Ахметгалеева Надия Дамировна
преподаватель по классу скрипки
МБУДО «Детская музыкальная школа
им. Дж.Файзи»Приволжского района
г. Казани , Республика Татарстан
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием специальных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Позже других складывается и начинает работать логическая память. Она имеется уже у ребенка 3-4лет в элементарных формах и достигает нормального уровня развития в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связано с обучением человека основам наук.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. П.П. Блонский считал, что в генетическом плане она предшествует всем остальным.
Музыкальная память относится к так называемым специальным видам памяти, в которых, с одной стороны, сочетаются особенности конкретного вида человеческой деятельности, а с другой – индивидуальная врожденная предрасположенность. Музыкальная память – это сложный процесс. Она активно включается во все познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, а так же входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности.
Прежде всего, разберём виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыканту. Очевидно, можно говорить о двигательной, эмоциональной, образной и логической памяти, когда мы осваиваем какое-либо музыкальное произведение. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем, т.е. то, чем человек занимается с рождения, заполняя свою мышечную память. С первых уроков ученику приходится осваивать новые непривычные движения правой руки, фиксировать не очень удобную позу левой. Весь сложный начальный период приспособления к инструменту двигательные ощущения находятся в фокусе внимания и педагога, и ученика. Как известно, наше внимание может удерживать только один объект, поэтому чтобы двигаться дальше, юному музыканту необходимо довести все постановочные движения до автоматизированных действий или неосознаваемых автоматизмов. С правой рукой это сделать легче, т.к. у большинства она является ведущей. В идеале, при соединении двух рук, движения смычка уже не должны контролироваться сознанием. В фокусе внимания остаётся только левая рука. С левшой – наоборот. Очень часто на начальном этапе освоения инструмента дети боятся переходить с игры щипком на соединение левой руки и смычка. «Только не смычком!» Если вы услышали эту фразу, значит не доработали, не получили навыка владения смычком. В такой ситуации нужно сделать шаг назад и вернуться к освоению открытых струн. В последнее время появляются прекрасные авторские сборники педагогов-скрипачей с огромным количеством разнообразных пьес для начинающих.
Очень важно, чтобы целью даже маленького скрипача являлся качественный звук, и все исполнительские движения были направлены на воплощение звуковых представлений. В этом случае можно говорить о слухомоторной памяти, которая является специфически исполнительской игровой памятью. От её работы в немалой степени зависит художественное исполнение произведения, его выразительность и музыкальность. Всю нюансировку и фразировку музыкант исполняет, опираясь на память своих рук и корпуса, пропуская каждое движение через звуковой контроль. Слухомоторная память объединяет двигательную и образную памяти.
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий его мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и тактильную. Виды образной памяти развиты у человека не равномерно. Зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты даже у начинающих. Говоря о музыкально-слуховой памяти, мы имеем в виду возможность различать и запоминать мелодию, гармонию, тембр и ритм. Следует говорить и об интонационной памяти, т. е. памяти на музыкальные интонации. Внутренний слух и музыкально-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Зрительные компоненты памяти исполнителя обычно играют побочную роль. Существенно они сказываются на начальном этапе освоения произведения.
Одним из элементов музыкальной памяти можно назвать тактильную память. Если для пианиста тактильная память это, прежде всего, ощущение звука, то для скрипача – это ещё и чистота интонации. Для многих родителей остаётся загадкой, каким образом можно находить ту или иную ноту на грифе, если он не имеет ладов. На самом деле, эта проблема решается при тщательном выполнении нескольких условий. Первое и главное условие – это постоянная работа слуха (слуховая память). Второе, правильная постановка левой руки (тактильная память). Третье, тактильное ощущение расстояний на грифе (тактильная память). Четвёртое, чёткое усвоение расположения в пальцах тонов и полутонов в зависимости от тональности и знаков (логическая память). Понятно, что объединение всех этих процессов для ученика не лёгкая задача. А ведь есть ещё задачи художественные, которые так же требуют решения.
Эмоциональная память – это память на чувства. Ни что так не развивает душу как музыка. Наше отношение ко всему происходящему выражается эмоционально, через гамму разнообразных чувств. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности музыканта, является важнейшим условием его духовного развития, лежит в основе способности сочувствовать, сопереживать. Эмоциональная память фиксирует характер самой музыки, ее эмоциональный настрой, а также характер ощущений, связанных с игровыми действиями, как особого рода выразительными действиями.
Словесно-логическая память хранит мысли, идеи, знания то есть любые продукты интеллектуальной деятельности, выраженные в вербальной форме. Мы запоминаем и воспроизводим мысли и понятия, возникшие у нас в процессе размышления, можем пересказать содержание прочитанной книги или разговора. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Словесно-логическая память имеет дело с понятиями и логическими категориями, относящимися к материалу и структуре музыкального произведения, а так же к технике его исполнения. Когда ученик не разобрался в структуре произведения, а волнение отключило внимание, то игра на одной моторике не редко приводит к глобальным ошибкам, исполнитель может перескакивать с одного эпизода на другой, пропуская целые страницы. Не совершать такие грубые ошибки поможет точное понимание логики построения структуры произведения и удержание этого знания в стрессовой ситуации публичного выступления.
Итак, в работе музыкальной памяти задействованы те же механизмы и процессы, что и при работе общей памяти. Процессы запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения протекают в соответствии с закономерностями, действующими как при занятиях музыкой, так и при любом другом виде деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее удобный способ освоения произведения для каждого конкретного ученика, увидеть его расположенность к той или иной форме запоминания и сохранения информации. Справиться с этим помогают индивидуальная форма работы и знание возрастной психологии учащихся.
Список литературы:
- Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 71 г.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947г
- Мухина В.С. Возрастная психология . М.,ИЦ «Академия»,2006 г.
- Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.,ИЦ «Академия»,2002 г.