Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Эта проблема возникла и в нашей работе с детьми логопедической группы (ОНР). Мы прекрасно понимаем, что общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания, это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
В условиях реализации АООП (адаптированной основной образовательной программы) мы используем разные современные педагогические технологии – метод проектов, так как не только повышает профессиональный уровень педагога-дошкольника, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому необходимо уделять большое внимание развитию этих процессов.
Наши воспитанники учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.
Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра.
Игра – обеспечивает ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных.
Благодаря игре дошкольник имеет большую возможность быть самостоятельным, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Вот и мы попытались привлечь внимание детей к профессии нефтяник, ведь это не просто ведущая профессия нашего края, но и дань уважения труду наших дедов и наших родителей. Ведь именно игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. В игре дети не просто отражают количество сведений, получаемых на занятии, а моделирует ситуации, берут на себя различные роли, как бы замещают людей, (отцов, матерей), находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии.
В рамках подготовки к конкурсу по развитию РППС по организации сюжетно-ролевой игры по профориентации стала разработка проекта – пособия по подготовке и проведению сюжетно-ролевой игры «Юные нефтяники».
Цель: Формирование раннего интереса у детей к профессии нефтяников и раннего право самоопределения.
Задачи:
- Способствовать развитию творческого воображения при придумывании сюжета игры, используя имеющиеся знания о труде нефтяников.
- Способствовать развитию связной речи, правильное употребление названий профессий нефтяников.
- Способствовать воспитанию интереса и уважения к нелегкому труду нефтяников.
- Способствовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, умению налаживать и регулировать контакты в совместной игре договариваться, мириться, уступать, убеждать.
В начале учебного года велась работа по подготовке и подбору материала к организацию и проведению проекта – пособия сюжетно-ролевой игры «Юные нефтяники», для воплощения этой задумки параллельно велась работа и с детьми, так как участники игровой ситуации на наш взгляд должны обладать следующими характеристиками – являются инициативность, ярко выраженная активность, окружающими, наличие познавательных интересов, для детей игровая ситуация предполагает наибольшую реализацию своих возможностей, и для этого используются следующие методы:
- беседа с воспитателями, родителями;
- беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание участвовать в игре.
Работа по подготовке начиналась с экскурсии в «Музей нефти», данную работу провели родители, они самостоятельно свозили своих детей в село Шугурово. Целью таких творческих экскурсий является – расширение представлений детей о профессии нефтяник.
Заключение.
Проект – пособие по организации и проведения сюжетно-ролевой игры «Юные нефтяники», реализует социальную компетентность, дети в ходе игры высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе составления и обыгрывание сюжета игры, дети приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.
Список используемых источников.
1. Буре, Р. С.; Година, Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя
детского сада. М.: Просвещение, 1983.
2. Буре Р. С., Нечаева В. Г., Золик Л. В. и др. Воспитание дошкольников в
труде. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. :
Просвещение, 1988.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие. Изд-во “Николаев”, 2004.
5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного
возраста.
6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для
работы с детьми 3–7 лет.
7. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера»,
2012.
8. Методическое пособие «В мире профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых.
9. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей.
10. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров
и родителей. Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Интернет ресурсы:
1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-iskorogovorki/
zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html
3. http://www.rabotka.ru/infoworker/
1 слайд. Презентация сюжетно-ролевой игры «Юные нефтяники»
2 слайд. Вам игру мы представляем
Как в нефтяников играем.
3 слайд. Нефтяной наш край родной
Любим всей его душой.
4 слайд. Наши деды – нефть нашли,
Наши папы – добывают.
А нам уж предстоит –
У родителей своих дело перенять,
Как черное золото из недр добывать.
5 слайд. Прежде чем игру начать
Нужно нам о профессии нефтяник –
Все подробно разузнать.
Мамы, папы помогали –
Информацию искали.
О своей работе нам
Все подробно рассказали,
И поделились мы с друзьями,
6 слайд. Воспитатели у нас
Это что–то, просто класс!
Нам картины и мультфильмы
Про нефтяников нашли.
7 слайд. С нами вместе о профессии нефтяник
Не одну беседу и занятие провели.
8 слайд. Атрибутику к игре – дружно,
Вместе собирали.
На занятиях обо всем
Нам подробно рассказали.
9 слайд. Знаем мы теперь не мало
О профессии нефтяник.
Поэтапность и добычу
Мы подробно разобрали.
10 слайд.Вот теперь мы точно знаем,
Что профессия нефтяник –
Очень трудная и почетная.
11,12 сл. Ведь нефтяник для страны –
13,14 сл. Это гордость, мощь и сила и наполненность казны.
15 слайд. Материал мы весь собрали –
Сделали пособие,
16 слайд.Чтобы дети узнавали о профессии родителей,
Чтобы труд их уважали!
«Мой папа – нефтяник»
Мой папа самый лучший, он работает оператором ПРС (по подземному ремонту скважин). Его работа заключается – в ремонте или замене подземного оборудования. За период работы мой папа принимал участие в конкурсе «Профмастерство» и получил звание «Лучший по профессии». Я очень горжусь своим папой. Рахимов Максим.
«Мой папа – буровик»
Мой папа самый сильный, он часто летает на работу на север, там большие залежи нефти. Мой папа буровик – он и его товарищи по работе бурят глубокие скважины, опускают в них трубы, чтобы из недр земли добыть самое ценное – нефть. Из нефти делают очень много полезных вещей, без которых люди не могут существовать. Я очень горжусь своим отцом. Жук Владислав.
«Моя мама – нефтяник»
Моя мама очень сильная, ответственная. Она работает оператором – она проверяет работу нефтекачалок и если обнаруживает неполадки, сообщает о них.
И тогда на место приезжает рабочие, которые отвечают за ремонт. Работа мамы очень важная и ответственная. Я горжусь своей мамой.
Гайнутдинов Данияр.
«Моя бабушка – повар»
У меня есть бабушка, она очень вкусно готовит и поэтому работает поваром на буровых. Она кормит рабочих нефтяников, которые бурят скважины. Бабушка очень любит свою работу и говорит, что она тоже немного – нефтяник. Я очень люблю свою бабушку.
Савин Артур.
«Мой самый лучший дедушка – работает нефтяником»
У каждого есть дедушка, но мой дедушка самый замечательный – веселый, сильный, очень любит играть с нами. Но больше всего дедушка любит свою работу – он работает оператором. Много есть профессий, связанных с производством и добычей нефти, но профессия оператор самая ответственная. Дедушка следит за тем, какое количество нефти поступает в большие сосуды, которые называются – булиты. Кроме нефти в этих булитах скапливается газы и очень важно следить за приборами. А еще мой дедушка смазывает насосы и следит за их работой. Работа моего дедушки очень важная и нужная. Когда я вырасту, то тоже буду работать как мой дедушка – оператором. Я горжусь моим дедушкой.
Хаертдинов Нариман.