Матросова Анна Николаевна
воспитатель
МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай»
с. Пестрецы, Республика Татарстан
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный- 10 дней
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Пояснительная записка: Всё чаще и чаще мы задумываемся о значении окружающего нас мира и приходим к выводу, что главнейшее наше богатство – не последнее достижение технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние-Земля. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.
Проблема: Больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых. Что такое полезные ископаемые, для чего они нужны?
Цель проекта:
1. Формировать у детей представления о полезных ископаемых Республики Татарстан, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1. Формировать знания у детей о природных богатствах Республики Татарстан;
2. Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, каменный уголь, железная руда, соль, нефть).
3. Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
- Активизировать в речи слова: геолог, нефтяник.
Воспитательные:
1. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3. Воспитывать любовь к Родине, любознательность, бережное отношение к природе.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Актуальность моей работы в том, что мы знаем много о полезных ископаемых мира и страны, но не владеем информацией о тех, что находятся в нашей местности, какое имеют значение. Потребность в познании окружающего мира появляется у человека, буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребёнка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Считаю, что через информационно-познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Информационно-познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практической деятельности, с помощью которой ребенок познает окружающий мир.
Приобщение к исследовательской деятельности поможет расширить знания об окружающем мире, даст возможность лично поучаствовать в ней.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобрели знания о полезных ископаемых: нефть, газ, уголь, песок, камень, горючий сланец, битум, медь, торф, фосфориты, глина, мел, янтарь, золото, уголь, соль, алюминий, руда, песок, известь, известняк).
- Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
- Формирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
- Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
- Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Для воспитателей:
- Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
- Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
- Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.
Для родителей:
- Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта, приобретённого в детском саду;
- Развито совместное творчество родителей и детей;
- Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах.
- Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
Этапы |
||
План реализации подготовительный этапа проекта. |
||
Сроки |
Виды деятельности |
Участники |
04.04.2022г |
|
Воспитатель Матросова А.Н., родители. |
|
Воспитатель: Матросова А.Н. |
|
Формы организации детей:
- Фронтальная
- Групповая
План работы с родителями.
1. Консультация для родителей на тему: «Полезные ископаемые в моем родном крае». Найти в нашем селе, что сделано из полезных ископаемых;
2. Подготовить совместно с детьми рассказ-презентацию одного полезного ископаемого на выбор.
3. Подготовить рассказ об этом полезном ископаемом.
4. Оказание помощи в изготовление наглядно-демонстрационного материала (ширма – геологическая карта с карточками).
5. Прочесть, на выбор, один из сказов П. Бажова, принести рисунок.
При реализации подготовительный этапа проекта было проведено ZOOM.собрание, в ходе которого родители были ознакомлены с проектом, его темой. На собрании были озвучены цели, задачи, актуальность и проблема проекта. Также родители были ознакомлены с буклетом для родителей (Приложение №1) и была проведена консультация на тему: «Полезные ископаемые в моем родном крае».
В соответствии с выбранной темой была изучена литература по теме проекта, подобрана художественная и энциклопедическая литература, мультипликационные фильмы, изготовлен наглядно-демонстрационный материал (ширма -геологическая карта Республики Татарстан с карточками), дидактические пособия, мнемотаблицы, пополнен уголок экспериментирования различными полезными ископаемыми.
Этапы |
||
План реализации основного этапа проекта. |
||
Сроки |
Виды деятельности |
Участники |
04.04.2022г |
Просмотр познавательного анимационного, короткометражного фильма для малышей о природе некоторых полезных ископаемых «В гостях у гномов» |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
04.04.2022г |
Просмотр презентации «Мир камней». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети, дети. |
05.04.2022г |
«Рассказ детям о полезных ископаемых Республики Татарстан». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети, дети. |
05.04.2022г |
Просмотр телепередачи «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей. Полезные ископаемые. Интересная география». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети, дети. |
06.04.2022г |
Чтение стихотворений на тему: «Полезные ископаемые». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
07.04.2022г |
Использование мнемотехники при заучивании пословиц про полезные ископаемые. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
08.04.2022г |
Мастер-класс: лепка из глины для детей. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
09.04.2022г |
Этот загадочный житель –мел. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
10.04.2022г |
Игра с мелками и водой. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
11.04.2022г |
Мастер-класс: «Изготовление театра из деревянных лопаток «Полезные ископаемые». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
12.04.2022г |
Изучение сказок про полезные ископаемые. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
13.04.2022г |
Постановка театрализованной сказки “Спор полезных ископаемых”. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
14.04.2022г |
Знакомство с легендой о происхождении стекла. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
14.04.2022г |
Закрепление и самопроверка пройденного материала с помощью дидактического пособия: «Рождение стекла». |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
При реализации основного этапа проекта дети были ознакомлены с полезными ископаемыми с помощью презентации «Мир камней». А также была просмотрена телепередача «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей. Полезные ископаемые. Интересная география. https://youtu.be/Htb3iJkDAJU и познавательный анимационный, короткометражный фильм для малышей о природе некоторых полезных ископаемых «В гостях у гномов» https://www.youtube.com/watch?v=fDADg-8NmdA
В ходе прослушивания рассказа о полезных ископаемых Республики Татарстан, дети получили обобщенные знания о ископаемых. Также изучены «Уральские сказки» П.П.Бажова. Эта тема для них была новая, дети с удовольствием слушали, отвечали на вопросы и задавали свои. (Приложение №1)
Также дети сначала ознакомились со стихотворениями на тему: «Полезные ископаемые», а потом их заучивали с помощью дидактического материала мнемотаблиц. Глядя на эти схемы – рисунки ребята легко воспроизводили текстовую информацию. Схемы послужили своеобразным зрительным планом для изучения стихотворений, помогли детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость. (Приложение №2)
Ребята ознакомились с полезным ископаемым – глиной, что распространенные стройматериалы, которые производят в Республике Татарстан из глины – это кирпич, плитка, черепица. Далее участвовали в мастер – классе по глинотерапии, с помощью которой учились владеть собой, регулировать своё состояние и эмоции. (Приложение№4)
Дети познакомились с полезным ископаемым – мелом, затем сделали небольшие зарисовки мокрыми цветными мелками на доске и бумаге. Дети сделали вывод, что рисовать мокрым мелом – это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. По сравнению с сухим мелом цвета получились ярче и насыщеннее. (Приложение №5).
Дети прослушали сказки о полезных ископаемых. (Приложение№6) Затем был создан совместно с детьми театр из деревянных лопаток «Полезные ископаемые», и обыграна театрализованная сказка ” Спор полезных ископаемых “. (Приложение№7)
На занятии дети ознакомились с легендой о происхождении стекла, и его составом, и производством. Затем проверили с помощью дидактического пособия «Рождение стекла», из каких полезных ископаемых состоит стекло. (Приложение №8)
Совместно с детьми провели физминутку: «Хождение по каменной дорожке».
Этапы |
||
План реализации итогового этапа проекта. |
||
Сроки |
Виды деятельности |
Участники |
15.04.2022г |
Интегрированное занятие: «Нефть- черное золото Татарстана» с использованием детского экспериментирования. |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
15.04.2022г |
Игра-викторина: «Что мы знаем о камнях?» |
Воспитатель Матросова А.Н., дети. |
При реализации итогового этапа проекта совместно с детьми было проведено интегрированное занятие: «Нефть- черное золото Татарстана» с использованием детского экспериментирования. На этом занятие дети познакомились с полезным ископаемым – нефтью. Побывали в лаборатории, провели там ряд экспериментов с нефтью, в ходе которых узнали, как страдают животные и птицы при её утечке. Познакомились с такой профессией, как геолог и нефтяник, что труд нефтяников тяжелый, этой профессии нужно учиться. При помощи дидактической ширмы, узнали про самые крупные месторождения нефти в Республике Татарстан. (Приложение№3)
При завершении проекта совместно с детьми провели итоговую игру-викторину: «Что мы знаем о камнях?» (Приложение №9)
Диагностика знаний детей по теме «Полезные ископаемые» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Где в природе можем увидеть полезные ископаемые?
- Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
- Какие бывают полезные ископаемые?
- Как называют людей, которые ищут и исследуют полезные ископаемые?
- Что делают из полезных ископаемых?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 6 детей, а после завершения проекта на те же самые вопросы 20 детей ответили правильно.
Список литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В,В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Творческий центр «Сфера», 2017г.
2. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»/ Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017г.
3. Иванова А.И. «Организация детской исследовательской деятельности»/ Издательство «ТЦ СФЕРА», 2017г.
4. П.П. Бажов «Уральские сказки»;
5. Интернет ресурсы сайт МААМ.РУ
Приложение №1.
«Рассказ детям о полезных ископаемых Республики Татарстан».
На территории Республики Татарстан хранится множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему природные богатства называют “полезными ископаемыми”?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Полезные ископаемые делятся на 3 группы:
-Горючие (нефть, газ, уголь);
-Рудные (из них получают металлы);
-Строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).
Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.
Глубоко под землёй природа позаботилась спрятать залежи минерального и топливного сырья. Нефть — самый основной и ценный ресурс. Известных месторождений насчитывается более 130, возможные залежи — около 3 тыс. Основные месторождения — Бавлинское, Ромашкинское, Новоелховское. На этих 3 объектах добываемая нефть исчисляется 800 млн тонн. По прогнозам, добычи со всех месторождений составляют 1 млрд т. Татария богата неограниченными запасами сырья, которые широко используются для изготовления стройматериалов. Успешность в экономическом развитии республики непосредственно зависит от добычи.
Полезные ископаемые Республики Татарстан: нефть, уголь; горючий сланец; битум; медь; торф; фосфориты. Сырьё, добываемое на территории края, повышает авторитет Татарии как государства. А при условии бережного отношения к богатствам и достопримечательностям региона, ещё много поколений будут восхищаться красотами края.
Приложение №2.
Использование мнемотехники при заучивании пословиц про полезные ископаемые.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Дидактическим материалом являются мнемотаблицы.
Мнемотаблица №1:
НЕ |
||||
Глину |
не |
мять- |
горшков |
не видать. |
Мнемотаблица №2:
ДАЖЕ |
||
Алмаз |
даже |
из лужи светит |
Мнемотаблица №3:
|
|
ДАЖЕ |
|
Золото |
блестит |
даже |
в грязи. |
Мнемотаблица №4:
|
СЛОВО |
||
Молчанье- |
Золото, |
а слово- |
серебро. |
Мнемотаблица №5:
НА |
|
НЕ |
||||||
На |
песке |
дом |
не |
построишь |
Приложение №3.
Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Нефть- черное золото Татарстана» с использованием детского экспериментирования.
Задачи:
– Рассказать, что такое полезные ископаемые;
-Продолжать знакомить с богатством нашей Республики;
-Познакомить с нефтью и ее свойствами;
– Провести ряд экспериментов, воссоздав экологическую катастрофу в домашних условиях;
– Учить анализировать полученные результаты, делать выводы.
Цель:
-Познакомить с профессией нефтяника
Образовательные:
-Формировать представление детей о профессии нефтяников, довести до сознания, что труд нефтяников тяжелый, этой профессии нужно учиться.
-Расширять кругозор и словарный запас детей;
Развивающие:
-Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду нефтяников.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте все улыбнемся. Мне очень приятно, что наше занятие начинается с хорошего настроения.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Педагог: Ребята, открыть новые знания и определить тему нашего занятия вам помогут загадки:
Это камень черный очень,
Он чернее темной ночи.
Красный камушек не тронь,
Стал горячим, как огонь. (Уголь.)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок.)
Из него медали льют
За учебу и за труд,
И колечки, и сережки.
Часики, браслеты, брошки. (Золото.)
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
Педагог: Подумайте и предположите, какая тема нашего занятия, что мы будем изучать?
Дети: «Полезные ископаемые».
Педагог: Правильно, молодцы. Давайте выясним, что значит полезные?
Дети: Нужные
(Слово размещается на доске)
Педагог: Правильно. А как вы думаете кому они нужны?
Дети: Человеку.
(Слово размещается на доске)
Педагог: Теперь я предлагаю вам поделится на 2 команды. Перед вами на столах расположены карточки с изображением букв. Вы должны попробовать собрать из них слово. 1 команда, с помощью него вы узнаете откуда добывают полезные ископаемые, а 2 команда узнает, какое самое важное ископаемое на Земле?
Дети собирают слово ЗЕМЛЯ и НЕФТЬ.
Педагог: Молодцы ребята вы справились с заданием, а теперь я предлагаю вам поменяться столами и проверить правильно ли составила слово противоположная команда?
Дети проверяют работу друг у друга.
Педагог:
Педагог: Ребята, а что значит, ископаемые? Откуда их добывают?
Дети: Добывают из земли.
Педагог: Правильно. Молодцы. Мы с вами узнали, что полезные ископаемые добывают из недр земли. Говорят, что государство, которое имеет много полезных ископаемых, богато. Значит, чем мы можем считать полезные ископаемые?
Дети: Богатством.
Педагог: А кто же создал все эти богатства, человек или природа? Значит эти богатства какие?
Дети: Природа. Природные богатства.
Педагог: Ребята, а кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают полезные ископаемые?
Дети: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов.)
Педагог: Правильно, геологи. Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства ископаемых.
Педагог: Ребята, а вы знали, что Республика Татарстан очень богата полезными ископаемыми? Главным богатством недр Татарстана является нефть. Её ещё называют “жидкое чёрное золото” и «каменное масло». Самые крупные месторождения нефти в Татарстане это – Саузбашское, Новоелховское, Бавлинское и Ромашкинское. А как вы думаете, называют людей, которые добывают нефть?
Дети: Нефтяники.
Педагог: Нефтяник должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа! Что бы быть такими – же сильными и смелыми я предлагаю вам, немного потренироваться.
Физминутка.
Мы насосы, мы качалки, (наклоны вперед)
Нефть качаем, нефть качаем, (приседание, руки вытянуты вперед)
И по трубам, и по трубам (руки в стороны)
На заводы отправляем. (руки в стороны, наклоны в стороны)
Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.
Дети: высказывают предположения.
Педагог: (Открывает посылку и достает баночку с темной жидкостью.) Здесь ещё и письмо имеется. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства нефти. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи, нефтяники».
Педагог: Ну что, ребята, поможем?
Дети: Да
Педагог: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Дети проходят к столам с оборудованием.) Мы будем как настоящие ученые исследовать нефть и ее влияние на птиц и животных
Опыт 1. Птицы и нефть.
Педагог: Ребята у нас столе в баночках налита нефть, а в другой чистая вода. Давайте нальем в чистую воду нефть. А потом проверим как разлив нефти влияет на жизнь птиц и животных. Раз, два, три опыты проводить начни.
Педагог: Ребята, возьмите в руки перышко, подбросьте его и внимательно проследите за его полетом.
(Дети подбрасывают перышко)
Как падало наше перышко?
Дети: Плавно, легко.
Педагог: Затем обмакните перо в нефти и еще раз подбросить вверх.
Педагог: Ребята, а как теперь выглядит перышко? Как оно летело после того как мы его обмакнули в нефти?
Дети: Перышко слиплось. Оно быстро падает вниз.
Педагог: Ребята, с помощью перьев птицы летают. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются, слипаются, а значит, птица не может взлететь, не может больше добывать себе пищу. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения.
Опыт 2. Животные и нефть.
Педагог: Ребята возьмите кусочек меха и опустите его в нефть. Что с ним произошло?
Дети: Мех слипся и покрылся жирной пленкой.
Педагог: Давайте попробуем отмыть мех водой?
(Дети пытаются помыть мех)
Педагог: У вас получилось?
Дети: Простой водой у нас ничего не получилось.
Педагог: Ребята, а ведь в природе у животных нет мыла или порошка. Животные начинают чистить свой мех, вылизывая его. Значит, они могут отравиться.
Педагог: Ребята, теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных.
По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Педагог: Ребята, давайте подойдем к столам. Посмотрите, у вас на столах находятся коробки. Что что в них?
Дети: Карточки с изображением нефти.
Педагог: Правильно. А сейчас я предлагаю вам подойти к ширме и приклеить эти карточки к самым крупным месторождениям нефти, а затем к остальным.
(Дети ищут на карте город, который озвучивает педагог и приклеивают карточки).
1. Саузбашское- находится в 40 км от г. Нефтекамска.
2. Новоелховское- находится расположено в 60 км от Бугульмы, Центр добычи — г. Альметьевск.
3. Бавлинское- находится недалеко от Бугульмы.
4. Ромашкинское- находится к Западу, от г. Бугульма. Крупнейшее месторождение в Волго-Уральской провинции и одно из крупнейших в мире.
А также давайте рассмотрим такие месторождения нефти как:
5. Ахметьевское- находится недалеко от Нижнекамска.
6. Ольгинское- находится недалеко от Менделеевска.
7. Матросовское- находится недалеко от Бугульмы.
8. Ульяновское- находится недалеко от Ульяновска.
9. Елабужское- находится недалеко от Елабуги.
10. Первомайское- находится недалеко от Елабуги.
Педагог: Ребята вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Итог: Что нового узнали? О чем расскажете дома своим родителям? О чем хотели бы вы узнать в следующий раз?
Воспитатель приглашает детей к столам для продуктивной деятельности, предлагает изобразить любыми средствами то, о чем узнали, что им больше всего запомнилось или понравилось. На столах краски, карандаши, цветная бумага, картон, ножницы, кисточки, клей. Самостоятельная работа. Выставка работ для родителей.
Приложение № 4.
Мастер-класс: лепка из глины для детей.
Самые распространенные стройматериалы, которые производят в Республике Татарстан из глины – кирпич, плитка, черепица. Для их производства используют легкоплавкие тощие глины с высоким содержанием песка, но без солей и легкорастворимых материалов (таких как гипс, доломит). Технология состоит в обжиге глины и песка при высоких температурах. Материал плавится, и в итоге получается прочный как камень стройматериал. Кирпичные блоки – самые известные материалы, которые получают из глины.
Как пользоваться глиной?
- Перед лепкой убедитесь, что масса не слишком мокрая или не слишком сухая. Она пластична, не липнет к рукам и мягкая по консистенции.
- Пробита, то есть освобождена от пузырьков.
- Обёрнута во влажную тряпку и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания.
- Освобождена от тяжёлых включений, то есть она однородная и не имеет комочков.
Как хранить?
Хранят глину во влажных, хорошо отжатых тряпках и пакетах, без доступа воздуха.
Какие изделия можно сделать?
Из глины вылепить можно практически всё, что пожелает душа. Статуэтки, посуду, бижутерию, свистульки, колокольчики, игрушки. Лепка из глины – поле для ваших идей и фантазий.
Поэтапная инструкция по изготовлению осьминога
Необходимые материалы:
- Глина;
- тёплая вода;
- деревянная палочка;
- губка;
- наждачная бумага;
- миска с водой;
- гуашь.
Пошаговая инструкция:
- Смочите поверхность для работы водой, отрежьте кусок глины от основной массы и скатайте шар.
- Сделайте 16-18 колбасок, заострённых с одной стороны, а с другого конца, используя воду, прилепите их к телу.
- Влажной губкой протрите поверхность игрушки, разравнивая неровности и трещины.
- Полученную заготовку оставьте сохнуть на 24 часа, а после пройдитесь по всей фигурке мелкой наждачной бумагой.
- Для того, чтобы придать изделию надёжность, поместите её в пакет с небольшими отверстиями и положите на тёплую батарею.
- Покройте игрушку слоем белой краски, затем повторите процедуру. После того, как изделие высохнет, покройте любой другой краской.
- Черты лица на фигурке можно нарисовать с помощью гуаши тонкой кистью или же вылепить и приклеить на конечном этапе.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что лепка из глины творит чудеса. Это красиво, приятно, но ещё и полезно. Благодаря глинотерапии человек учится владеть собой, регулировать своё состояние и эмоции. Также человек может создать свою уникальную задумку, мечту или желание. Корректируя и работая над глиняной фигурой, человек своими руками меняет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. Это настоящая магия!
Приложение №5.
Этот загадочный житель –мел.
Он может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!
Нам без него ремонт не сделать,
И потолок не побелить,
И в целой уйме дел полезных
Его мы можем применить.
Выводит им слова учитель,
Детишкам в школе на доске,
Кто он, загадки этой житель,
Живущий в маленьком куске?
Этот загадочный житель –мел. Да, это тот простой кусочек мела, который с детства знает каждый человек.
Оказывается, хорошо знакомые всем вещества обладают чудесными свойствами! Если их правильно использовать, они будут менять цвет, превращаться в другие вещества и даже улетучиваться!
Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый на мел тоже настоящий волшебник!
Мел – это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником. Почему мелом так удобно писать и рисовать? Откуда он появился? Из чего он состоит? Нам стало интересно, и мы решили провести исследование, чтобы узнать, что такое мел и в чем его секреты.
Ход:
Состав природного и школьного мела.
Мел – это известняк, состоящий из микроорганизмов и водорослей. То есть мел – осадочная порода – полузатвердевший ил, в котором встречаются раковины моллюсков, улиток.
В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.
Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Кстати, накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в основном из карбоната кальция.
Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.
Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды.
Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.
Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик
Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.
Использование мела человеком.
Мела добывают много. А где он находит применение? Мел применяют во многих областях – в медицине, в школе, в промышленности, в сельском хозяйстве.
Вот видите: мел необходим всем и везде!
1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на больших школьных досках.
2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.
3. Широкое применение мел нашел в промышленности:
3.1. его используют для очистки свекловичного сока;
3.2. при изготовлении стекла;
3.3. для производства спичек;
3.4. для изготовления питьевой соды;
3.5. при изготовлении резины;
3.6. для производства цемента, лаков, красок;
3.7. для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;
3.8. в полиграфии и бумажной промышленности.
4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.
5. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст.
6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.
Игра с мелками и водой.
Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом – это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.
Педагог предлагает детям порисовать на доске и белой бумаге мелом (Предварительно замочили мел на 10 минут).
Приложение №6.
Сказки про полезные ископаемые
СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ.
Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала. И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил: – Смотрите, я яркого желтого цвета. Другой отвечал: – А я с красными крапинками. Другой говорил: – А во мне остался комарик. И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относиться к своим бусам.
СКАЗКА ПРО НЕФТЬ .
Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в тёмных одеждах и от неё очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Её родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть. Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и её друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам, и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, чтобы с ней встретиться. Желаю удачи.
СКАЗКА ПРО ГЛИНУ.
Давным-давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.
СКАЗКА “Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее”.
Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей, человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно – относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению – человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы. Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалось. – А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда ты была слишком мягкой. Украшения и статуи – твой удел. А мое предназначение – настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел – быть первым во время мира и во время войны. В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли “металлом неба”, потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов. Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция, и человечество сделало громадный скачок в своем развитии. – Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.
Приложение №7.
Мастер-класс: «Изготовление театра из деревянных лопаток «Полезные ископаемые».
Постановка театрализованной сказки “Спор полезных ископаемых”.
СКАЗКА “СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ”.
Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому, что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее. Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека. Первым начал спор уголь. Он сказал: – Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться. Ему возразила нефть, налитая в сосуд: – Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты. – Вы не правы, милейшие, – возразила железная руда. – Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я – основа современной цивилизации. – Неправда! – горячо возмутилась глина. – Твой век уходит. Новый век – это век алюминия. Тут из-за стены подало голос золото: – Основа цивилизации – деньги, а деньги – это я. Золото самое полезное ископаемое. Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре – он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля – обойдется дровами, не будет металла – использует пластик, не будет золота – применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.
Приложение №8.
Легенда о происхождении стекла.
«Плыли по Средиземному морю финикийские купцы и везли груз природной соды. Из-за бури им пришлось заночевать на песчаном берегу. Не найдя подходящих камней для очага, они взяли куски спрессованной соды с корабля. На следующее утро на месте костра купцы обнаружили прозрачный слиток, сиявший на солнце. Так люди открыли способ изготовления стекла». Автор этой легенды неизвестен, а впервые записал предание римский писатель Плиний Старший в I веке до нашей эры.
Затем эта история неоднократно пересказывалась авторами поздних эпох. Но те, кто проверял легенду на практике, ничего похожего на стекло не получали.
В конце концов, историки выяснили, что стекло изобрели вовсе не финикийцы. Способ получения стекла был открыт намного раньше того времени, когда финикийские корабли принялись бороздить Средиземное море.
Уже в глубокой древности вблизи вулканов люди находили природное стекло — обсидиан, и использовали его для изготовления орудий. А за право называться родиной искусственного стекла «борются» Древний Египет и Месопотамия. В Месопотамии найдена цилиндрическая печать из стекла, которой 4 тысячи лет, а в Египте археологи обнаружили зеленоватую стеклянную бусину возрастом больше 5,5 тысяч лет.
Состав древнего стекла прост — песок, известь и щёлочь. До II тысячелетия до нашей эры стекло получалось пастообразным и неосветлённым, поэтому стекольщики окрашивали его в различные цвета, используя окиси металлов. Железо придавало зеленоватый оттенок, кобальт — синий, а никель и марганец — фиолетовый.
Первые предметы, сделанные из твёрдого стекла ― бусины. Они служили как украшением, так и денежным эквивалентом в торговле. Кроме того, из стекла делали подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели.
В середине I века до нашей эры на Сирийском побережье изобрели стеклодувную трубу. Концом длинной железной трубки мастер подцеплял в печи комочек горячего стекла и раскатывал его на каменной плитке. Затем из получившейся заготовки раздувался пузырь, из которого стекольщик формовал изделие.
Технологии изготовления стекла совершенствовались, и вскоре стало возможным изготовлять стеклянную домашнюю утварь в больших количествах.
В I веке до нашей эры в Риме появилось и листовое стекло, используемое для остекления зданий. Оно было толще и меньше, чем современное стекло. Чтобы получить лист, сначала выдували полый цилиндр, вырезали у него дно, а оставшуюся часть разрезали и раскатывали в прямоугольный лист. В домах Помпей, засыпанных пеплом Везувия в 72 году от рождества Христова, были оконные стёкла, вставленные в деревянные или металлические рамы.
С тех времён технологии изготовления стекла претерпели немало изменений. Современное стекло на 70% производится из кварцевого песка.
Теперь ребята вы знакомы со стеклом и с теми полезными ископаемыми, из которых оно состоит. Давайте теперь проверим с помощью дидактического пособия «Рождение стекла», как вы их запомнили.
Дидактическое пособие «Рождение стекла».
Общий вид дидактического пособия:
Цели: Закрепить знания детей о свойствах стекла.
Задачи: Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.
Инструкция: К дидактическому пособию прилагаются цветные карточки на липучках с изображением различных полезных ископаемых. У дидактического пособия есть 2 разворота, на первом развороте имеется 3 прозрачных окошка, разворот закрепляется резинкой. Ребёнок должен открыть первый разворот. Перед ним появляется второй разворот, на нём липучки. Далее ребенок должен среди цветных карточек с изображением полезных ископаемых найти три основных ископаемых, которые входят в состав стекла. После того как ребёнок справился с заданием, он может сделать самопроверку, развернув второй разворот. (По середине пособия находится изображение стекла и входящие в его состав ископаемые).
Приложение №.9
Игра-викторина: «Что мы знаем о камнях?»
– Первое каменное жилище человека (Пещера)
– Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)
– Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)
– Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)
– Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)
– Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).
– Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)
– Как звали козлика из уральских сказов П.П. Бажова, который копытцем драгоценные камешки выбивал? (Серебряное копытце)
– Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П.П. Бажова? (Малахит)