Шернина Светлана Викторовна,
Никонова Ирина Ивановна
учитель-логопед,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 316 комбинированного вида» Советского района,
г. Казань, Республика Татарстан
Цель: активизировать и закреплять словарь по лексической теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: упражнять в падежном управлении (закрепление правильного употребления предлогов); упражнять в образования сложных слов-признаков; упражнять в употреблении творительного падежа имен существительных;
закреплять навык составления описательного рассказа от первого лица с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие: развивать у детей мелкую моторику; развивать дыхание; развивать логическое мышление; развивать слуховое внимание; развивать диалогическую речь; развивать умение подбирать рифму к словам.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к зимующим птицам, стремление заботиться о них, воспитывать умение слушать своих сверстников, не перебивая их.
Материал: ширма для кукольного театра, кукла Ворона, мяч, елочка, пень, брёвнышко, игрушечные птицы, мольберт, карточки для мнемодорожек, презентация.
План занятия
1.Оргмомент
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка крылышки сложила
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела.
2.Сообщение темы занятия.
– Повторите цепочку слов:
ТЕТЕРЕВ – КЛЁСТ – СНЕГИРЬ – ГОЛУБЬ
– Подберите обобщающее слово.
– Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах
3.Дыхательная гимнастика.
Представьте, что мы в городском парке.
◘ Давайте подышим свежим воздухом (4 вздоха)
◘ Посмотрим по сторонам (повороты головы, 4 вздоха)
◘ Заглянем под каждую веточку (наклоны головы к плечам, 4 вздоха)
◘ Покормим птиц (поворот туловища, 4 вздоха)
◘ Погреемся (обнять себя руками, 4 вздоха)
4.Падежное управление. (Дети подходят, смотрят на птиц)
Игра «Кто, где находится»
Как много птиц прилетело. Посмотрим, кто, где разместился?
(Примерные ответы детей: «Дятел сидит на ветке. Голубь притаился под деревом» и т.д.)
5. Развитие логического мышления.
-А каких птиц мы никогда не увидим в городском парке и почему?
(Примерные ответы детей: «В городском парке мы не увидим глухаря и клеста, потому что эти птицы живут в лесу. В лесу для них достаточно корма»)
6. Упражнение в словообразовании.
Игра с мячом «Образуй признак, договори предложение»
– Поиграем в игру «Образуй признак, договори предложение»
У сороки белые бока, значит она… БЕЛОБОКАЯ сорока.
У снегиря красная грудь – он…КРАСНОГРУДЫЙ снегирь.
У синицы желтая грудь – она …
У воробья короткие лапы – он…
У дятла красная голова – он…
У поползня короткий хвост – он…
У совы круглая голова – она …
У вороны длинный клюв, значит – она …
– Молодцы, ребята, присядем, отдохнем.
7. Практическое усвоение творительного падежа имён существительных.
Развитие диалогической речи.
Игра «Беседа с вороной» (Появляется ворона)
Ворона:
– Кто сказал длинноклювая ворона? Чем обидные слова говорить лучше бы угостили чем-нибудь. Нам птицам нелегко зимой приходиться!
Педагог:
– Не волнуйся, воронушка, у нас всегда для птиц есть угощение. Мы заботимся о птицах.
Ворона:
– Как вы заботитесь о птицах?
(Мы мастерим кормушки для птиц, кормим птичек.)
– А чем вы кормите птиц?
(Примерные ответы детей: «Птичек мы кормим …овсом, пшеном, просом, семечками, семенами дыни, тыквы, кабачка. Синичек мы кормим несоленым мясом, салом. Воробьев можно покормить картошкой и просом. Голубя, ворону и галок несолеными хлебными сухариками»)
Педагог:
– Вот и тебе семечки.
Ворона:
– Спасибо за угощение! А я вам подарю волшебное перо. С его помощью вы можете научиться понимать птичий язык. Вот вам перо.
8. Развитие речи. Составление описательного рассказа по мнемосхеме от первого лица. (Презентация)
Педагог:
– Вот вам перья переведите, о чём говорят две птички. А помогут вам подсказки схемы.
Мальчик и девочка составляют описательный рассказ о птице от первого лица.
9. Физминутка «Угадай по голосу»
Дети идут по кругу, читают стихи. Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. По сигналу педагога один из детей имитирует крик птицы. Водящий называет имя ребенка.
Гость из леса прилетел,
Удивить он нас хотел.
Дятел сел на толстый сук,
Клювом постучал:
– Тук- тук!
К нам ворона прилетела,
На большую ветку села.
Её знает, млад и стар.
Прокричала:
– Кар-кар-кар!
Скачет серый воробей,
Он зовет своих друзей,
Всем делиться он привык,
Прочирикал:
-Чик-чирик!
10. Формирование умения самостоятельно работать с мнемосхемами
Ворона:
– Замечательные стихи о птицах! Так люблю поэзию. Я и сама стихи сочиняю. Я буду сочинять стихи, вы помогите подобрать мне рифму.
Сидит на ветке воробей,
Старушка кормит … голубей.
Синичка песенки поёт,
Кормушку Алексей … несёт.
Ворона:
– Отличное получилось стихотворение. Только боюсь, я его не запомню. Что делать?
Советы детей:
– Стихи надо записать, составить схемы подсказки.
Ворона:
– Давайте попробуем.
Дети составляют мнемодорожки на мольберте.
Ворона:
– Отлично! Я все поняла с вашими схемами. Теперь по моей схеме прочитайте стихотворение.
Сидит на ветке Алексей.
Синичка кормит голубей.
Старушка песенки поёт.
Кормушку воробей несёт.
Педагог:
– Ворона, все слова перепутала. Послушай стихотворение ещё раз…
Ворона:
– Я все и так помню. Вот, пожалуйста!
Ребенок читает по мнемодорожкам стихотворение, составленное вороной.
Сидит на Алексее воробей.
Синичка кормит голубей.
Несёт веточку старушка.
Поёт песенки кормушка.
Ворона: Я рада, что развеселила вас, подняла вам настроение.
Еще раз попробую разложить схемы.
Сидит на ветке воробей,
Старушка кормит голубей.
Синичка песенки поёт,
Кормушку Алексей несёт.
Ребенок читает стихотворение по мнемодорожкам.
Ворона: Молодцы, ребята, и про зимующих птиц вы все знаете, заботитесь о нас, и мне помогли стихи сочинить и выучить. Спасибо большое вам за это! А это вам от меня подарок.
Ворона дарит подарок.
Возвращение в детский сад.
11. Итог
– Вот и закончилась наша прогулка. Что вам запомнилось? В какие игры вы бы хотели поиграть на следующем занятии?
Посмотрим, что нам подарила ворона. Это настольная игра «Перелётные птицы». Зимующих птиц вы хорошо знаете. Вспомним и о перелётных птицах.