Мухаметзянова Эльмира Равилевна
учитель-дефектолог, олигофрено-педагог
ГБОУ «Мамадышская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
г. Мамадыш, Республика Татарстан
Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество обучения и воспитания школьников. Развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов. Следовательно, развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Русский язык – неисчерпаемый источник научных познаний, действенное средство развития мышления и воспитания учащихся. Отсюда и задача учителя – обучать, развивать и воспитывать на материале языка и средствами языка, используя все возможности и средства учебного предмета. Педагог, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы и поговорки.
Работая над произведениями устного народного творчества, дети учатся ясно, выразительно передавать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово и творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику. Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки входят в активный словарь учеников. Работа с пословицами и поговорками стимулирует развитие речи. В единстве с развитием речи происходит и развитие мышления. Поэтому, работая над развитием речи, учитель одновременно развивает у школьников мышление, поднимает его на качественно новый уровень. Универсальный и занимательный характер пословиц может быть использован на всех этапах при изучении любой темы. Приобщаясь к образцам устной народной речи, учащиеся осознают их современность и непреходящую ценность, учатся понимать красоту слова. Использование пословиц и поговорок не только обогащает язык, активизирует мыслительные процессы, но и помогает воспитывать у детей высокие нравственные качества.
Приёмы работы с пословицами и поговорками
1.Допиши пословицы, вставив глаголы противоположного значения
Мир строит, а война…….. .
Смелый побеждает, а трус……. .
Труд кормит, а лень…….. .
Человек от лени болеет, а от труда…… .
Сумел завязать, сумей и ……. .
Чем зря кричать, лучше …… .
Декабрь год кончает, а зиму….. .
По одёжке встречают, а по уму …… .
2.Соотнеси начало и конец пословицы
Друг неиспытанный, что… весенний день
Дурную славу нажить, как… за каменной горой
За старой головой, как… кошелёк без денег
Красавица без ума, что… орех не сколотый
Красна девка в хороводе, что… пить попросить
Ласковое слово, что… маков цвет в огороде
3.Восстанови пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
(Какой?) друг – настоящий клад.
(Какое?) слово и в ненастный день согреет.
(Какая?) книга – лучший друг.
(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
(Какая?) земля и в горсти мила.
4. Расставь слова большой — маленький так, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. ___________________ пенек опрокинул _______________воз.
2. ___________________ дело лучше _________________ безделья.
3. Даже самое ________________ дерево выросло из _________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. ___________________ крючком ____________________рыбу не выудишь.
5. Расставь знаки препинания
Сам погибай а товарища выручай.
Месяц светит но не греет.
Герой никогда не умрёт он вечно в народе живёт.
Смелого да умелого и страх не возьмёт и враг не побьёт.
Не всё то золото что блестит.
Каковы сами таковы и сани.
Не место красит человека а человек место.
Кто храбро врага бьёт о том слава не умрёт.
6. Раскрой скобки
(Не)сиди сложа руки, (не)будет скуки.
Чужой земли мы (не)хотим и своей (не)отдадим.
Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.
(Не)было бы счастья, да (не)счастье помогло.
(За)молчал, как воды в рот (на)брал.
(По)спешишь – людей (на)смешишь.
Делаешь (на)спех, сделаешь (на)смех.
7. Некоторые из пословиц потеряли частицу не и стали несуразными. Отыщи такие пословицы и исправь недочеты
Повинную голову меч сечет.
Правда в огне горит и в воде тонет.
Слезами горю поможешь.
Смелость города берет.
Кашу маслом испортишь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Семеро одного ждут.
На чужой каравай рот разевай.
Плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Друзья познаются в беде.
8.Собери пословицу
В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.
Потехе, делу, час, время.
Беде, в, познаются, друзья.
Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.
Во, приходит, время, аппетит, еды.
Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.
Использование пословиц при изучении орфографии
1.Сделай правильный выбор
В цв(е,и)ту тр(а,о)ва – к(а,о)сить пора.
За худой г(а,о)л(а,о)вой и н(а,о)гам не покой.
Береги но(з,с) в большой моро(з,с).
На языке мё(д,т), а на сердце лё(д,т).
Грибы ищ(у,ю)т – по лесу рыщ(у,ю)т.
Весе(н,нн)ий день год кормит.
Ленивому каждый день су(б,бб)ота.
Напиш(и,е)шь пером – не выруб(и,е)шь топором.
Трус погиба(и,е)т, а храбрый побежда(и,е)т.
2.Вставь пропущенные безударные гласные, подбери проверочные слова
Б…льшой г…ворун – пл…хой работник.
Сядем р…дком да пог…ворим л…дком.
Утро веч…ра мудренее.
У страха гл…за велики.
Не на пользу ч…тать коли только в…ршки хв…тать.
О дер…ве судят по пл…дам, а о человеке по его д…лам.
Всякому м…ла своя ст…рона.
Новый год – к в…сне поворот.
Октябрь землю покрыл где л…стом, где сн…жком.
Где птица не л…тает, а своё гн…здо знает.
3.Вставь пропущенные согласные, подбери проверочные слова
Береги но… в большой моро… .
В дороге хле… не помеха.
Был бы обе.., а ложка сыщется.
Гне… – плохой советчик.
В чужой ло…ке всегда больше ры…ки.
Не всякая нахо…ка – кла… .
Ле…ка ноша на чужом плече.
Речи у него сла…ки, да кусает за пя…ки.
Чтобы ры…ку съесть, надо в воду ле…ть.
Скоро ска…ка сказывается, да не скоро дело делается.
4.Допиши окончания имен прилагательных
Горьк… правда лучше сладко… лжи.
Держись стар… друга.
Стар… друг лучше нов… двух.
Мал… слово большую работу творит.
Чёрн… земля золотую рожь родит.
Книга для ума – что тёпл… дождь для всходов.
Утренн… роса – добр… слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Зима снежн… – лето дождлив… .
Маленьк… дело лучше безделья.
На труслив… человека всегда собак много.
5.Вставь вместо точек в глаголах –тся или ться:
Грамоте учи… всегда пригоди… .
С умным человеком разговаривать, что мёду напи… .
Волков боя… – в лес не ходить.
Где тонко, там и рвё… .
В тихом омуте черти водя… .
Любишь ката…, люби и саночки возить.
Без слов дом не строи…, без пословицы речь не молви… .
Чему научишься в молодости, пригоди… в старости.
Станешь лени…, будешь с сумой води… .
6. Допиши окончания имен существительных
Держи голову в холод…, живот в голод…, а ноги в тепле.
При солнышк… тепло – при матер… добро.
На чужой сторонушк… рад своей воронушк… .
Птица рада весн…, а младенец матер… .
Не грози щук… морем.
Чему научишься в молодост…, пригодится в старост… .
Кто мечтает о побед…, тот не думает о смерт… .
Друг познаётся в опасност… .
7. Вставь безударные гласные, проверь себя по словарю.
Худ …бед, когда хлеба нет.
Р…ботай до поту, так поешь в …хоту.
Без к…пусты щи не густы.
Слово не в…робей, вылетит – не поймаешь.
На вкус и цвет т…вар…ща нет.
Видит с…бака м…локо, да в кувшине глубоко.
Не дорог …бед, а дорог привет.
Не мол…т железо куёт, а кузнец мол…том бьёт.
Всякая д…рога вдвоём веселей.
Тяп да ляп не выйдет к…рабль.
8.Реши вопрос
Белые руч(?)ки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблоч(?)ки.
Лето собирает, а зима с(?)едает.
Учен(?)е – путь к умен(?)ю.
Лож(?) человека не красит.
Сытый голодному не товарищ(?).
Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся.
Литература.
1.Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор»
2. Берсеньева Е.А. Русские пословицы и поговорки.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа.
4. Колпакова Н.П. «Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество»
5.«Методика развития речи на уроках русского языка» (под ред. Т.А. Ладыженской)
6.«Народное искусство в воспитании детей» (под ред. Т.С. Комаровой)
7. Сальникова Т.П. «Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи»