры и не заинтересованы тем, чтобы провести свое время вместе с ребенком играя.
На основании анализа анкетирования мною была разработана последующая работа с родителями и детьми:
– внести в описание дидактических игр предпочтения родителей и включить карты-схемы (образцы) алгоритма действий «Как правильно играть в игру». Ответственный: инструктор по физической культуре Неклюдова О.С.
– а также продолжать раздавать готовые дидактические игры на дом и организовывать совместные изготовления игр своими руками с семьями воспитанников.
Срок исполнения: 2020-2021 учебный год.
– оформить выставку фотографий на тему «Как мы играем вместе дома всей семьей» в каждой группе.
Сроки реализации: апрель 2020 год.
Ответственный: воспитатели групп.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Играем в дидактические игры все вместе в детском саду и дома»
В детском возрасте, главное место занимает игровая деятельность (игра). В раннем и дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность в игре и её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь подражая взрослым.
Средства игровой деятельности является дидактическая игра, движениями, действиями. Что такое дидактическая игра? это – игра для детей обучающая, для взрослого она – способ обучения. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха.
Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается. Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела), он загадывает загадку о каком – либо из них, выделяя главный признак предмета – его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают.
Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если:
1. их содержание отвечает обучающей цели,
2. они подобраны в соответствии с возрастом ребенка
Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Полезное-вредное», «Что лишнее» и др.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей.
В современных семьях дидактические игры родители в основном покупают в магазине. Сегодня мы рассмотрим с вами образцы простых дидактических игр, которые вы сможете сделать сами своими руками и использовать дома для занятий с детьми. Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно. Выберите для себя игру, какую бы вы хотели поиграть сами дома вместе со своими детьми.
Играйте со своим ребенком вместе. Дети получат от совместной вашей игры огромный восторг и удовольствие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ – М., 2019 г., Мозаика-Синтез.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»/. – М., 1982 г., Просвещение.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/- М. Просвещение, 1991 г.
- Наглядно-дидактическое пособие: Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня».
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/ – М., 1992. – 150 с. Для воспитателей дет. сада и родителей.
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Н.П. Аникеева/. – М., 1987.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети /. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост – М., 1985.
- Новоселова С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». /. – М.: Просвещение, 1977.
- В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. «Дошкольная педагогика». В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. – М., 1988.
- В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. «Дошкольная педагогика» / – М.: «Просвещение», 1986.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / – М., – Воронеж, 1998.
- Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учебное пособие / – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Касабуцкий Н.И., Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр. «Давай поиграем» / – М.: Просвещение, 2013.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» / – М.: «Академия», 2006.
- Линькова Н.П. «Игры, игрушки и воспитание способностей» / – М.: Просвещение, 1969.
- Михайленко Н.Я. «Как играть с ребёнком» / – М., 1990.
- Запорожцев А.В., А.П. Усова. «Психология и педагогика игры дошкольника.» / – М., 1966.
- Васильева М.А. «Руководство играми в дошкольных образовательных учреждениях». / – М.: Просвещение, 1986.
- Спиваковская А.С. «Игра – это серьёзно» / – М., 1981.
- Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»: Популярное пособие для родителей и педагогов /. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры. // Дошкольное воспитание/ 1974/ – № 9 / – С. 17 – 23.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / – М., 1982.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / – М.: «Просвещение», 1976.