Абдрахманова Гулия Ришатовна,
Фатихова Эльвира Фархатовна
воспитатели
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Шаян»
г. Казань, Республика Татарстан
“Если наши дети,- писал Н.Г. Чернышевский,- хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями”. Большое значение придавал самостоятельной работе К.Д. Ушинский. он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны, по возможности, трудиться самостоятельно, а воспитатель- руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности мы применяем свои методы и приемы.
К таким методам можно отнести дидактические и развивающие игры, которые помогают детям приобрести уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
1) сначала дети излагают уже изученный материал;
2) затем детям предлагается ответить на вопросы;
3) после этого дети учатся обобщать знания.
К дидактическим играм относятся такие упражнения, как “Подбери одежду кукле”, “Помоги другу выбрать книгу”,”Выбери платье для мамы’ и т.д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы, не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то мы можем ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.
Самостоятельность мы прививаем в течении дня.
1. Во время выполнения оздоровительных процедур. Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также представляем им самим добавлять какие- то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждаем не только инициативность, но и интерес, развиваем фантазию мышление.
2. В процессе трудовой деятельности. Самая обширная область привитая самостоятельности – это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения без нашей помощи. Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем целевые прогулки, экскурсии, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде.
3. В процессе совместной деятельности детей. Мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств для предметов, с которыми работаем в это время. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность.
4. В процессе развития коммуникативных качеств. Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков: развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
В заключении хочется сказать, что, стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараемся раскрыть перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения.