Замалдинова Лилия Нургалиевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Цели:
1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.
2. Пробудить интерес к истории родного края.
3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
4. Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона.
Задачи
- помочь детям осознать себя частью природы;
- формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
- развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
- развивать речь, внимание, наблюдательность;
- повторить с детьми правила поведения на природе.
- Развитие экологической этики учащихся.
- Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
- Воспитание любви к Родине, родному краю;
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- воспитать сознательное и бережное отношение к природе родного края.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
– экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
– адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
– ставить и формулировать проблемы;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап. Постановка проблемы.
Учитель читает стихи.
Как дорог мне родной мой край!
Могучих наших предков стан.
Дороже чем небесный рай,
Родной и славный Татарстан.
Люблю волшебный лес зимой,
Тоскливый скрип нефтекачалок,
В полях уснувших крепким сном,
Под белоснежным одеялом.
Весной люблю разливы вод.
Прилет скворцов подарит радость,
а звезд весенний хоровод,
Навеет грусть,тоску и благость.
Люблю моря летних полей,
Вечерних деревень усталость.
Прощальный оклик журавлей
и осени печальной жалость.
Люблю тебя родной мой край,
Судьбой подаренный в наследство.
Дороже чем небесный рай,
В краю родном, осталось детство.
Андрей Львов
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы начали классный час со стихотворения Андрея Львова «Мой Татарстан». Кто определил тему урока? (Мы будем говорить о нашем родном крае)
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: А для чего нужно изучать родной край?
Ответы учащихся
Учитель:
– Дети, а для вас, что такое Родина?
– Место, где мы родились, и сейчас живем, как называется? (Малая Родина)
– Для нас с вами наша малая Родина – это наша республика.
– Что же такое родина? Наверное, каждый человек, услышав данный вопрос, вспомнит то место, где он родился и вырос. Там прошло его детство и юность, там все пропитано любовью и приятными воспоминаниями. Такие знакомые улочки, люди, места, пронизанные тысячами невидимых нитей-воспоминаний, крепко запали в сердце и душу.
IV. Работа в творческих группах.
– Сегодня мы с вами станем исследователями, а исследовать мы будем нашу малую родину – Татарстан. Мы изучим природу родного края, символику республики, народные промыслы прошлых лет. Мы с вами поделимся на команды.
1 команда «Историки» расскажут о главных символах и их происхождении.
2 команда «Знатоки природы» расскажут нам о природе нашего края
3 группа «Народники» расскажут нам о праздниках края.
V. Выступление творческих групп.
1 команда «Историки»
Символика республики Татарстан: герб, гимн, флаг.
Центральный образ герба — крылатый барс — покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Красное солнце на гербе Татарстана означает, жизнь. На левом боку барса — круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.
- Цвета флага Республики Татарстан означают:
- зеленый – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.
- Автором флага республики Татарстан является народный художник республики Татарстан, лауреат государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов.
Гимн Республики Татарстан представляет собой
музыкальное произведение известного татарского композитора
Рустема Яхина на слова Рамазана Байтимерова. Автор перевода —
поэт Марсель Сабиров (звучит гимн).
2. 2 команда «Знатоки природы» Природа края.
Татарстан располагается на Восточно-Европейской равнине, практически в центральной части Российской Федерации. На территории Республики происходит слияние двух крупнейших рек — Волги и Камы, севернее слияния находится столица Татарстана — город Казань. Расстояние от Москвы составляет 797 км к востоку.
Общая площадь территории Татарстана составляет 67 836 км². Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.
Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. Более 16 % территории республики занято лесами, состоящими из деревьев большей частью лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.
Физминутка «Просторы родного края»
3 группа «Народники»
Новруз — первый день начала весны. Это день равноденствия, когда день равен ночи. С этого дня день начинает рост это начало сезона, роста и процветания. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. Навруз – это праздник Нового года по старинному календарю, проводы зимы и встреча весны, а весна пробуждение всего живого. Дети ходили по домам , рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения. Люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.
Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные
гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга»
(сабан — плуг и туй – праздник).
Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное — национальная борьба — курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила: противники обматывают друг друга широкими поясами — кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками
Самым популярным весенним праздником татарского народа, конечно, является Карга боткасы (переводится с татарского как Воронья, грачиная каша).
В древности люди верили, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Поэтому, с таянием снега и появлялись первые ручьи, в честь прилета ворон устраивали праздник Карга боткасы.
В это день красиво одевали детей, и отправляли их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костер, и в большом казане готовили кашу. После шумного веселья всех звали к костру, и начинали раздавать кашу. Первая порция полагалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам как благодарность за принесенную весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Гости пели плясали, играли в
разные игры. Когда все расходились, стаи птиц налетели на кашу, оставленную им.
Празднуется каждый год в конце марта.
Рефлексия.
Закончить наш урок я хочу одной притчей, которую однажды мне рассказал мой отец, в детстве:
«В одном селении было два мудреца, но у одного было много учеников, и к нему шли люди, а к другому нет. Второй решил скомпрометировать мудреца-учителя.
Он думал так: поймаю я бабочку и задам вопрос – Что у меня в руке: живое или мертвое? Если он ответит – живое, то легким нажатием раздавлю бабочку и покажу, что он неправ. Если скажет – мертвое, то раскрою ладонь и выпущу бабочку.
Так он и сделал. Пришел к мудрецу-учителю и задал свой вопрос. Поднял Учитель на него свои лучистые глаза, и столько добра и любви полилось из них. Улыбнулся он и ответил: «Все в твоих руках…»
«Все в твоих руках», – повторил отец и оставил меня одну подумать…
– Ребята, вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Что сегодня в ваших руках? (Будущее нашей Родины, нашего края, нашей природы и всего человечества, память о прошлом.)
– Как говорят в народе: «Жизнь прожить не поле перейти». Много на пути вам встретится препятствий и проблем, а их не всегда можно обойти, чаще приходится преодолевать и решать. А это нелегко! Выбрать решение, которое окажется единственно правильным. Идя по жизни, вспоминайте наши уроки: не хнычьте, когда больно, поднимайтесь после падения, верьте в доброту и идите дальше, настойчиво добивайтесь поставленной цели и главное верьте: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!!!